• USD 41.6
  • EUR 43.8
  • GBP 52.5
Спецпроекты

Как страх уничтожает европейскую армию

Блокирования процесса создания объединенной армии Европы обусловлено страхом перед агрессором и амбициями европейских генералов и политиков
Фото: cesi-italia.org
Фото: cesi-italia.org
Реклама на dsnews.ua

Михаил Самусь, Центр исследований армии, конверсии и разоружения

12 марта 1938 года гитлеровская Германия ввела войска в Австрию. Европа затряслась от страха и, закрыв глаза, подумала: "Может на этом все закончится? Ведь мы не провоцируем Гитлера".

В 2014 году, когда Путин ввел войска в Крым, Европа затряслась от страха и снова повторила: "Может на этом все закончится? Ведь мы не провоцируем Путина". Когда, в Украине появились первые российские танки, когда над Донбассом российские вояки сбили "Боинг" с сотнями европейских граждан на борту, когда российские войска открыто атаковали украинских военных под Иловайском, когда российские "Грады" убили 30 мирных украинцев в Мариуполе, когда под Дебальцево российские "трактористы" уничтожали украинские города и села, Европа все тряслась от страха и повторяла: "Главное не провоцировать Путина!".

Теперь Европу удивляет, что Россия окончательно вышла из Договора об обычных вооруженных силах в Европе, идет на откровенное нарушение Договора о ракетах средней и малой дальности и говорит о возможном размещении ядерного оружия в Крыму. Интересно, а если Путин заявит о размещения ядерных ракет в Приднестровье? Смогут ли что-то ответить европейцы? Кроме того, что не нужно давать Украине оружие - ведь это еще больше огорчит Москву.

200 млрд евро впустую тратятся для удовлетворения "исторических" амбиций генералов и политиков, а вопрос создания единых эффективных и боеспособных вооруженных сил ЕС снова переносится "на перспективу"

Как это ни прискорбно осознавать, Европа, похоже, решила окончательно отдаться на милость агрессору. Главное, чтоб без скандалов и применения силы. Последняя робкая попытка заявить о возможном создании "единой армии ЕС" вызывает лишь легкую ироническую улыбку. Ведь эта идея имеет уже длительную и безнадежную историю. Хотя, с точки зрения здравого смысла, полностью отвечает интересам объединенной Европы.

Еще в 1948 году Францией, Великобританией и странами Бенилюкса был подписан Брюссельский договор, оговаривающий условия военного сотрудничества этих стран, и направленный, главным образом, против возможного возрождения военной мощи Германии. Позднее, в 1954 году, на базе этого договора, после присоединения к нему Западной Германии и Италии, был образован Западноевропейский союз, который, впрочем, так и остался бледной тенью Североатлантического альянса.

Реклама на dsnews.ua

В начале 1960-х годов Франция озвучила комплексное предложение по принципам европейской интеграции, названное "планом Фуше". В нем, кроме всего прочего, предусматривались меры по координации европейской политики в области обороны и безопасности. Однако "План Фуше" не был реализован, в связи с нежеланием европейцев обострять отношения с США и обструктивной позицией Великобритании.
Идея объединенных вооруженных сил Европы возродилась лишь после окончания "холодной войны". В 1990-е годы появилась Общая внешняя политика и политика безопасности ЕС, а позднее - Европейская политика безопасности и обороны.

Одновременно, в 1990-е годы были созданы первые вооруженные формирования стран ЕС и Евросоюза. В 1993 году Бельгией, Германией, Испанией, Люксембургом и Францией были сформированы силы Eurocorps в составе 9 бригад численностью 60 тыс. военнослужащих. Однако, Eurocorps не стал прорывом в создании единой европейской армии, а так и остался локальным проектом с ограниченными целями и возможностями.

В 2004 году в ЕС родилась менее глобальная идея - концепция "боевых групп Евросоюза". На сегодняшний день создано 15 таких групп численностью в 1500 военнослужащих каждая, которые, теоретически, можно развернуть в любой точке планеты в течение 5-10 дней, после решения Совета ЕС. Проблема лишь в том, что за 10 лет существования "боевых групп ЕС", они никогда и нигде не применялись на практике.

Между тем, необходимость создания единой европейской армии диктуется элементарной логикой и простыми подсчетами. В армиях стран ЕС служит сейчас около 2 млн человек, на содержание которых ежегодно тратится до 200 млрд евро. И при этом, ЕС неспособен отправить даже минимальный вооруженный контингент для выполнения боевой миссии, жалуясь на ограниченные возможности и недостаточное финансирование. Парадокс? Ничуть. Ведь, каждая из 27 стран ЕС имеет свои вооруженные силы, а это значит: 27 министерств обороны, 27 генеральных штабов, 27 систем связи, разведки, подготовки личного состава, закупки вооружения, материально-технического обеспечения и логистики. Все эти системы, а вместе с ними и генералы, департаменты, управления дублируются 27 раз. А чтобы провести совместную операцию эти системы нужно продублировать еще и двадцать восьмой раз. О какой эффективности может идти речь?

Иногда в Европе раздаются здравые голоса: давайте, отбросим устаревшие стереотипы и посмотрим на вооруженные силы как на инструмент обеспечения обороны и безопасности ЕС, а не символический атрибут государственности. В ответ следуют эмоциональные заявления, что таким образом будет нарушен суверенитет европейских держав и будут уничтожаться символы исторической гордости стран Старой Европы.

В результате, 200 млрд евро впустую тратятся для удовлетворения "исторических" амбиций генералов и политиков, а вопрос создания единых эффективных и боеспособных вооруженных сил ЕС снова переносится "на перспективу".
Существует и еще одно объяснение блокирования процесса создания объединенной армии Европы. Тот самый страх перед агрессором. Ведь, если вдруг в распоряжении ЕС окажется боеспособная армия, это может спровоцировать Путина, он начнет нервничать и может, например, увеличить геополитические риски для европейской экономики. А это уже серьезно. Не то, что какие-то там ядерные ракеты в Крыму или убийства тысяч невинных людей в Украине.

    Реклама на dsnews.ua