Каникулы во время войны. Почему Верховная Рада стала неуправляемой

Неработоспособность парламента уже привела к конкретным последствиям. В результате бездеятельности подвисли как минимум пять вопросов, по которым нет единства в окружении Зеленского и внутри "слуг народа"

УНІАН

Во вторник, 23 июля, Верховная Рада фактически утратила работоспособность. Утвердив два президентских указа (о продлении срока действия военного положения и всеобщей мобилизации на 90 дней), парламент не смог рассмотреть больше ни одного вопроса и отложил заседания ориентировочно на месяц.

Ранее ожидалось, что текущая неделя будет пленарной и в течение 23-26 июля народные депутаты успеют принять немало важных решений. Теперь все эти планы отодвинуты то ли на середину августа, то ли вообще на сентябрь. Точные даты не установлены. Но от депутатов можно услышать, что, скорее всего, следующий раз Верховная Рада соберется 24 августа на День Независимости, а к важным голосованиям приступит лишь 3 сентября, когда откроется новая сессия.

Тормоз без руля

Можно вспомнить турборежим, в котором нынешний парламент работал в первый год своей каденции. Также можно вспомнить, как быстро Рада принимала все нужные решения в первый год большой войны. Сейчас выглядит так, словно парламент потерял управляемость. И тот, кто сидит за рулем, то есть Руслан Стефанчук или его первый зам Александр Корниенко, вынужден жать на тормоза.

Понятно, что этого бы не случилось, если бы сохраняло работоспособность монобольшинство "слуг народа". Но вплоть до недавнего времени Банковой удавалось проводить через парламент все нужные ей решения, используя так называемых сателлитов монобольшинства, то есть депутатские группы "Довіра", "За майбутнє" и осколки ОПЗЖ (группы "Відновлення України" и "Платформа за життя та мир"). То есть "слуги народа" стабильно давали как минимум 170 голосов, а остальное обеспечивали группы-сателлиты.

Однако сейчас и этот механизм перестал работать. Проблема уже не только в том, что монобольшинство фиктивное: оно теперь еще и расколотое или, точнее, раздробленное. А это, в свою очередь, говорит о том, что Банковая или утратила контроль над фракцией "слуг народа", или уже не способна посылать ей четкие сигналы.

В любом случае это печально с точки зрения интересов страны — и очень рискованно с точки зрения имиджа Владимира Зеленского и Андрея Ермака. Все чиновники в центре и на местах видят: Банковая не знает, что делать дальше, и взяла тайм-аут на месяц. Пока Зеленский и Ермак будут думать, депутаты будут отдыхать.

Пять отложенных решений

Неработоспособность парламента уже привела к конкретным последствиям. В результате бездеятельности Верховной Рады 23 июля подвисли как минимум пять вопросов, по которым нет единства в окружении Зеленского и внутри "слуг народа":

  1. Запрет УПЦ МП. 18 июля парламентский комитет по вопросам гуманитарной и информационной политики, возглавляемый "слугой народа" Никитой Потураевым, рекомендовал Верховной Раде принять во втором чтении и в целом законопроект №8371 "О внесении изменений в некоторые законы Украины насчет деятельности в Украине религиозных организаций". Этот проект был внесен Кабинетом министров еще полтора года назад (19 января 2023 года) во исполнение решения СНБО от 1 декабря 2022 года, введенного в действие указом Зеленского. Девять месяцев назад, 19 октября 2023 года, закон был принят в первом чтении. Но половина "слуг народа" не хочет запрета УПЦ МП. Наверное, они бы не посмели идти против воли Зеленского и не решились бы саботировать выполнение решения СНБО, если бы Банковая проявила в этом вопросе твердость. Но Зеленский и Ермак, похоже, до сих пор сами не определились, что им выгоднее: запретить УПЦ МП или же пощадить в расчете на ее благодарность на будущих выборах. В итоге 23 июля голосование по проекту №8371 не было проведено.
  2. Судьба правительства. Сейчас в правительстве шесть вакансий. Кресло министра культуры и информационной политики пустует уже почти год — с 27 июля 2023 года, молодежи и спорта — с 9 ноября 2023 года, по делам ветеранов — с 7 февраля 2024 года. С 9 мая свободны должности министра аграрной политики и продовольствия, министра развития громад и территорий и министра инфраструктуры. Какое-то время оправдание заключалось в поиске кандидатур. Но на прошлой неделе некоторые медиа и нардепы сообщили фамилии новых министров. Загадкой оставалось, захочет ли Банковая отправлять в отставку премьера Дениса Шмыгаля и с ним весь Кабмин. Ожидалось, что 23 июля мы узнаем разгадку. Но нет. По сведениям нардепа Алексея Гончаренко ("Европейская солидарность"), хотя Банковая хочет менять Шмыгаля и правительство, но против этого "выступает не очень активно, но выступает" руководство фракции "слуг народа". По версии Гончаренко, заседания перенесены на месяц именно "для того, чтобы отсрочить увольнение Шмыгаля и других министров".
  3. Бюджетный процесс. 23 июля бюджетный комитет парламента, возглавляемый "слугой народа" Роксоланой Пидласой, принял 11 рекомендаций к бюджетной декларации, которую Кабмин одобрил 28 июня. Верховная Рада могла бы утвердить эти рекомендации уже 24 июля, но вместо этого будет отдыхать. Если рекомендации не будут проголосованы парламентом до 11 августа, то, как записано в Регламенте, "такой вопрос в дальнейшем не нуждается в рассмотрении". Таким образом, если Рада не соберется в указанный срок, то работа бюджетного комитета пойдет коту под хвост. Процитируем одну из 11 рекомендаций: "Жестко приоритезировать расходы бюджета, отказавшись от непервоочередных, неактуальных и неэффективных расходов, сконцентрировать финансовый ресурс на укреплении обороноспособности … и поддержке ветеранов российско-украинской войны". Вероятно, Банковая не хочет связывать себя и гипотетический новый Кабмин подобными обязательствами. Поэтому можно ожидать, что до 11 августа Рада не соберется.
  4. Отзыв Безуглой. 15 июля парламентский комитет по вопросам нацбезопасности, обороны и разведки, возглавляемый "слугой народа" Александром Завитневичем, снял Марьяну Безуглую с должности главы подкомитета по вопросам демократического гражданского надзора и контроля (для этого достаточно решения комитета). 22 июля комитет поддержал предложение об отзыве Безуглой с должностей заместителя председателя и члена комитета "вследствие обстоятельств, которые делают невозможным исполнение ею своих обязанностей". В тот же день Завитневич и еще девять членов комитета внесли в Раду проект постановления с точно такой же формулировкой. Однако 23 июля регламентный комитет Рады не смог принять решения — несколько "слуг народа" вместе с секретарем комитета Папиевым из ОПЗЖ сорвали кворум. Поэтому Рада не смогла рассмотреть этот вопрос, и Безуглая сохранила свои посты в комитете. Хотя она вышла и из партии, и из фракции "слуг народа", но, видимо, по-прежнему нужна Банковой, даже если это категорически не нравится многим "слугам народа".
  5. Отзыв Задорожнего. 15 июля НАБУ и САП объявили подозрение "слуге народа" Николаю Задорожнему за желание получить "откат" от контракта по ремонту водопровода на Сумщине, а 17 июля ВАКС назначил ему залог в размере 3 млн грн. Незадолго до этого, 22 мая, Рада назначила Задорожнего главой временной специальной комиссии (ВСК) по вопросам использования средств госбюджета, направленных на обустройство фортификационных сооружений и инженерных заграждений на линии столкновения. 20 июля первый заместитель главы фракции "слуг народа" Андрей Мотовиловец внес проект постановления об отзыве Задорожнего с поста главы ВСК и назначении вместо него "слуги народа" Александра Бакумова. Эта замена хороша еще и тем, что Бакумов — харьковчанин, майор, в 2015-м принимал участие в боевых действиях. 23 июля регламентный комитет рекомендовал депутатам рассмотреть этот проект, однако Рада ушла на каникулы. И одиозный Задорожний по-прежнему уже самой своей фигурой будет дискредитировать ВСК по фортификациям и тех, кто продвинул его на этот пост.

Три выхода из ситуации

Можно ожидать, что условный "месяц каникул" будет использован Банковой для того, чтобы определиться в своих желаниях и найти соответствующий выход из ситуации. В зависимости от желаний возможны три выхода.

Самый сложный выход — это сформировать правительство национального единства и тем самым снять с себя бремя ответственности за правящую коалицию, за Кабмин, за бюджетный процесс и за УПЦ МП тоже. Сосредоточиться на войне и мире, армии и дипломатии.

Менее сложный выход — интенсивно обучиться способности к стратегическому мышлению. Выработать стратегию — и придерживаться ее, не шарахаясь из стороны в сторону. Поддержать запрет УПЦ МП, рекомендации бюджетного комитета, отзыв Безуглой и Задорожнего — или наоборот, выступить против, но в любом случае перестать подавать одновременно сигналы "и да, и нет", "ни да, ни нет".

А самый простой выход — это продолжать в том же духе, ненавязчиво формируя у людей впечатление об абсолютно недееспособном парламенте, чтобы использовать его в качестве козла отпущения, ответственного за половину просчетов власти. (Вину за другую половину легче возложить на военных, именно для этого нужна Безуглая.) Справедливости ради нужно признать, что нынешняя Рада заслуживает такого отношения. Она не способна самоорганизоваться и сформировать новое большинство, которое стало бы самостоятельным игроком и вынудило Банковую с собой считаться. Поэтому самый простой выход остается самым вероятным.