Канадское оружие для курдов и пулеметы Дегтярева. Как вооружают территориальную оборону

Как только поставили цель создать сотню батальонов теробороны, тут же выяснилось, что "лишнего" оружия в стране нет

Канада предоставит Украине штурмовые винтовки и другие виды оружия / slovoidilo.ua

На фоне активности России и Беларуси у наших границ создание системы сопротивления, в основе которой лежит полноценная территориальная оборона, многим представляется панацеей. Первый наступательный порыв противника сбивает армия и пограничники, вооруженные новейшими средствами противотанковой и противовоздушной обороны западного производства, а также ракетно-артиллерийские системы. Затем в бой вступают мобильные группы спецназа, наступление переходит в "тягучую" фазу, где отряды территориальной обороны выступают как легкая пехота.

В теории вроде бы все правильно, однако по факту проблем еще очень много. И самая главная из них — чем вооружать батальоны территориальной обороны. Когда в 2014 г. началось развертывание двух десятков таких батальонов, то мобилизованные бойцы получили оружие с армейских складов — автоматы Калашникова выпуска чуть ли не 1960-х, РПГ, ЗУ-23-2, в качестве бронетехники выступали немногочисленные снятые с хранение броневики БРДМ-2 (не в самой лучшей кондиции).

С этим вооружением с разной степенью эффективности батальоны провоевали летнюю кампанию 2014 г., после чего их формально назвали мотопехотными и начали формировать из них новые мотопехотные бригады. Причем их вооружение оставалось на том же уровне, и только сейчас эти бригады начали получать более-менее современные образцы.

Когда к идее территориальной обороны вернулись в 2017-2018 гг., то даже на немногочисленные учения, куда вызывали людей, которые подписали контракты, оружия и обмундирования уже не хватало. Поэтому стали практиковать выдачу разнообразных раритетов времен Второй мировой войны — на вооружении снова появились пулеметы Дегтярева ДП-27 (цифры — это год принятия на вооружение Красной армии), а обещанные 60-мм минометы были такой редкостью, что их батарею просто передавали от одной бригады к другой, чтобы люди хотя бы сделали по нескольку выстрелов. Естественно, что никакого закрепления личного оружия за каждым конкретным бойцом не было.

И вот теперь, когда поставили амбициозную цель создать сотню батальонов из контрактников, возник закономерный вопрос — чем их планируют вооружить и какие именно образцы автомобильной и бронированной техники им будут передавать. Тут же выяснилось, что "лишнего" оружия в стране нет. И снова информационное поле наполнили фото и видео, где будущих бойцов теробороны обучают обращению с тем же ДП-27, а тактические приемы они отрабатывают в лучшем случае со своими гражданским стволами, а то и вообще с пневматикой или даже фанерными моделями. Стоит ли говорить, что без реального оружия такие тренировки имеют минимальное боевое значение.

Только в последние дни появились какие-то наметки о том, как именно планируют решать вопрос с вооружением. Речь идет, прежде всего, о западной военной помощи. Так, по некоторым данным, Канада готова предоставить Украине то оружие, которое планировалось для передачи курдам в 2016 г., однако в связи с изменением политической обстановки так и осталось на складах в Канаде. Номенклатура: штурмовые винтовки C8, пулеметы C6, противотанковые гранатометы Carl Gustaf, а также 60-мм минометы. Кроме того, ранее министерство национальной обороны Канады обнародовало список снаряжения, которое будет передано ВСУ, в нем фигурировали 12,7-мм снайперские винтовки, оснащенные глушителями, пистолеты, боеприпасы, тепловизионные бинокли и камеры.

Что касается объемов, то, например, оружия и снаряжения, первоначально предназначавшегося для курдов, достаточно для оснащения 500-600 человек. Возможно, еще столько же канадцы передадут со складов своей армии. В любом случае вряд ли стоит говорить о том, что только канадские поставки могут закрыть потребности войск территориальной обороны, которые, напомню, насчитывают по штату 10 тыс. человек.

Мало того, такое оружие — это далеко не лучший вариант для вооружения контрактника теробороны, который имеет опыт применения исключительно оружия советского образца. У него должно быть простое и дешевое оружие и самое главное — много боеприпасов. А тут опять проблемы, потому что все канадское вооружение, естественно, натовского калибра и боеприпасов для него у нас на складах нет. Понятно, что если будут поставки, то с каким-то количеством боеприпасов, но этого явно будет недостаточно для эффективного применения. Поэтому параллельно с получением этого стрелкового оружия наше Министерство обороны должно озаботиться и закупкой патронов вагонными объемами.

Остается открытым вопрос о вооружении теробороны легкой бронетехникой. Были сведения, что планировалось передавать им БРДМ-2 из тех частей, которые ныне получают современные "Казак-2". Однако темпы производства новых бронеавтомобилей колесной формулы 4х4 не позволяют говорить о том, что высвобождающихся машин хватит для большей части бригад теробороны. Поднимать же со складов советские образцы уже просто невозможно — все уже поднято с конца 2014 г., когда армия начала увеличиваться за счет формирования новых бригад и полков. Между тем потребности теробороны в автомобильной и легкой бронетехнике исчисляются сотнями единиц. Как их закрывать — на этот вопрос нет готового ответа.