Как Украине воспользоваться статусом "особого союзника" Штатов

История Аргентины, Египта, Пакистана и Таиланда должна стать поучительной для Киева
Фото Shutterstock

Сенат США принял "Акт поддержки свободы в Украине", которым определил нашу страну союзником вне НАТО. Спустя несколько часов документ поддержала Палата представителей. И это, вне всяких сомнений, громаднейший внешнеполитический прорыв нашей страны. Это не означает, что завтра американцы дадут нам летальное оружие или будут вместо украинцев воевать с террористами на Донбассе. Не означает это и того, что Штаты берут нас на иждивение. Как показывает опыт 15 "основных союзников США вне НАТО", в таких государствах бывают дефолты, революции и даже многие годы центральные власти не могут взять под контроль всю территорию своих стран. Как, например, Кабул, который до сих пор не контролирует всю территорию Афганистана. Однако, Украина - единственная европейская страна среди "основных союзников вне НАТО", что дает определенную надежду на неповторение печального опыта.

Статус "особого союзника" американцы применили в 1989-м году. Австралия, Египет, Израиль, Южная Корея и Япония стали первыми, с кем США решили так сказать узаконить свое сотрудничество в военном плане. Все эти страны имеют очень важное геополитическое значение и большое влияние в своих регионах. К концу 90-х к пятерке первопроходцев примкнули Иордания, Новая Зеландия и Аргентина. Вначале 2000-х Бахрейн, Филиппины, Кувейт, Марокко, Пакистан и Таиланд. В 2012-м - Афганистан. На территории некоторых "основных союзников", есть американские военные базы, но не везде. Однако все эти страны находятся в сфере американских геополитических и военных интересов, что дает некое чувство безопасности. Например, Южной Корее, у которой на севере грозный коммунистический и не совсем адекватный сосед, Японии и Филиппинам, над которыми висит дамоклов меч в виде могущественного Китая. Теперь Штаты выказывают поддержку Киеву в противостоянии с нашим неадекватным соседом.

Что еще нам дает новый статус? Во-первых, надо понимать, что вероятнее всего военных баз США у нас не будет. Американцам это ни к чему - им хватает натовских баз в Европе. Так что вопли по этому поводу российской пропаганды и пятой колонны Кремля рассчитаны на "советских" людей и их страх перед Североатлантический альянсом. Зато Вашингтон таким странам предоставляет финансовую помощь на перевооружение армии и усиливает экономическую помощь в целом.

Как показывает опыт 15 "основных союзников США вне НАТО", в таких государствах бывают дефолты, революции и даже многие годы центральные власти не могут взять под контроль всю территорию своих стран. Как, например, Кабул, который до сих пор не контролирует всю территорию Афганистана

Во-вторых, вступление Украины в НАТО - вопрос очень сложный. Он вызывает разночтения и у членов Альянса и у самих украинцев. Статус же "особого союзника" снимает эти проблемы. При этом, получение этого статуса не означает, что в перспективе мы не сможем стать полноправным членом НАТО. Скорее даже наоборот, реформирование армии по западным лекалам только ускорится.
В-третьих, сейчас Белый дом и Барак Обама не могут позволить себе идти на прямую эскалацию конфликта с Москвой. Вашингтон хочет сохранить нынешнюю систему безопасности, а для этого резкие телодвижения не желательны. Зато они с удовольствием усилят санкций против России, и подталкивают к этому Европу.

В-четвертых, Обама выходит на финишную прямую президентского срока. Ему осталось два сложных года, учитывая плохую для него и демократов конъюнктуру в Сенате и Конгрессе. Обаму постоянно критиковали за мягкотелость в украинском вопросе. Отныне республиканцы не смогут его упрекать в слабости на внешнеполитической арене. И то, что будущее демократов на президентских выборах 2016-го года зависит от жесткой позиции Обамы по отношению к России, для нас очень хорошо.

В тоже время украинским политическим элитам надо учитывать, что вместо них американцы реформы в стране проводить не будут. Для наших Президента и Премьера есть познавательные примеры из истории других "особых союзников США". Аргентина получила такой статус в 1998-м году при президенте Карлосе Менеме. Он проводил либеральный курс за счет увеличения госдолга. Но уже в следующем году, при президенте Фернандо де ла Руа, в стране начался кризис, вызванный необходимостью отдавать кредиты. Новые власти пошли на непопулярные реформы, приведшие к массовым волнениям. В итоге реформы провалились, Аргентина объявила дефолт, президент ушел в отставку. Как оказалось, это был не последний дефолт в этой стране. Летом этого года Буэнос-Айрес в очередной раз оказался в долговом тупике. Из которого пытается выйти, но опять-таки, без внешних вливаний сделать этого не может.

Второй пример - революция в Египте зимой 2011-го года. Союзником США эта страна стала при Хосни Мубараке, но любезности с Белым домом не уберегли "фараона" от потери власти, обвинений в коррупции и уголовного преследования. В начале декабря суд снял с Мубарака тяжелые обвинения, а его преемника Мурси, свергнутого военными, наоборот хотят "приставить" к "вышке". Но это уже совсем другая история. Главное, что Вашингтон не помог Мубараку удержаться при власти. Правда, и "особым союзником" Каир для Америки быть не перестал.

Трясет время от времени и Таиланд. За последние два года эта страна пережила и революцию, и военный переворот. Летом этого года политический кризис охватил и ядерное государство Пакистан. Ряд политических движений обвинили премьера Наваза Шарифа в нарушении Конституции. Его третий премьерский срок сразу вызвал неприятие части населения. Однако буквально на днях Верховный суд признал пребывание Шарифа у власти законным. Что, отнюдь, не гарантирует ему отставки под давлением разгневанных народных масс.