• USD 41.2
  • EUR 44.8
  • GBP 53.5
Спецпроекты

Кипрский батальон Козицких

Как устроена оффшорная империя семьи главы Львовской ОВА Максима Козицкого – оптимизация уплаты налогов на сотни миллионов гривен, кредиты государственных банков, кредитование нефтегазового бизнеса за счет доходов от зеленого тарифа

Максим Козицкий
Максим Козицкий / Фото из открытых источников
Реклама на dsnews.ua

Борьба с выводом капитала и уклонением от уплаты налогов с помощью оффшорных схем была одним из лозунгов, на которых нынешние главы государства пришли к власти. "Платить налоги должны все", — говорил украинцам Зеленский в своей предвыборной программе. Обещалось, ни много ни мало – "провести деофшоризацию экономики". "Будет чистая Украина, чистая работа, чистый бизнес", — прогнозировал президент. Был даже принят "антиофшорный закон". И его автор Гетманцев уверял нас недавно, что наступил "конец эпохи оффшоров", и даже приводил пример схемы, где кипрский оффшор, который Гетманцев называет "обычной пустой оболочкой, управляемой из Украины", кредитовал связанные украинские ОООшки для уклонения от уплаты налогов, но был уличен искусными налоговиками.

Слушал бы и слушал об этих космических кораблях налоговой, которые бороздят просторы Кипра, но есть вопросы к Гетманцеву и Зеленскому: о каком "конце эпохи оффшоров" вы говорите, если их (офшоры) сегодня использует ближайшее окружение президента? В частности – семья главы Львовской ОВА Максима Козицкого. Причем использует в полном соответствии с описанной господином Гетманцевым схемой – та же "пустая оболочка, управляемая из Украины", и те же кредиты украинским ОООшкам во избежание уплаты ими налогов в Украине. Платить налоги должны все, господин президент, говорите? Так вот семья назначенного вами короля Львовщины, по моему мнению, не платит на сотни миллионов гривен. Более того – платят ему. Государство платит. Государственные банки кредитуют энергетический бизнес семьи главы Львовской ОВА на десятки миллионов евро.

Но – обо всем по порядку.

Все хорошо и без оффшоров

Как известно, семья Козицких владеет мощным и разветвленным энергетическим бизнесом, который формально объединен в группу Західнадрасервіс и имеет несколько направлений: добывающее, сервисное и альтернативная энергетика. Я уже писал о том, что в первых двух направлениях семья выбрала себе замечательного партнера – этакого посла Газпрома в Чехии Карела Комарека. Он вместе с газовыми чекистами построил ПХГ в Чехии и получил в награду нефтяной терминал в России. Этот терминал, по данным СБУ, поставлял нефтепродукты в "ЛДНР". Лишь летом 2024 года партнер Козицкий окончательно разорвал отношения с Газпромом, а российский нефтяной терминал может контролировать до сих пор. Примечательно, что Козицкие работали с другом Миллера и Медведева и после 2014 года, и после 2022 года.

Не менее показательно, что предприятия группы сидели и сейчас сидят на государственных тендерах. Как подсчитал Георгий Тука, в целом компании Козицких выиграли у "Укргаздобычи" и других государственных структур тендеров более чем на 7,5 млрд грн. Думаю, что на самом деле еще больше.

Почему все это безнаказанно? Не только из-за близости к руководству государства. А еще, например, потому, что у семьи полный симбиоз с правоохранителями. Компания Козицких фактически монополизировала обслуживание сайтов органов и НАПК, выигрывая подавляющее большинство соответствующих тендеров за последние 5 лет. Именно поэтому у группы нет никаких проблем с прокуратурой, а у Максима Козицкого – с НАЗК. Более того: определенное количество уголовных дел против компаний группы, где надзор осуществляет прокуратура, разваливаются. Ты мне, я тебе, так сказать.

Реклама на dsnews.ua

Но с оффшорами лучше

Мы исследовали третье направление бизнеса группы – ВИЭ. Особенно интересно, куда уходят от него деньги, учитывая, что "зеленый" тариф в Украине лучше было бы назвать "золотым". Как оказалось, деньги идут на Кипр и (уходили раньше) на Британские Виргинские острова. Об этом свидетельствуют данные отчетов кипрских компаний Козицких, которые мы получили и проанализировали. Самые интересные фрагменты из них я опубликую ниже.

Итак, "зеленый" бизнес Козицких в публичной плоскости позиционируется как опять-таки группа компаний ЭКО-ОПТИМА. Однако юридически этот бизнес не структурирован, а представляет собой многочисленную сеть ООО, которые владеют и управляют построенными и запроектированными ветро- и солнечными электростанциями. Эти "ОООшки" имеют разный состав акционеров, единственным их общим признаком является наличие среди числа акционеров Зиновия Козицкого. При этом в некоторых ООО он представлен и напрямую (как гражданин Украины – собственник доли ООО) и опосредован как конечный бенефициар оффшорных компаний – собственника доли ООО.

Значительная часть всех активов Козицких в сфере "зеленой энергетики" структурирована на основе сети кипрских оффшорных компаний, конечным бенефициаром которой является Зиновий Козицкий.

Каждое ООО владеет отдельным объектом "зеленой энергетики", с отдельными разрешениями, тарифами, правом собственности или аренды на соответствующие земельные участки. Указанный перечень ООО не исчерпывающий в перечне объектов "зеленой энергетики" Козицкий, часть ВЭС и СЭС были переоформлены напрямую на Зиновия Козицкого, как, например, ООО "Сокальский ветропарк".

Ключевой оффшорной компанией в этой структуре является кипрская ZMS ENERGEE LIMITED, зарегистрированная в октябре 2020 года, единственным владельцем которой является Зиновий Козицкий.

Кипрская ZMS ENERGEE LIMITED является прямым правопреемником одноименной компании с Британских Виргинских островов (BVI), которая действовала с 2016 года и была предыдущим владельцем кипрских оффшоров IVENA, DERAVEST, POLIVEST, ZMS HOLDING. Компания по BVI была ликвидирована в 2020 году.

Достоверно, что изменение юрисдикции ZMS ENERGEE LIMITED с BVI на Кипр, подготовленное и осуществленное в 2020 году, является следствием требования европейских кредиторов кипрской DERAVEST LIMITED, владельцем которой до 2020 года была именно компания с BVI. Кипрская DERAVEST LIMITED получила льготный кредит в размере 4,9 млн евро от Европейского банка реконструкций и развития (при участии Датского Климатического Фонда и финского Нордик Банка) на реализацию проекта ветроэлектростанции Старый Самбор-2. Похоже, что европейские кредиторы попросили Козицких иметь совесть и убрать из структуры собственности вполне анонимные оффшоры с виргинских островов.

Также стоит отметить, что одним из директоров кипрской DERAVEST LIMITED является Алексей Пархомчук, инвестиционный директор в датском инвестиционном фонде для развивающихся стран (IFU), который является одним из соинвесторов проекта Старый Самбор-2. Роль Пархомчука в должности директора в DERAVEST LIMITED (вероятно) заключается в контроле за целевым использованием инвестиционных средств и платежной дисциплиной в компании.

Структурирование бизнеса с использованием оффшорных компаний является распространённой схемой в украинских реалиях. Основными аргументами владельцев бизнесов есть удобство инвестирования в проекты в Украине и возможность защиты активов и инвестиций. Однако двухуровневая структура кипрского сегмента "зеленого" бизнеса Козицких свидетельствует, что основной целью построения такой структуры является не защита активов, а налоговая оптимизация украинских ООО, осуществляемая за счет финансовых операций между ООО и кипрскими компаниями, фактически принадлежащими одному владельцу.

Как оптимизируют Козицкие – пустая оболочка, управляемая из Украины, и кредиты связанным структурам

Согласно финансовым отчетам оффшорной компании IVENA LIMITED, до 2019 года эта компания выполняла функцию "финансового хаба" для бизнеса Козицких, на счета кипрской IVENA LIMITED поступали платежи от украинских ООО (как "зеленого" бизнеса, так и нефтегазового), и с этих же счетов IVENA LIMITED осуществлялись платежи на другие кипрские компании Козицких и предоставлялись "ссуды" украинским ООО, принадлежащие Козицким. Таким образом из балансов украинских ООО выводились из-под налогообложения "избыточные" доходы, за счет которых через кипрские счета финансировались другие проекты Козицких в Украине, которые в последующие годы "возвращали" ссуды со своих доходов кипрской IVENA LIMITED, так же уменьшая прибыль, которого следует уплатить налоги в Украине.

За 2020-2022 годы только через IVENA LIMITED "прошло" по меньшей мере 20 млн. евро. Это минимальная ориентировочная сумма, которую в течение трех лет удалось "устранить" Козицким от налогообложения в Украине исключительно благодаря "работе" одного, подчеркиваю, кипрского оффшора.

Государственные банки кредитуют семейный бизнес

Оффшорная компания IVENA LIMITED, выполнявшая (выполняющая) функции "финансового хаба" для бизнеса Козыцких, в период 2018-2022 годов выступала поручителем и гарантом по кредитам других компаний Козыцких. Так, IVENA LIMITED передала в залог акции ООО "Оровская ВЭС" и ООО "Самборская солнечная станция" под обеспечение кредита в 42 млн евро, полученного от государственного УкрЭксимБанка. Еще по двум кредитам в УкрЭксиме и УкрГазБанке IVENA LIMITED выступила гарантом по кредитам на сумму почти 15 млн евро.

Здесь возникают огромные вопросы руководства указанных банков. Ибо поручительство кипрского оффшора и залог в виде акций, которыми он владеет, являются уморительными аргументами для банка. Любой другой участник отрасли, который пришел бы в Укрэксим по кредиту в 40 млн евро по поручительству кипрской оффшорки, был бы "послан" прямо с порога. Ибо это поручительство ничего не стоит, и в случае недобросовестного поведения заемщика банк просто потеряет деньги. И от выдачи кредитов под такие "гарантии" за километр пахнет коррупцией.

По этому же кредиту в УкрГазБанке на 5,1 млн евро одним из поручителей выступал в том числе и действующий глава Львовской ОВА Максим Козицкий. Очевидно, что кредитование государственными деньгами семьи одного из топ-чиновников государства – ситуация, содержащая признаки конфликта интересов и глубинной коррупции.

Недостоверное декларирование Максима Козицкого – "забыл" об офшоре

В финансовых отчетах кипрской компании Козицких DARVEST LIMITED в разделе "Обязательства перед связанными лицами" указываются данные по действующему председателю Львовской ОВА. С одной стороны, это можно трактовать, что Максим Козицкий остается связанным с этой компанией и соответственно другими кипрскими и украинскими компаниями "зеленого" бизнеса Козицких. С другой стороны наличие зафиксированной задолженности кипрской компании требует от Козицкого наличие такого долга декларировать.

Выводы: владельцев неправильных оффшоров разоблачает Гетманцев, владельцы правильных оффшоров – возглавляют ОВА

Итак, что в сухом остатке мы видим в деятельности семьи г-на Козицкого:

1. Уклонение от уплаты налогов на сотни миллионов гривен

Общая структура "зеленого" бизнеса Козицких и данные финансовых отчетов принадлежащих Козыцким кипрских оффшоров свидетельствуют, что данная структура сознательно сформирована с целью налоговой оптимизации для уменьшения налоговой нагрузки активов возобновляемой энергетики Козицких в Украине. За счет схемы с предоставлением внутренних ссуд и кредитов значительная часть прибыли от деятельности украинских ООО перечисляется на счета кипрских компаний и облагается налогом по низким оффшорным ставкам, в то время как в государственный бюджет Украины соответствующий налог на прибыль не уплачивается.

2. Кредитование семейного бизнеса государственными банками

Бизнес Козицких получал кредитное финансирование Укрэксимбанка и Укргазбанка, при этом в качестве залога и поручительства под обеспечение этих многомиллионных кредитов использовались активы и гарантии кипрских оффшорных компаний Козицких и персональные гарантии самих Козицких, в том числе и действующего председателя Львовской ОВА Максима Козицкого. Такие залоги и поручительства несут дополнительные опасности для государственных банков.

3. Очевидный конфликт интересов и глубинная коррупция

Вполне вероятно, что при получении и обслуживании кредитов в государственных банках и в международных финансовых структурах дополнительным аргументом в пользу "зеленого" бизнеса Козицких является факт пребывания Максима Козицкого в должности председателя Львовской ОВА, области, где сконцентрированы все активы "зеленого" бизнеса Козицких.

По данным актуальной финансовой отчетности кипрских компаний Козицких и аналогичных отчетов за предыдущие годы Максим Козицкий является связанным лицом, что означает его возможность влиять на существенные решения этих компаний и вовлеченность в управление. Согласно законодательству, действующие должностные лица не могут быть задействованы в управлении активами.

4. Кредитование нефтегазового бизнеса доходами от "зеленого" тарифа

Через кипрские оффшорные компании Козыцких происходит перераспределение средств между различными украинскими ООО, в частности ООО "Буровая компания Горизонты", "Нордик-Буд", "Георазведка", которые занимаются добычей углеводородов и не являются частью бизнеса возобновляемой энергетики. Такая схема позволяет использовать кредитные средства, полученные на реализацию и развитие активов "зеленого" бизнеса для развития своего нефтегазового бизнеса. И это уже плевок в лицо не только украинскому обществу, но и западным "зеленым" донорам.

Так что слухи о "конце эпохи оффшоров", которые нам анонсировал господин Гетманцев, оказались несколько преувеличенными. А попытки выдать желаемое за действительное объясняются очень просто: согласно опросам, для 77,1% украинцев недопустимо, чтобы высшие должностные лица в государстве и ведущие политики владели оффшорными счетами за границей. Но, к сожалению, это так, и ситуация с 2019 года если и изменилась, то только в худшую сторону.

    Реклама на dsnews.ua