• USD 41.8
  • EUR 43.5
  • GBP 52.4
Спецпроекты

Долой зраду. Когда Байден разрешит стрелять по России американскими ракетами

Пока Украина получает ракеты только после того, как Умеров дает обещание не использовать их по российской территории

Джо Байден
Реклама на dsnews.ua

"Мы [США] всегда поддерживали Украину и всегда опаздывали с этим на шесть месяцев". Это признание сделал глава бюджетного комитета Сената США демократ Шелдон Уайтхаус на слушаниях по вооружению Украины, которые прошли 16 мая в Хельсинкской комиссии США.

Официальное название этой американской институции — Комиссия по безопасности и сотрудничеству в Европе. В нее входят по девять членов обеих палат Конгресса США (в том числе девять демократов и столько же республиканцев), а также три представителя исполнительной власти (по одному от Госдепартамента, Пентагона и министерства торговли). Возглавляет Хельсинкскую комиссию конгрессмен-республиканец Джо Уилсон; сопредседателем является глава комитета Сената США по международным отношениям демократ Бен Кардин.

Накануне слушаний комиссия заявила: "Наступление России на Харьков угрожает жизни более миллиона мирных жителей и ставит под угрозу оборону Украины. США должны не только разрешить, но и поощрять ВСУ наносить удары по силам РФ, которые ведут огонь и размещаются на границах РФ". И вообще, считает комиссия, поскольку Россия наступает на Харьков, "очевидна настоятельная необходимость предоставления Украине подавляющего военного превосходства".

Хорошая новость для нас в том, что это сейчас консолидированное мнение обеих палат и обеих партий. А плохая новость — это то, что, как констатирует член комиссии сенатор-демократ Уайтхаус, США все время опаздывают на шесть месяцев.

Полгода роль главного тормоза играл Конгресс. Но месяц назад обе палаты утвердили закон о выделении более $60 млрд на помощь Украине. И теперь роль того, кто всегда опаздывает, вернулась к Джо Байдену.

В какую игру играет Байден

Часто можно услышать версию о том, что Байден боится брать на себя ответственность. То есть он не хочет, чтобы наша война стала выглядеть как прокси-война США с Россией. А если украинцы будут стрелять американскими ракетами по российской территории, то российская (и китайская) пропаганда постарается представить это именно так: что США руками украинцев воюют против России.

Реклама на dsnews.ua

Однако это только маленький фрагмент картины. Сейчас все действия (и тем более заявления) американских политиков нужно рассматривать в контексте их выборов. Байден воздерживается от тех шагов, которые могут вызвать негативную оценку большинства американцев.

Именно поэтому заявление Хельсинкской комиссии США — это хороший знак для нас. Мы тут, в Украине, между собой, можем сколько угодно называть зрадой запрет Байдена бить американскими ракетами по скоплениям российских войск и техники у наших границ. Это на Байдена не повлияет. Если же эту позицию Белого дома начнет называть позором американское общественное мнение, если это станет горячей темой американских медиа, — тогда наши шансы использовать Himers для ударов по российским позициям в приграничье вырастут.

Добавим, что сейчас у Байдена нет шести месяцев для традиционного запаздывания. Выборы президента, всего состава Палаты представителей и 34 из 100 сенаторов состоятся 5 ноября, то есть уже меньше, чем через полгода.

Кому верить: Госдепу или Пентагону

Еще одна хорошая новость заключается в том, что американские медиа уже раскручивают эту тему. А плохая — в том, что позиция Байдена еще не изменилась.

"Украинцев возмутили ограничения Белого дома, запрещающие им использовать американское вооружение для нанесения ударов по территории России", — подчеркнул репортер Washington Post Майкл Бернбаум, который приехал в Киев освещать визит госсекретаря США Энтони Блинкена. 15 мая Блинкен вместе с Дмитрием Кулебой провел пресс-конференцию, и первый вопрос прозвучали именно от Бернбаума — и именно о злополучном запрете Байдена.

"Администрация Байдена ясно дала понять, что не хочет, чтобы Украина использовала американское вооружение для нанесения ударов по территории России. Ситуация в Харькове прямо на границе сейчас довольно драматична, и похоже, что из-за ваших ограничений Украине очень трудно реагировать на российские атаки, поскольку многие из них исходят с российской территории. Имеет ли этот запрет смысл сейчас и рассматриваете ли вы возможность его смягчения?" — спросил репортер.

"Мы не поощряли и не разрешали ударов за пределами Украины, но в конце концов Украина должна сама принимать решения о том, как она будет вести эту войну — войну, которую она ведет в защиту своей свободы, своего суверенитета, своей территориальной целостности. И мы продолжим поддерживать Украину вооружением, которое ей необходимо для успеха, для победы", — ответил госсекретарь.

Некоторые оптимисты расценили слова Блинкена "Украина должна сама принимать решения" как отмену запрета Байдена. Но этот оптимизм оказался преждевременным. Кстати, сам Бернбаум воспринял ответ Блинкена без иллюзий. "Блинкен не указал на какие-либо изменения в политике США", — резюмировал журналист в заключительном репортаже.

На следующий день на вопросы журналистов были вынуждены отвечать представитель Госдепа Ведант Патель и представительница Пентагона Сабрина Сингх.

"Конечно, это не изменение политики. Наша политика не изменилась, и госсекретарь ясно дал об этом понять. Мы не поощряем и не позволяем наносить удары по территории России, но мы также неоднократно заявляли, что Украина в конечном итоге сама принимает решения о своих военных ударах и своих операциях, и это продолжает иметь место", — ответил представитель Госдепа.

"Да, мы не изменили свою позицию. Мы считаем, что вооружения, которые мы даем Украине, должны быть использованы для возвращения суверенной территории Украины", — подтвердила представительница Пентагона.

На уточняющий вопрос: это просьба к украинцам или обязательное условие? — она пояснила, как этот запрет реализуется на практике: "Оружие предоставляется для использования на поле боя. И министр [обороны США Ллойд Остин] в своих беседах с министром [обороны Украины Рустемом] Умеровым обсуждает, как лучше всего можно использовать эти возможности, и мы считаем, что это находится на территории Украины".

Итак, хотя Госдеп говорит, что последнее слово за Украиной, но Пентагон поясняет, что Украина получает ракеты только после того, как Умеров дает обещание не использовать их по российской территории. По-видимому, это обещание и считается "последним словом Украины".

Право на ошибку

И еще об одной иллюзии нужно сказать. Даже если Байден изменит свою позицию, это будет означать только перераспределение ракет в тех рамках, которые заданы законом о дополнительных ассигнованиях на безопасность Украины. Там четко зафиксирована сумма ассигнований на ракеты: $2 млрд 743 млн по статье "Закупки ракет для армии" и еще $366 млн по статье "Закупки ракет для воздушных сил". По обеим статьям деньги останутся доступными до 30 сентября 2026 года. Байден не может перебросить на эти статьи расходов деньги из других статей.

Правда, США могут дать нам все ракеты прямо сейчас, не оставляя никакого запаса на потом. Но многие за океаном сочтут это слишком рискованным вариантом.

Скорее можно ожидать, что в один прекрасный день мы попросим ракеты для удара по оккупантам в Крыму — а ударим по скоплению российских войск где-нибудь в Белгородской области. И скажем, что просто случайно промахнулись. А Госдеп и Пентагон подтвердят: да, украинцы промахнулись, но у них есть право на ошибку. А потом "промахнуться" второй раз, и еще один — пока из Вашингтона не прозвучит угроза прекратить поставлять ракеты. Если же она не прозвучит вовсе — значит, наша неодобряемая в Белом доме инициатива может быть продолжена. Примерно как неодобряемые удары дронами по российским НПЗ. Но на подобную смелость должно решиться военно-политическое руководство Украины.

А пока нам остается ругать Байдена — и бить ракетами туда, куда он разрешает.

    Реклама на dsnews.ua