Когда окончится война между народом и властью
Но это не вся правда. Люди готовы терпеть не просто так, а при выполнении как минимум трех условий.
Война сплотила украинцев: большинство тех, кто не разделял идеи Майдана или были к ним равнодушны, из-за военного конфликта в Донбассе пережили экзистенциальный кризис. И вышли из него новыми патриотами своей страны. Очень важно, что такой выбор сделали многие жители юго-восточных и центральных регионов, где поддержка Евромайдана была не впечатляюще высокой. Беда объединила страну, подняла "болевой порог" общества. Эту ситуацию нужно по максимуму использовать для радикальных преобразований и внедрения новых правил. Однако контуры нового общественного договора теряются в тумане сиюминутных тактических решений. До сих пор нет четкого представления, к каким правилам мы идем, и это обстоятельство порождает сумятицу в обществе. По последним социсследованиям, более двух третей украинцев полагают, что события в стране развиваются в неправильном направлении.
Итак, граждане требуют от власти решительных действий в трех направлениях: искоренении коррупции на всех уровнях, видимых шагов в деле евроинтеграции, в частности, обещанного безвизового режима со странами ЕС, и разрешения военного противостояния с Россией в Донбассе. Однако пока борьба с коррупцией ведется для эффектной телекартинки, которая банально разрушается решениями судов, позволяющими чиновникам выходить на свободу под залог. Судебная реформа также зависла, а отсылки к рекомендациям Венецианской комиссии только усиливают раздражение. Что касается безвизового режима, то на майском саммите "Восточного партнерства" в Риге это решение, к сожалению, принято не будет. Украина не успела выполнить необходимые для этого обязательства, и власти, кроме прочего, придется придумывать для общества убедительные "объективные причины" задержки. Наконец, украинцы ждут не хрупкого "перемирия" в зоне АТО, которое едва ли ни ежедневно уносит жизни наших военных, а, раз уж не вышло восстановить контроль над захваченными территориями, полноценной заморозки конфликта.
Помимо этого, люди хотят видеть, что система власти меняется в удобную для общества сторону. Например, если правительство утверждает, что запретило проверки бизнеса, то де-факто их не должно быть в принципе. Если обещали, что оформление субсидий после многократного увеличения тарифов на коммунальные услуги упростится и никакой бюрократической волокиты не будет, то это обещание надо выполнять безо всяких оговорок. Общество наэлектризовано, оно отвергает полумеры.
Дезориентирует общество и стартовавшая игра "в царя горы" между президентской и премьерской командами. Складывается впечатление, что только война способна мобилизовать и сплотить власть. А каждое затишье на линии огня активизирует внутренние политические войны. Хотя следовало бы активизировать работу по построению прозрачных правил игры в треугольнике власть - бизнес - граждане. Вместо этого украинцы вынуждены регулярно наблюдать выходящие за границы здравого смысла процессы, как то блокирование парламентской трибуны самими же представителями коалиции или скандалы, очень напоминающие политический заказ, к примеру, обвинения в коррупции в адрес Арсения Яценюка. Все это выносится на телеэкраны и страницы газет, зачастую сопровождаясь манипуляционными выводами в стиле "будет еще хуже".
Между тем новые правила если и устанавливаются, то явочным порядком, без четкого юридического закрепления, и ни у кого нет уверенности, будут ли они соблюдаться, поскольку институты власти не берут на себя обязательства быть их гарантами. Конечно, можно списать это на особенности переходного периода, но дело в том, что как раз переходный период по самому своему смыслу должен быть периодом, когда старые правила сменяются новыми.
Опубликовано в еженедельнике "Деловая столица" от 13 апреля 2015 г. (№15/725)