Казус Лусварги. Когда СБУ посетит Киево-Печерскую Лавру

В Голосеевском монастыре УПЦ МП журналисты, а не спецслужбы, нашли бразильского боевика "Л-ДНР", которого осудили на 13 лет, но впоследствии отпустили

Рафаэля Лусварги, гражданина далекой Бразилии, который воевал на стороне российских террористов, обнаружили в Свято-Покровском монастыре в Киеве. Он считает свое освобождение из тюрьмы чудом, передает "ДС" со ссылкой на Depo.ua.

Впрочем, авторы сюжета-расследования "Радио Свобода" подтвердили: речь идет не о чуде, а о результате халатности и даже о саботаже со стороны государственных структур. Оказывается, Лусварги должны были обменять на наших пленников, для этого ему изменили меру пресечения, но не обменяли. Обратно за решетку он не вернулся, хотя в середине февраля срок действия меры пресечения закончился. Оказывается, бразилец гуляет украинской столицей, потому что суды выясняют подсудность по его делу. Пока же Лусварги ожидает судебное заседание, запланированное через месяц, его приютили в монастыре УПЦ МП. С очень интересной историей, но об этом позже.

Напомним, Лусварги задержали 6 октября 2016 г. В рядах боевиков он воевал с 2014 г., сообщал об этом в соцсетях и интервью российским СМИ. Был ранен. В январе 2017-го суд отправил бразильца в тюрьму на 13 лет. Однако уже в августе апелляционная инстанция отменила этот приговор. После повторного рассмотрения суд первой инстанции направил дело в Высший специализированный суд по гражданским и уголовным делам. Дальнейшая история - игра в футбол, только команды-участницы хотят не победить, а то отпетлять. Публичность, волшебный пинок заставит теперь элементы системы зашевелиться, поэтому очень вероятно, что Лусварги вернется в тюрьму. Но надолго ли?

У нас в сферах, связанных с действием уголовного законодательства, наблюдается полный беспорядок, когда лица, которых подозревают в коррупции, взяточничестве, вымогательстве и других преступлениях, пересиживают шум вокруг своих персон, а затем получают удобные судебные решения. Как, например, задержанный в прямом эфире главный чрезвычайник Сергей Бочковский, который триумфально возвращается на должность. Так происходит потому, что пиар-дела не имеют шансов в судах. К сожалению, те, кто эти пиар-дела раскручивает, не несут ответственности за их провал.

Но коррупционные истории хотя бы на слуху, а с Лусварги все были убеждены, что он сидит в тюрьме. Так, похоже, соответствующим органам отныне придется не только отчитываться о количестве осужденных террористов и их пособников, но и показать этих лиц в тюрьмах. Потому что после обнаружения бразильского "монаха" к ним возникло много вопросов.

Однако здесь есть еще несколько моментов, которые заслуживают внимания. Первый - фигура адвоката Валентина Рыбина. СМИ неоднократно обращали внимание на деятельность этого персонажа. Он защищал впоследствии обмененного на Надежду Савченко "грушника" Александрова, россиян Банных, Коледу, Кулыгина, признанных у нас агентами спецслужб РФ, Мефедова, едва не единственного, кто еще сидит по делу 2 мая в Одессе, боевиков из "Л-ДНР" - граждан России, попавших в плен, генерала СБУ Щеголева, которого обвиняют в причастности к расстрелам на Майдане, и т. д. Лусварги тоже его клиент.

Второй момент - место, где нашел убежище Лусварги. Как пояснил авторам сюжета представитель монастыря, он не мог оставить мужчину на улице, к тому же государство его отпустило. Формально это так, но вряд ли можно представить, что иностранец в поисках убежища бродил незнакомым Киевом, пока не оказался далеко в Голосеевском лесу, где и встретил не последний по влиянию в УПЦ МП монастырь. Скорее, Лусварги туда привели и спрятали. Это скит Киево-Печерской Лавры, известной как один из ключевых форпостов "русского мира" в Украине. Монашескую обитель, разрушенную при "советах", отстроили во времена независимости.

На ее территории похоронена не только юродивая монахиня Алипия, известная по жизни исцелением людей, пророчествами и даже изгнанием бесов, но и Владимир Кисель, он же "Дед", которого называют криминальным авторитетом 90-х. Он известен своим ОПГ, которое базировалось на территории Голосеевского, а тогда еще Московского района столицы. Кто помнит те бурные времена, наверное, вспомнит имена "Савлоха" (Борис Савлохов), "Авдыша" (Виктор Авдышев), "Москвы" (Игорь Фадеев), "Черепа" (Игорь Ткаченко), "Фашиста" (Вячеслав Пересецкий), "Рыбки" (Виктор Рыбалко) и других героев того времени. Владимир Кисель в этой категории считался тяжеловесом.

Но его также знали и как благодетеля, который жертвовал значительные средства на восстановление скита в Голосеево. Он пережил практически всех главарей бандформирований 90-х годов, хотя на него и были покушения. В ноябре 2003 года на улице Рейтарской, в самом сердце столицы, взорвался автомобиль, в салоне которого находился Кисель. В результате взрыва погиб водитель, мишень покушения отделался испугом. Но смерть все же настигла "Деда" 30 мая 2009-го под Казатином, где авто с на тот момент уже легальным бизнесменом, председателем Федерации греко-римской борьбы, а не криминальным авторитетом, столкнулось с другим автомобилем.

Впрочем, вернемся, к нашим будням. СМИ, политики, эксперты много говорят о том, что спецслужбы слишком лояльны к церковным ячейкам Московского патриархата. Иногда вокруг них возникают скандалы, как с так называемым "Десятинным монастырем", но их быстро тушат. Может, хотя бы после обнаружения журналистами боевика Лусварги кто-то проверит, чем же занимаются за стенами монастырей УПЦ МП, какой литературой приторговывают, которые проповеди читают. Потому-то странно получается, что президент, члены правительства, депутаты-патриоты отстаивают независимость украинской православной церкви от Москвы, а те, кто уполномочены государством заботиться о национальной безопасности, ловят ворон.