Касько рассказал, кто саботирует возврат активов Януковича и Ко
Бывший замгенпрокурора Украины Виктор Касько рассказал, как проходит процесс поиска оставшихся неарестованных активов бывших высокопоставленных лиц Украины, найденных за границей. Об этом передает "ДС" со ссылкой на его интервью изданию "Фокус".
По его словам, "всех коррупционеров не пересажаешь", а "тех активов, которые уже найдены, вполне достаточно для начала работы по их возвращению".
При этом он привел пример других стран, где ловят показательно политически значимых лиц и всем демонстрируют, как эффективно работает система. "Дальше действует превенция - остальные начинают бояться и не делают глупостей. То же самое с активами", - пояснил Касько.
По словам Касько, надо выделить те активы, по которым есть перспектива возврата, интенсивно поработать и прийти хотя бы к приговорам украинских судов по ним. "Искать активы можно вечно. Не думаю, что задача следственных органов все заблокировать. Пусть они из того, что заблокировано, хотя бы что-то вернут", - сказал он, приведя пример того, как это делается.
"Когда меня назначили на должность замгенпрокурора, я осуществил несколько визитов в Швейцарию и другие страны. В результате из Швейцарии я лично, не заведуя следствием, а заведуя только международным департаментом и имея хорошие связи среди прокуроров других стран, привез нашему Главному следственному управлению все номера счетов и названия банков, где лежат средства бывших должностных лиц. Положил им на стол - работайте, ребята. Это было полтора года назад. Вы думаете, эти счета арестованы по запросам украинского следствия? Нет. Швейцарцы заблокировали их по собственной инициативе, введя санкции. Аналогичная ситуация в Лихтенштейне", - рассказал Касько.
Также он привел пример с Нидерландам и экс-главой МВД Виталием Захарченко. "Я привез оттуда огромную папку документов, где расписаны все холдинги, которые владеют недвижимостью и прочими активами Захарченко и его семьи. Много с того момента изменилось? Вы слышали, что дело, связанное с экономическими преступлениями Захарченко, направлялось в суд? У меня нет возможности посмотреть ни одно дело, чтобы узнать, на какой стадии его расследование и почему так туго все идет. Но я недавно спрашивал у наших иностранных экспертов, которые пытаются хоть как-то помочь в расследованиях, найдена ли хотя бы по нескольким делам реальная связь между совершенным в Украине преступлением и заблокированными где-то деньгами. Пока нет видения, где эта связь", - добавил он.
По его словам, "для возвращения активов нужны не просто приговоры украинских судов, нужно, чтобы там было написано, что деньги были украдены в Украине, а потом по такой-то схеме оказались в такой-то стране".
Также Касько пояснил, саботирует ли следствие этот процесс сознательно или просто нет профессионалов, которые могли бы расследовать такого рода дела.
"Есть два фактора. Первый - это непрофессионализм, так как дела достаточно сложные. Чтобы их расследовать, надо было научиться этому", - уточнил он, отметив, сотрудникам ГПУ предлагали пройти тренинги, приглашали для этого иностранных экспертов, "но большинство следователей считают, что они и так знают, как работать".
Второй фактор, по словам экс-представителя ГПУ, это коррупция. "Возьмите, к примеру, дело Николая Злочевского (экс-министр экологии -ред.). Деньги, которые заблокировали прокуроры Великобритании, разблокировали благодаря тому, что адвокат Злочевского подал запрос в ГПУ и уже на следующий день получил ответ, что его клиент - самый порядочный человек на земле. Ответ на запрос дали лично в руки адвокату, и почти никто не знал о его существовании. Потом этот документ всплыл в британском суде. Так же расследовалось и само дело по Злочевскому. Долгое время этот процесс шёл безуспешно, а потом дело оказалось в МВД. Почему производство по бывшему должностному лицу, относящееся к компетенции прокуратуры, вдруг направляется в Министерство внутренних дел? Я до сих пор не знаю, кто вынес такое постановление. МВД, конечно, очень удивилось. И пока оно где-то там блуждало, в Великобритании сняли арест с активов. Это произошло из-за непрофессионализма следователей? Не думаю", - заключил он.