Когда посадят последнего ревизора

Упрятать за решетку проверяющих, которые нагрянули без разрешения, можно лишь в теории. Ведь для этого придется доказать, что именно ревизоры повинны в недополучении компанией значительных прибылей
Фото: timenews.in.ua

Премьер Арсений Яценюк поручил главе милицейского ведомства Арсену Авакову проследить, чтобы "руководители областных управлений МВД по первым же жалобам бизнеса открывали уголовные производства" против ревизоров. "Речь идет о беспринципности, хамстве и невыполнении закона относительно проверок на местах. Я прошу предпринимателей - гоните их в шею", - заявил премьер. Запрет на проверки всех субъектов хозяйственной деятельности контролирующими органами (за исключением Государственной фискальной службы и Госфининспекции) действует до 1 июня 2015 г. С нового года также введен двухлетний мораторий на любые проверки малого и среднего бизнеса и предпринимателей-физлиц, чьи доходы в прошлом году составили менее 20 млн грн. Но проверяющие часто игнорируют запрет. С одной стороны, в средствах остро нуждается госказна. С другой - проведение инспекций обеспечивает левый заработок самим чиновникам.

По словам Арсения Яценюка, ежегодно на контролирующие органы расходуется до 25 млрд грн., затраты на одну проверку составляют около 16 тыс. грн. Но ревизоры отрабатывают эту сум­му с лихвой. По информации Федерации работодателей Украины, лидерами по количеству проведенных проверок перед введением моратория были Госслужба по чрезвычайным ситуациям, санитарно-эпидемиологическая служба, а также ветеринарная и фитосанитарная службы. В бытность вице-премьером Вла­димир Гройсман, отвечавший тогда за реформу контролирующих органов, утверждал, что ежегодно контролеры выводят в тень на взятках около 100 млрд грн.
Формально инспекторы сейчас не могут проводить проверки без разрешения Кабмина. Но добро от правительства не требуется, если инспекция санкционирована судом или проводится с подачи следственных органов в связи с открытием уголовного дела в отношении предприятия. Этим активно пользуются ревизоры. Во-первых, правоохранители часто открывают уголовные дела по наводке самих контролеров. Во-вторых, компании нередко натравливают проверяющие органы на конкурентов. Любое, даже анонимное, заявление юрлица в правоохранительные органы о нарушениях на предприятии автоматически вносится в Единый реестр досудебных расследований (ЕРДР). Более того, в отличие от частного лица, предприятия не несут ответственности за клевету.

Формально инспекторы сейчас не могут проводить проверки
без разрешения Кабмина. Но добро от правительства не требуется, если инспекция санкционирована судом или проводится с подачи следственных органов в связи с открытием уголовного дела в отношении предприятия

Штрафами ревизоров не напугаешь. Первая незаконная проверка будет стоить им всего от 850 до 1700 грн. (от 50 до 100 необлагаемых минимумов доходов граждан). Если в течение года инспекторы нелегально нагрянут еще раз, могут заплатить за это от 1,7 тыс. до 2,55 тыс. грн. Для тех, чей левый заработок часто исчисляется десятками тысяч, такие суммы - копейки.

Но у бизнеса все же есть шанс найти управу на "нежданных гостей". "Если у проверяющего нет ни разрешения Каб­мина, ни соответствующего решения суда, а уголовное дело не открыто, руководство имеет полное право не пустить проверку", - говорит первый вице-президент Союза предпринимателей малых, средних и приватизированных предприятий Вячеслав Быковец. Другой возможный вариант - обратиться с заявлением к правоохранителям, и те внесут информацию о злоупотреблениях проверяющих в ЕРДР. После этого проверку заморозят, проведут расследование, в идеале - привлекут ревизоров-нарушителей к уголовной ответственности. За злоупотребление служебным положением им грозит арест на срок до шести месяцев, ограничение свободы до трех лет и трехлетний запрет занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

"Но пострадавшие бизнесмены могут воспользоваться этим методом борьбы с ревизорами только в том случае, если компании проверкой был нанесен значительный ущерб", - объясняет партнер юркомпании AVER LEX Виталий Сердюк. Например, если по вине контролеров предприятие недополучило прибыль в размере 121,8 тыс. грн. (100 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан - единица, которая используется для подсчета ущерба по соответствующей статье УК). Однако на практике трудно определить, как долго будут "гостить" проверяющие и во сколько это обойдется компании.