Китайское оружие для России. Сумеет ли Байден разрушить сговор Путина и Си

Сейчас последняя надежда Кремля — Пекин. А наша надежда — что контраргументы Джо Байдена окажутся для Си Цзиньпина более весомыми, чем желание спасти Путина

Kevin Lamarque/Reuters

Тройной сюжет

Китай решил вмешаться в российско-украинскую войну. Причем вмешаться на стороне России. Это легко увидеть каждому, кто следит за потоком новостей. В один узел сплелись три сюжетные линии: китайский "мирный план", возможные поставки в Россию китайских вооружений и ожидаемые визиты в Пекин европейских лидеров.

Суть "мирного плана" Си Цзиньпина в двух словах — заморозить войну. Сначала "прекращение боевых действий" и затем "возобновление мирных переговоров". Это именно то, что нужно Путину. Чтобы Украина не смогла отвоевать свои территории, оккупированные Россией.

Об этом плане, обнародованном 24 февраля, уже успели нелестно высказаться президент США Джо Байден, канцлер Германии Олаф Шольц, генсек НАТО Йенс Столтенберг. Но в Пекине составляли этот документ и пиарили его на глобальном уровне, наверное, не для того, чтобы наши западные союзники пренебрежительно от него отмахнулись.

Похоже, шантаж поставками в Россию китайских вооружений понадобился прежде всего с той целью, чтобы заставить Запад более уважительно отнестись к "мирному плану" Поднебесной. И не исключено, что этот шантаж уже частично удался.

По крайней мере, президент Франции Эммануэль Макрон 25 февраля, на следующий день после появления китайского плана, заявил, что "тот факт, что Китай привержен мирным усилиям, довольно хорош". Он подтвердил, что посетит Пекин в начале апреля. "Китай должен сегодня помочь нам оказать давление на Россию", — заявил Макрон и призвал Пекин "не поставлять никакое оружие в Россию".

26 февраля англоязычный рупор китайской пропаганды Global Times опубликовал статью "Многие европейские лидеры посетят Китай, чтобы найти "общую почву" для "украинского кризиса". Там говорится, что не только Макрон спешит в Пекин, но и президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен и президент Европейского совета Шарль Мишель могут посетить Китай в первой половине 2023 г. "Подготовка к этому уже ведется, — сообщил в интервью изданию посол Китая в ЕС Фу Конг. — Ожидается, что в скором времени Китай и ЕС начнут частые взаимные визиты на высоком уровне". И тут же дан пропагандистский комментарий: "Эта положительная тенденция роста обменов на высшем уровне между Китаем и Европой показывает, что Европа не хочет видеть затяжной российско-украинский конфликт, поскольку он ослабляет экономику и конкурентоспособность ЕС", — сказал Ван Ивэй, директор Института международных отношений в Китайском университете Жэньминь.

А заканчивается статья формулировкой вполне четких и конкретных планов Китая: совместно с Францией или ЕС найти "решение украинского кризиса". "Если это решение будет предложено Китаем и Францией или Китаем и Европой вместе, оно, скорее всего, будет принято соответствующими сторонами", — уверяет в Global Times директор департамента европейских исследований Китайского института международных исследований Цуй Хунцзянь.

Артиллерийский шантаж

Ключевой вопрос здесь, конечно, как далеко готов зайти Китай в своем шантаже. В российских соцсетях сейчас бурно обсуждают "сенсацию", вброшенную израильским украинофобом Яковом Кедми. 25 февраля Кедми попал под санкции ЕС как прокремлевский пропагандист. И уже на следующее утро он состряпал "новость" о том, что некий "военный аналитик" Чжу Шуфанг сообщил, что якобы "с крупнейшего хранилища резервов армии КНР в провинции Синьцзян (недалеко от границы РФ) начали расконсервировать и приводить в боевое состояние много артиллерийской техники". В подтверждение приведен скрин с какого-то китайскоязычного сайта за 20 февраля. "Новость" Кедми не имеет ссылки на источник, то есть проверить ее невозможно, тем не менее, ее уже вбросили в украинское медиапространство российские "эксперты" типа Станислава Белковского.

Вероятно, в Кремле хотят выдать желаемое за действительное. Дескать, Си Цзиньпин уже готовит гаубицы и РСЗО для отправки на помощь Путину. Но на данный момент это маловероятно. Более правдоподобно, что Пекин использует эту гипотетическую угрозу, чтобы проверить гипотетическую реакцию Вашингтона. Со своей стороны, Вашингтон пытается поломать эту игру и предостерегает Пекин (как публично, так и по другим каналам), что ответ обязательно будет.

"Новые разведданные предполагают, что Китай рассматривает возможность отправки артиллерии и боеприпасов в Россию, по словам трех официальных лиц США, знакомых с этим вопросом", — сообщил 26 февраля телеканал NBC News. Еще неделей ранее о подобной возможности заявил госсекретарь США Энтони Блинкен по итогам встречи с главой китайской дипломатии Ван И на полях Мюнхенской конференции. "Мы очень обеспокоены тем, что Китай рассматривает возможность оказания смертоносной поддержки России в ее агрессии против Украины, и я ясно дал понять, что это будет иметь серьезные последствия в наших отношениях", — сказал Блинкен, подчеркнув, что это "то, чем президент Байден несколько раз делился напрямую с президентом Си".

25 февраля директор ЦРУ Уильям Бернс в интервью CBS News подтвердил, что власти Китая рассматривают возможность предоставления России летального оружия для войны против Украины. "Мы не видим, что окончательное решение уже принято, и не видим доказательств фактических поставок летального вооружения. Именно поэтому Блинкен и президент четко выступили с объяснениями относительно последствий такого шага", — заявил Бернс.

Контраргументы Байдена

Конечно, всем интересно, чем может ответить Байден. 24 февраля его об этом так и спросили: "Если Китай начнет вооружать Россию в Украине, что вы будете делать?" Байден ответил, что он не намерен объявлять об этом заранее. Но он все же намекнул, какой может быть экономический ответ Си Цзиньпину.

"Летом у меня был долгий разговор с Си об этом. И я сказал: "Послушайте, это не угроза. Это просто заявление. Когда европейцы и американцы увидели, что происходит в России, — знаете что случилось? Ушли шестьсот корпораций". Я сказал: "Вы сказали мне, что будущее Китая зависит от инвестиций западного мира. И это важно". Я сказал: "Я просто буду следить за этим". Доказательств того, что он это сделал, пока нет".

Тем же утром Блинкен в интервью телепрограмме CBS Mornings рассказал: "Существует множество возможных санкций. Я не хочу вдаваться в подробности. Но мы сказали им очень прямо, в том числе на встрече, которую я провел с Ван И в Мюнхене на прошлой неделе, что это будет серьезной проблемой в наших отношениях".

Стоит учесть также внутриполитическую ситуацию в США. Большинство американцев считают именно Китай, а не Россию, главной военной угрозой. Причем особенно сильно это проявляется в настроениях избирателей, симпатизирующих республиканцам и независимым кандидатам. Поэтому, если Байден покажет беззубость по отношению к Си Цзиньпину, то сделает подарок своим конкурентам.

Ввиду этого сомнительно, чтобы Пекин захотел проверять быстроту и силу реакции Вашингтона. Если только Си Цзиньпину не захочется поиграться в глобальную экономическую войну из собственных внутриполитических соображений. Известно, что в Китае углубляются проблемы и противоречия. Но все же пока что они не достигли той стадии, когда единственный выход — глобальный конфликт.

Тем не менее, это не исключает опасность каких-то уступок Пекину со стороны Запада за счет наших интересов. Первой такой уступкой может стать уже сам факт обсуждения с Китаем каких-то планов за нашей спиной. За этой уступкой может последовать вторая — обещание "давить на Киев" в обмен на обещание Си Цзиньпина "давить на Путина".

И это серьезный вызов для нашей дипломатии.