Как связаны пытки в СБУ и возобновление диалога Европарламента с Госдумой

Брюссель таким образом пытается либо ускорить реформы в Украине, либо отстоять независимость от США
sigmalive.com

Президент Европарламента Мартин Шульц встретился 2 июня с лидерами восьми политических партий. Результатом консультаций, по данным источников "Радио Свобода", стало решение, что пора возобновить диалог с Государственной думой России.

Они же (источники) назвали и причину: Европарламент, который отказался от общения с Москвой после аннексии Крыма, "исключен из связей с Россией в то время, когда ряд стран ЕС и Еврокомиссия имели несколько встреч с представителями российской власти". На фоне контактов этих стран и исполнительного органа ЕС в Европарламенте решили изменить ситуацию, а начать постановили с участия своего представителя на конференции законодателей Арктического региона, которая, как напоминает "Радио Свобода", состоится в РФ уже в этом месяце - 14-16 июня. Шульц и Ко также выразили намерение пригласить депутатов Госдумы на мероприятия в Брюсселе, посвященные обсуждению выборов в нижнюю палату, которые состоятся уже в этом году.

Но не стоит торопиться с выводами, утверждая, что Европа окончательно утратила веру в Украину и начала сближение с Кремлем вопреки тому факту, что Крым де-факто по-прежнему является российской территорией, а на Востоке нашей страны все так же по ночам боевики "ЛДНР" стреляют из минометов, гранатометов и стрелкового оружия. Сперва все же необходимо более детально взглянуть на потенциальные причины решения руководства Европейского парламента.

Во-первых, Брюссель всегда придерживается принципа поддержания диалога даже с таким одиозным участником мировой политики, как Россия. Нельзя просто так навсегда захлопнуть все двери, ведь в таком случае можно лишиться любых возможностей, даже самых мизерных, на нормализацию ситуации. Маловероятно (по крайней мере на сегодняшний день), что Кремль вдруг начнет на самом деле выполнять минские соглашения, выведет своих вояк с Донбасса и Крыма. Однако зачем сразу отметать шанс снизить эскалацию?

Госдума - это игрушечная надстройка "демократии" российского типа, собрание говорящих голов Кремля, которая не является по своей сути парламентом. В принципе, она могла бы быть использована Брюсселем в качестве дополнительного канала связи с ее руководителем - Владимиром Путиным. Но ввиду иллюзорности Госдумы, в таком ключе ее рассматривать нельзя. Поэтому на первый план выходит другая гипотеза. Европарламент зондирует "местность", прощупывает Госдуму в поисках новых элит, неких компромиссных для внутрироссийского дискурса фигур, которые в будущем смогут стать кандидатами в переходный истеблишмент. Опять-таки накануне прокатилась небольшая информационная волна о том, что отношение к России на Западе изменится только с уходом Путина. То есть Европа, прекрасно понимая, что договориться с нынешним лидером РФ не представляется возможным, начинает подыскивать тех, с кем можно говорить и тех, кто готов прекратить это бардак с течением времени. Ведь сразу не получится, т.к. масштабы православно-имперско-коммунистического патриотизма поразительны. Российский народ просто не позволит руководителям сразу вернуть украденное у Украины и подружиться с "империей зла". В пользу этой версии свидетельствует тот факт, что Европарламент не намерен контактировать с российскими депутатами из "черного списка", а также пускать в здание кого-либо кроме посла РФ в ЕС и его главного советника. Получается, что окружение Путина и его верноподданные оказываются на обочине политической дискуссии с Евросоюзом.

Еще одна гипотеза состоит в банальной демонстрации Европарламентом и Европой в целом Соединенным Штатам своей, скажем, независимости в суждениях и политике. В последнее время Брюссель все больше выглядит сателлитом Вашингтона, который фактически решает сколько войск НАТО будет размещено в странах Балтии, какие санкции вводить против РФ, рекомендует банкам не размещать российские облигации и т.п. Ослабевшей Европа выглядит и из-за внутренних конфликтов. Миграционный кризис обнажил серьезную проблему - на стыке общеевропейских и национальных интересов в приоритете остаются, конечно же, последние. Поэтому как жест решение Шульца и парламентских лидеров несет весомую смысловую нагрузку. Побочный же его эффект в том, что поднаторевшие в искажении фактов россияне с удовольствием истолкуют в свою пользу, как с будущим визитом на экономический саммит в Санкт-Петербург президента Еврокомиссии Жан-Клода Юнкера.

Важно также помнить, что европейцы всегда под себя пытаются выстроить коридор возможностей максимально широким. В то время как россияне создают его узким и движутся по нему, используя широкий ассортимент механизмов. Украина, к сожалению, предпочитает (пока?) примерно такой же подход.

То есть: Европа формирует общее направление и цель, но рассматривает множество вариантов ее достижения - пусть даже если и придется идти окружным путем. Это более прогрессивный метод, так как более гибок и всеохватывающ.

И, к слову, неприятный для Украины доклад замгенсека ООН по правам человека Ивана Шимоновича о ситуации на Донбассе и в Крыму вполне соответствует этой парадигме европейской политики. Вместе с решением Европарламента выглядит звеньями одной цепи. Однако сперва надо разобраться, что же было опубликовано в докладе, представленном Шимоновичем на пресс-конференции в Киеве 3 июня.

Главный посыл: после двух лет конфликта ситуация на востоке Украины остается нестабильной и продолжает оказывать серьезное влияние на права человека, особенно для проживающих рядом с линией соприкосновения и на территориях, контролируемых вооруженными группами. Управление верховного комиссара по правам человека приводит ряд цифр: с 2014 года убиты - по меньшей мере 9371 человек, были ранены - 21532. "Ситуация на востоке Украины по-прежнему вызывает глубокую обеспокоенность. Без дополнительных усилий и творческих решений по реализации Минских соглашений ситуация может перерасти в "затяжной конфликт", что будет вредить правам человека в течение многих последующих лет; либо может произойти повторная эскалация с катастрофическими последствиями для гражданского населения, которое уже ужасно пострадало", - заявил Шимонович, напомнив и об увеличении количества тяжелой военной техники возле линии разграничения, и о непрекращающихся столкновениях возле Авдеевки и Ясиноватой.

Безусловно, этот доклад, в котором описывается период с февраля по май этого года, - очень важен в контексте освещения конфликта. Но, грубо говоря, нового ничего лично для украинцев он несет. А вот та его часть, которая касается похищений, пыток и жестокого обращения, имеет огромное значение для Украины и ее взаимоотношений с миром. По большей части основной массив зафиксированных нарушений прав человека относится к оккупированным боевиками территориям, но говорится и об украинских силовиках. "Насильственные исчезновения, незаконные и произвольные задержания, пытки и жестокое обращение по-прежнему остаются глубоко укоренившимися практиками как на территориях, контролируемых вооруженными группами, так и на территориях, контролируемых правительством", - отмечается в докладе.

С пророссийскими сепаратистами все ясно. А что же украинские правоохранители? В докладе напоминают, что с 2014 и по начало 2015 годов большинство таких инцидентов, вероятно, были связаны с добробатами, иногда при одобрении СБУ. Уже с конца 2015 года случаи произвольного задержания, пыток и жестокого обращения в ООН уже полностью относят к СБУ, что было радостно подхвачено российскими СМИ. Управление верховного комиссара по правам человека сообщает о 20 случаях произвольного задержания и 24 жестокого обращения со стороны украинских правоохранителей. При этом в докладе отдельно упоминают, что сотрудники СБУ "продолжают говорить, что задокументированные утверждения УВКПЧ являются "голословными инсинуациями", сделанные преступниками, которые пытаются выставить себя жертвами".

Конечно же оправдать такие действия нельзя. Но понять мотивы все же можно и нужно. Украина оказалась в крайне непростой ситуации, когда и война вроде бы не война, и военнопленные - террористы. Применение пыток - это вопрос военной этики, а нынешний конфликт в Украине - следствие современных способов ведения войн, так называемых гибридных. В условиях такой грязной войны обе стороны применяют не менее грязные методы. Это звучит жестоко, но конфликт разрешить в белых перчатках, не испачкавшись, не получится. Украина находится на распутье: эскалация - катастрофична, "Минск" - не работает, "нормандский формат" - не работает. Европа поддерживает и помогает, но вполне резонно требует реформ и прогресса. С этим же не все так гладко, поэтому не исключено, что Запад с помощью доклада ООН и возобновления диалога с некоторыми представителями Госдумы призывает Киев к действию.