Какой мирный план воспримут украинцы
Актуальная повестка дня предстоящих парламентских выборов радикально отличается от всех предыдущих избирательных кампаний. В ней нет ни привычного для Украины противостояния по линии запад-восток с соответствующим геополитическим налетом, ни ставших уже обязательными для отечественных политтехнологов всяческих спекуляций на вопросах языка и истории. Страна живет войной с Россией, поэтому первоочередным заданием для политиков, которое ставят перед ними избиратели, является достижение мира. Однако мирные планы, которые, безусловно, есть у каждой ключевой политической силы, разнятся настолько, что могли бы вызвать у далекого от современных украинских реалий человека настоящий когнетивный диссонанс. И здесь речь идет не только о формальном разделении в политикуме на "ястребов" и "голубей" - разночтений и борьбы противоположностей хватает и внутри обеих макрогрупп. Впрочем, на небывалой волне патриотизма, охватившей Украину, проходных "партий войны" на этих выборах действительно больше, чем популярных "партий мира". Тем более что в некоторых "миролюбивых" политпроектах явственно угадывается пятая колонна агрессора, что характерно для любой страны в условиях войны.
Порошенко "мирные пункты" не меняет
"Я не сомневаюсь, что мой мирный план сработает. Я не сомневаюсь, что главная, наиболее опасная часть войны в прошлом благодаря героизму украинских воинов", - отметил Петр Порошенко на своей пресс-конференции в минувший четверг. Собственно, те 14 пунктов мирных инициатив Президента, которые были представлены собранной элите Донбасса в середине июня, за прошедшие три месяца изменений, по сути, не претерпели. Именно основываясь на своем мирном плане, Порошенко объявлял одностороннее прекращение огня, в дальнейшем он лег в основу достигнутых договоренностей на минских переговорах трехсторонней группы 5 сентября, наконец, принятые со скандалом 16 сентября Верховной Радой законы об особом режиме местного самоуправления в отдельных районах Донетчины и Луганщины и об амнистии сдавших оружие боевиков проистекают как раз из 14 "мирных пунктов" Порошенко.
К половине предложенных Президентом позиций претензий ни у кого, в общем-то, нет: вывод незаконных формирований, гарантированный коридор для выхода наемников, создание буферной зоны на украинско-российской границе, освобождение админзданий в Донбассе, разоружение, возобновление работы местных органов власти и свобода для заложников воспринимаются всеми по сути и могут вызывать критику разве что по форме, то есть в плоскости механизмов (или их отсутствия) реализации этих пунктов. Но касательно освобождения от уголовной ответственности не совершивших тяжкие преступления террористов (непонятно, кто это будет оперативно устанавливать), программы создания рабочих мест в регионе (не указано, за чей счет) и, наконец, защиты в Донбассе русского языка (напротив, спасения от уничтожения в захваченных террористами районах требует украинский) есть множество вопросов, которые в ходе предвыборной кампании не устают задавать оппоненты Порошенко, иногда откровенно гиперболизируя проблемы.
Тимошенко требует войны
"Нужно действовать, а не подписывать меморандумы, которыми пытаются нас разоружить. Победу надо добыть и при этом проводить реформы", - такого мнения о мирных достижениях Порошенко лидер партии "Батьківщина" Юлия Тимошенко. Под необходимыми действиями она, конечно, подразумевает боевые действия на всех фронтах в зоне АТО, тем более что вместо проведения антитеррористической операции Юлия Владимировна не устает требовать введения военного положения со всеми вытекающими из этого последствиями. Из последнего проистекает еще один пункт мирного плана Тимошенко - создание ставки Верховного Главнокомандующего с тотальным концентрированием управления системы обороны и всей жизнедеятельности страны в одних руках.
Впрочем, главной отличительной чертой в подходах Тимошенко является формат мирных переговоров. По ее мнению, садиться за один стол с Россией Украина должна при обязательном участии высоких представителей США и Евросоюза, как это было весной в Женеве. Хотя, как известно, приснопамятные женевские встречи ни к какому прорыву не привели, зато принятый Кремлем минский формат переговоров дал хоть какие-то результаты в деле стремительного сокращения количества жертв в зоне боев и резкого увеличения числа освобожденных пленных и заложников. К тому же возврат к четырехсторонней переговорной группе зависит не только от упрямства Путина, но и от соответствующего желания американцев и европейцев, которым претит прямое участие в трудоемком и изматывающем процессе переговоров.
Яценюк и Турчинов на шпагате между миром и войной
"Лучший план для прекращения войны России против Украины состоит из одного пункта: Россия убирает свою регулярную армию, наемников и террористов с украинской территории. И тогда в Украине будет мир", - сказал премьер Арсений Яценюк за считанные сутки до подписания 5 сентября в Минске договоренностей о прекращении в Донбассе огня. Однако выполнение такого пункта всецело зависит от политической воли одного-единственного человека - хозяина Кремля, чего от него пока ждать не приходится. И это прекрасно понимают лидеры "Народного фронта", которые, несмотря на воинственную риторику, вынуждены открыто поддерживать реализацию мирного плана Порошенко. И Яценюк, и его соратник, спикер ВР Александр Турчинов скептически отзываются об эффективности минских договоренностей, в результате окончательного срыва которых не видят, по их словам, альтернативы введению военного положения. Однако скандальные законопроекты, предложенные 16 сентября Президентом, без активного участия в их принятии Яценюка и Турчинова не имели бы права на жизнь. Следовательно, "Народный фронт" несет солидарную с Порошенко ответственность за их возможные последствия.
В целом команда Яценюка и Турчинова декларирует свои подходы к мирному урегулированию по известной древнеримской формуле "Хочешь мира - готовься к войне". От этого отталкивается и широко рекламируемый проект на границе "Стена", постоянная и вполне небезосновательная критика руководства Минобороны за промахи в управлении армией и в конце концов само существование в партии Военного совета из числа знаковых ветеранов АТО, многие из которых баллотируются в парламент от "Народного фронта". Что роднит вышедших из "Батьківщини" политиков с родной в прошлом партией, так это внесение в свой мирный план острой необходимости реформ. Хотя непосредственное участие в нынешней власти отличает "народных фронтовиков" от партии Тимошенко как раз в русле значительных возможностей. Поэтому ограничиваться словами без предъявления общественности реальных дел "Народному фронту" явно не удастся. Иначе к Яценюку и Турчинову может приклеиться ярлык демагогов.
Ляшко говорит неправду, которая нравится избирателям
"Возмещение Россией убытков, в частности, украинским гражданам, экономике, социальной сфере и инфраструктуре, причиненных вследствие вооруженной агрессии России, аннексии Автономной Республики Крым и оккупации части территории Донецкой и Луганской областей Украины", - так звучит один из семи пунктов, которые лидер Радикальной партии Олег Ляшко предложил для урегулирования военного конфликта с Российской Федерацией. Такое желание "радикалов", вероятно, находит отклик в сердцах окучиваемого ими электората, хотя вряд ли это хоть как-то соотносится с реальностью. Ведь контрибуцию соглашается платить исключительно то государство, которое признало свое поражение. В случае с Москвой мы пока даже не дошли до признания ее участия в войне на востоке Украины. Таким же громогласным, но совершенно невыполнимым на данном этапе является другой пункт мирного плана Ляшко - неотложное возвращение Автономной Республики Крым в состав Украины и вывод Черноморского флота России с ее территории. И уж совершенно запутался главный "радикал" в собственной демагогии, когда вместе с освобождением всех пленных, захваченных украинских военных и гражданских лиц, требует возвращения украинских беженцев, расселенных российскими властями по всей территории РФ, в места их постоянного проживания в Украине.
Хотя остальные четыре пункта Ляшко выглядят вполне здраво и в целом перекликаются с мирным планом Порошенко. Речь идет о разоружении боевиков, закрытии границы с обеспечением международного контроля за соблюдением пограничного режима, прекращении трансграничных поставок оружия и живой силы и, наконец, о выводе российских войск и спецподразделений с территории Донецкой и Луганской областей и отвод всех российских войск от украинской границы в места их постоянной дислокации. Из всего этого напрашивается вывод, что "радикализм" Ляшко - для особой "радикальной" публики, а вот прагматизм Ляшко - для конкретной целевой аудитории во власти, которая, не ровен час, привлечет после выборов фракцию Радикальной партии в новую парламентскую коалицию.
Гриценко садит Донбасс на "поезда счастья"
Лучший план для прекращения войны России против Украины состоит из одного пункта: Россия убирает свою регулярную армию, наемников и террористов с украинской территории. И тогда в Украине будет мир
"Эти люди встречают с цветами чеченских наемников, они срывают украинский флаг и цепляют триколор. Эти люди мечтают жить в РФ. С другой стороны, Путин чувствует проблему демографии - некем заселить территории. Поэтому предлагаю создать этим людям коридор и организовать "поезда счастья". Пусть садятся - и вперед, без преград в Чечню, на Урал. Если они видят себе там счастье, пусть его там найдут", - таким в отличие от Ляшко видит будущее для русофилов из Донбасса лидер "Гражданской позиции" Анатолий Гриценко. И этим пунктом вместе с серьезным укреплением государственной границы (с колючей проволокой и минированием на опасных участках, чтобы можно было активировать мины, когда действительно там есть угроза) Гриценко хочет дополнить мирный план Порошенко, который, на его взгляд, "был сорван с первого дня".
Параллельно с массовым осуществлением в Донбассе сценария "чемодан - вокзал - Россия" и закрытием границы проектом "Стена" экс-министр обороны не устает давать свои военные советы действующему руководству Вооруженных сил и Верховному Главнокомандующему. Законы 16 сентября лидер "Гражданской позиции" считает "мирными уступками с поэтапной сдачей Путину наших ключевых позиций, которыми агрессора нельзя задобрить". По мнению Гриценко, "сейчас нужно не отводить войска, унижая тем самым боевой дух и демотивируя солдат, а наоборот, серьезно готовиться к отражению агрессии, причем с обязательным и немедленным введением режима военного положения". Без какой-либо конкретики, хотя конкретика "диванным мушкетерам", считающим Гриценко единственным в Украине д'Артаньяном, особо и не требуется.
Тигипко придумал миф о профессиональной армии
"Планом предусмотрены многосторонние переговоры. Они должны проходить в сопровождении специального представителя Генерального секретаря ООН. Наш план обеспечивает сильную переговорную позицию Украины", - объявил Сергей Тигипко о собственных мирных инициативах на сентябрьском предвыборном съезде "Сильной Украины". Чем, собственно, должна быть обеспечена "сильная переговорная позиция", уточнять партийный лидер не стал. Но все это нашло себя в красивой формулировке, которая открывает предвыборную программу партии: "Сильная Украина" будет добиваться реализации последовательного и всеобъемлющего мирного плана, который обеспечит стране прочный и долгосрочный мир".
Более подробно Тигипко останавливается лишь на вопросе регионализации управления, без чего "крепкий мир в Украине невозможен". По сути, это тот же проект Президента и Кабмина о децентрализации власти, только вид сбоку. Принципиальным пунктом в мирном плане "сильно-
украинцев" является создание исключительно профессиональной армии, что на сегодняшний день выглядит полнейшей утопией. От чего следует жесткая критика Тигипко власти, к которой обещает быть в оппозиции, в отношении ее "непродуманной мобилизационной политики".
"Сине-белые" предлагают все сдать. А потом начать войну
"Необходимо установить мир любой ценой. Нужно сначала создать нормальную армию, а тогда идти воевать. Пока же ее нет, войну нужно прекратить и вернуться к диалогу", - такое основополагающее мнение коллег по "Оппозиционному блоку" высказал один из его учредителей, глава ВО "Центр" Вадим Рабинович. Само собой, вести какой-то диалог предусматривается с теми, кого "не услышали", то есть с донбасскими террористами из незаконных бандформирований. Законы от 16 сентября выходцы из Партии регионов, для демонстрации пущей преемственности даже сохранившие ее партийные цвета, считают необходимыми, но запоздалыми как минимум на полгода, а виновные в разжигании войны в Донбассе представители власти должны быть наказаны.
"Большинство жителей Донбасса не приняли силовой захват власти в феврале. Они закономерно потребовали защиты своих экономических и языковых прав. Им в этом категорично отказали. Теперь Петр Порошенко дал им даже больше. Возникает один вопрос: кто ответит за тысячи погибших, десятки тысяч искалеченных, за разрушенный Донбасс? "Оппозиционный блок" требует провести расследование всех упущенных для своевременного мирного урегулирования возможностей и представить обществу его результаты. Кое-кому из нынешних кандидатов в депутаты от власти точно придется понести ответственность за четыре месяца бессмысленной бойни", - целиком в русле российской пропаганды заявил один из лидеров создавшей "Оппозиционный блок" Партии развития Сергей Ларин. Своей ответственности за происходящее в Донбассе экс-"регионалы", считающие войну за независимость "бессмысленной бойней", напрочь не видят. Как и то, что "мир любой ценой" обычно означает полную капитуляцию перед агрессором, чьей пятой колонной записные "миротворцы" де-факто и являются.