Как Путин будет свергать Порошенко

У Кремля есть несколько сценариев для нашей страны. Они отличаются длительностью, актерской труппой, суммами капиталовложений. Но эпилогом обязательно должна стать не просто перезагрузка власти, а развал страны

Сценарий первый: эскалация войны на востоке

Недавно председатель Верховной Рады Андрей Парубий сделал громкое заявление: в августе стоит ожидать провокаций в зоне АТО. На фоне усиления военного противостояния на востоке страны слова спикера-"фронтовика" выглядят пугающе. Тем более что и в августе 2014 г., и в августе 2015-го российские оккупанты под очередную годовщину Независимости Украины устраивали наступательные операции, самой трагической из которых стал Иловайский котел.
Страхи по поводу августа подкрепляются еще двумя моментами: возможным военным ответом Кремля на продление санкций против России и выборами в Госдуму РФ. Несмотря на ряд сложностей при обсуждении санкционного вопроса, вряд ли кто-то сомневается, что Запад оставит в силе ограничительные меры. Безусловно, европейцы ищут возможности обмена безвиза для Украины на частичное ослабление санкций для Российской Федерации, но пока Путин не дает европейцам никакого шанса. Поэтому можно ожидать очередные словесные эскапады, суть которых сводится к двум вещам: европейцы будут смягчать свою риторику, а путинцы, наоборот, будут нагнетать антиевропейскую истерию накануне думских выборов, которые пройдут 18 сентября.

С другой стороны, опасения Парубия в отношении августовских перспектив можно поставить под сомнение. По нынешним временам так далеко никто заглянуть не может. Возможность масштабного наступления боевиков опровергают и в Генштабе. "На сегодняшний день не наблюдается создание каких-то мощных ударных группировок на каких-либо отдельных направлениях", - заявил глава Генштаба Виктор Муженко. Провокации, безусловно, возможны, но, скорее, Москва будет играть в длинную. Изматывая на фронте наши вооруженные силы ежедневными обстрелами и подрывной работой ДРГ, а в тылу - использовать в гибридной войне конфликты в украинской политической элите, расшатывая страну с целью досрочных выборов.

Кроме того, заморозка конфликта на Донбассе имеет еще и финансовую подоплеку. В Кремле существует конфликт между группой силовиков и людьми советника президента РФ Владислава Суркова за контроль над оккупированными территориями. Недавно "Открытая Россия" опубликовала документы, свидетельствующие о борьбе российских ведомств на Донбассе за рынок энергоресурсов, прежде всего горюче-смазочных материалов, направленных на военные нужды. "Если ребята Шойгу "списывают" все на войну и учения, то организаторы поставок в лице правительства и ответственных лиц из АП снимают свой процент с откатов и несуществующих поставок", - указывает автор расследования. Проще говоря, пока горячая стадия конфликта поставлена на паузу, появилась прекрасная возможность "пилить" военный бюджет. Обострение же боевых действий автоматически ломает созданные схемы - слишком много деталей может вылезти наружу.

Сценарий второй: перезагрузка парламента

Начиная в феврале 2014 г. спецоперацию против Украины, в Кремле предварительно очень хорошо изучили психологию украинских политиков. И просчитали стратегии, которыми они будут пользоваться в борьбе за власть. Несмотря на то что у Путина ошиблись в сроках развала проевропейской коалиции, печальный конец этого парламентского образования был прогнозируемым - слишком многим в нашей политике хочется побыть в роли гетмана. Просчитались в Кремле и с последствиями распада коалиции: досрочные выборы парламента, которые дали бы возможность существенно увеличить присутствие пророссийских сил в Верховной Раде, отстрочены, хотя окончательно и не сняты с повестки дня. Эксперты называют разные даты, но появление нового правительства и первые его шаги позволяют говорить об одном: блиц-криг провален. Как минимум полгода у Гройсмана есть в запасе.

Правда, есть ряд проблем, которые придется решать премьер-министру лично. Первая - парламентское большинство ситуативно, что делает правительство Владимира Гройсмана заложником договоренностей с группами, составленными из экс-"регионалов" и прочих одиозных фигур. Это обязательно будет использовано сторонниками перевыборов парламента.

Вторая причина - состав правительства, которое невозможно назвать единой командой. Несмотря на то что "фронтовики" Арсения Яценюка делегировали в Кабмин восемь министров и поддерживают в парламенте все необходимые решения, складывается ощущение, что это ненадолго. Любое нарушение договоренностей способно превратить и без того шаткую коалицию в собрание склочников. Правда, тут надо отметить, что "фронтовики" являются заложниками низкого рейтинга и пока ищут свою нишу. Но уже сейчас ясно что их тактика будет следующей: все позитивы от работы Гройсмана они будут приписывать Яценюку. Фраза главы фракции НФ Бурбака о том, что наметившийся рост экономики - это ничто иное, как следствие тех реформ, которые сделал Яценюк, станет ключевой для пиара НФ.
Третья причина - председательствование Андрея Парубия. Он не кулуарный игрок, потому не может быть эффективным переговорщиком. Парубий фактически модератор ситуативного большинства, и сложно сказать, как он поведет себя в случае нарастания конфликтности как в самой власти, так и по линии "власть - оппозиция". Если градус противостояния будет увеличиваться, ситуация в Верховной Раде может стать патовой. В том, чтобы именно так и произошло, заинтересованы очень многие. В том числе и в Кремле.

Путину не так уж важно, кто из украинских политиков "подожжет Рейхстаг" и кто выйдет из "пожара" победителем. Главное - сам процесс. Он в любом случае ослабит власть и станет очередным подтверждением кремлевского пропагандистского мифа об Украине как о несостоявшейся стране.

Сценарий третий: конституционная реформа

Несмотря на то что Киев продолжает находиться под жестким давлением со стороны России, убеждающей Запад в необходимости "особого статуса Донбасса" в нашей Конституции, уступать свои позиции Украина не собирается. Понимая, что реванш пророссийских сил, способных обеспечить внесение "особого статуса" в Основной Закон, в обозримом будущем невозможен, кремлевские переговорщики все активнее проталкивают другую контраверсионную идею - проведение выборов на оккупированных территориях без установления Киевом контроля над границей. К сожалению, от некоторых европейских политиков тоже звучат неприемлемые для Украины комментарии по этому поводу. Однако недавнее заявление помощника Госсекретаря США Виктории Нуланд убедительно свидетельствует о том, что Запад не позволит России провести фейковые выборы на Донбассе. "Мы, как и никто другой в международном сообществе, не признаем никаких результатов выборов на Донбассе, проведенных вне Минских договоренностей", - заявила она по итогам недавней встречи с Владиславом Сурковым.

Но если с повестки дня сняты выборы в ДНР и ЛНР, это не означает, что в Кремле нет запасной подлости. Одним из негативных сценариев для Украины (и идеальным для Путина) может стать проведение конституционной реформы, превращающей нашу страну в парламентскую республику. В свое время подобная технология сработала в Молдове, а Путин, как известно, очень любит заниматься историческими реконструкциями. По информации источников "ВД", идея парламентской республики, где президент избирается депутатским корпусом, обговаривается даже в Администрации президента. Как вариант скорее невероятный, чем реалистичный.

Но, по задумке россиян, Петра Порошенко будут убеждать (пока что посредством экспертной среды), что для сохранения власти необходимо пойти на изменение Конституции. Нынешний состав Верховной Рады за это не проголосует, потому ставка все равно делается на перевыборы парламента. Логика простая: взаимная заинтересованность президента и переизбранных депутатов в сохранении своих полномочий даст возможность внести соответствующие изменения в Основной Закон. Впрочем, это очень дорогостоящий и сложный по реализации сценарий. В частности, он предполагает, что в случае досрочных выборов под необходимое голосование будут подбирать еще кандидатов в депутаты.

Сценарий четвертый: досрочные президентские выборы

Судя по всему, этот сценарий для Кремля является базовым. Под него, во-первых, легче всего привлечь актеров, а во-вторых, он самый эффективный в плане расшатывания страны. Пока все выглядит так, что именно в него вложены самые серьезные ресурсы. И это не только денежные вливания, но и расчет воспользоваться "внутривидовыми" особенностями украинских политиков. Здесь следует вернуться к истории 11-летней давности, когда в сентябре 2005 г. ныне покойный государственный секретарь Александр Зинченко устроил информационный взрыв. Он рассказал о "любих друзях" Виктора Ющенко, ключевой фигурой среди которых был Петр Порошенко. К сожалению, избиратель не особо вникал в детали скандала, поэтому все последующие события шли уже не по сценарию украинской власти. Сливки собирали в Кремле. Проще говоря, итоги первого оранжевого Майдана нивелировались благодаря обвинениям окружения президента в коррупции. В конечном итоге Ющенко так и не смог справиться с так называемыми борцами с коррупцией, а итоговый результат его правления всем известен - пять лет упущенных для страны возможностей.

Что-то подобное можно наблюдать и сегодня. Пусть это звучит как конспирология, но после избрания президентом Украины Петра Порошенко Кремль прекратил говорить о "киевской хунте". Не сразу, но все-таки. Предположим, что украинские агенты Кремля убедили Путина, что с бизнесменом Порошенко можно договориться о сдаче позиций, а если не выйдет, тогда есть иной вариант - повторить технологию "любих друзів". Договориться не получилось, после чего был запущен сценарий номер два. Тема борьбы с коррупцией очень выгодна, под нее дают гранты, в том числе американские. Более того, она дает возможность обвинителям быть неприкасаемыми. А еще - играть роль двойных агентов.

Проблема окружения Порошенко в том, что оно дало почву для атак так называемых антикоррупционеров. Сначала некоторых из них в свои списки включил Блок Петра Порошенко, а те, кто остался не у дел, начали собственные игры. Нельзя утверждать, что технологию "борьба с коррупцией в украинской власти" придумали в Кремле. Но это просто шикарная тема для подрыва государственности. С одной стороны, представители власти сами дают поводы для критики, с другой - можно пустить в дело любую тему, даже очень далекую от коррупции. Как в случае с недавним офшорным скандалом, фигурантом которого оказался Петр Порошенко. Подтверждение невиновности уже никого не интересует - ярлык навешен, "борцы с коррупцией" на прикупе.

Сегодня мы наблюдаем крайне тревожную ситуацию: в Украине образовалась группа политиков, в большинстве своем придерживающихся патриотических взглядов, но при этом считающих, что нынешняя власть коррумпирована и поэтому ее надо менять на перевыборах. "Еврооптимисты" в этой кампании играют роль таких себе кликуш на эфирах у Савика Шустера, гости студии им внемлют и голосуют по задуманному сценарию. Намного интереснее роль раскрученных политиков вроде Юлии Тимошенко, Олега Ляшко и Андрея Садового. По мнению экспертов, последний в перспективе может быть конкурентом Порошенко в 2019 г. Отсюда и тактика "Самопомочі": быть и в оппозиции, и одновременно как бы при власти. Вдруг не там так здесь что-то выгорит.

Олег Ляшко, а его СМИ подозревают в сотрудничестве с Ринатом Ахметовым, не претендует на президентскую должность, поэтому действует без тормозов. У него есть болевая точка, на которую кремлевские политтехнологи еще будут нажимать не единожды. Ляшко представляет ту категорию людей, о которых в народе говорят "из грязи - в князи". Олег Валерьевич в этом смысле ничем не отличается от предыдущих "хозяев жизни" с донецкой пропиской, вышедших из дремучих злыдней. Вернуться в никуда - это точно не для него. Пока Ляшко имеет политический вес, он будет держать в тонусе свою публику. Тут вопрос не в будущем страны, не в Порошенко и не в Гройсмане, а в инстинкте самосохранения этого политика.

У Юлии Тимошенко свои резоны. Она сделала все от нее зависящее, чтобы утопить Арсения Яценюка, но досрочных выборов в Верховную Раду не добилась. Повышение тарифов новым правительством дало ей второе дыхание. Пожалуй, нет смысла строить конспирологические теории по поводу связей Тимошенко с Кремлем только на основе газового договора 2009 г. Достаточно просто написать в поисковике запрос "Тимошенко Путин партнеры".

Какую задачу ставят перед собой упомянутые деятели? Предположим, страна поднимется на новый майдан, антикоррупционный. На нем, безусловно, будут блистать Лещенко, Саакашвили, Тимошенко, Ляшко, нардепы от "Самопомчі". А Путин - главный зритель - будет хлопать в ладоши. Потому что такой майдан расколет проукраинский электорат, а заодно и страну, чего, собственно, Кремль и добивается. Такой ход событий способен стать катализатором досрочных президентских выборов. Но главная проблема такого сценария в том, что его придется готовить слишком долго и успех далеко не гарантирован. Украинцы сегодня слушают многих - и "еврооптимистов", и Тимошенко с ее газовыми темами, и Ляшко, целующего коров. Однако пока этот хор не изменил скептического отношения большинства к третьему майдану и вряд ли изменит в обозримом будущем.

Сценарий пятый: преемник

По информации источников "ВД", в ближайшее время готовится информационный вброс о том, что Петр Порошенко начал искать преемника. С одной стороны, это может быть воспринято как технология Банковой по выведению президента из-под удара (Гройсман - человек Порошенко, которого ведут к высшему посту в государстве). Но подобная технология, даже если она запущена не из Москвы, крайне опасна. Потому что те силы, которые раскачивают ситуацию под досрочные президентские выборы, используют ее для себя. Президент не должен быть слабым - это аксиома. Только слабый президент ищет преемника, сильный - выстраивает такую систему власти, при которой после его ухода с должности он остается в истории. У Порошенко возможностей остаться в истории в качестве главы государства Украина, не позволившего России вернуть нашу страну в "русский мир", предостаточно. Но для этого и ему, и его советникам следует сыграть сложную партию, где далеко не все наши фигуры - белые.

Опубликовано в ежемесячнике "Власть денег" № 6 (443) за июнь 2016 г.