Как G-7 "будет" бить по России

На саммите "Большой семерки" согласованы несколько векторов давления на Москву
reporter.com.ua

26-27 мая на японском полуострове Исэ-Шима проходил уже третий по счету саммит "Большой семерки" G-7 без участия российской стороны. Двухдневные переговоры завершились принятием коммюнике, полного как прямых заявлений, так и хитросплетений дипломатических терминов, в которых можно разглядеть определенный набор векторов дальнейшего сотрудничество США, Японии, Германии, Великобритании, Франции, Италии и Канады.

Говорили стороны и об Украине. В тексте документа был выделен целый пункт - 22-й. В первую очередь, участники саммита ожидаемо подтвердили свою поддержку Украине в конфликте с Россией, подчеркивая (как и прежде) приоритетность дипломатического урегулирования конфликта с соблюдением международного прав, особенно обязательств соблюдения суверенитета, целостности и независимости Украины. Подтвердили и свою оценку аннексии Крыма, а также и санкционного давления на тех, кто был к ней причастен. Эти декларации должны быть вписаны в текст. Другое дело, что всем известно избирательное отношение России и к международному праву, и к Будапештскому меморандуму в частности.

Реагируя на непрекращающуюся эскалацию вдоль линии разграничения на Донбассе, G-7 ничего не остается, как опираться на минские договоренности и "нормандский формат", несмотря на их явную беззубость. С другой стороны, международное сообщество осознает это, а потому активно продвигает идею с размещением полицейской миссии ОБСЕ. Хотя Украина, мягко говоря, не испытывает удовлетворения от работы миссии, в которой немало россиян. Как и предыдущий формат, новый, полицейский, вполне возможно, будет носить декоративный характер, если не приведет к еще большему усугублению кризиса. Однако иного выхода партнеры пока не видят. Военное разрешение конфликта - это табу, новые потрясения, угроза хаоса в опасной близости к границам ЕС и НАТО. Поэтому, повторимся, только дипломатия, которая держит ситуацию в состоянии анабиоза и позволяет укрепить украинскую экономику и вооруженные силы. А Москву мировые лидеры будут пока отпугивать санкциями и озвученным обещанием новых санкций.

Правда, укрепление экономики Украины проходит не с той скоростью, на которую рассчитывали финансовые и политические кредиторы, поэтому "Большая семерка" настаивает на борьбе с коррупцией и продолжении реформ, акцентируя внимание на Генеральной прокуратуре - упорно сопротивляющейся изменению старых порядков. Политический дисбаланс, соответственно, имеет негативный отпечаток на экономических и социальных процессах. На них, стоит заметить, немалое влияние оказывает и остро стоящий вопрос энергетической безопасности. "В условиях продолжающегося кризиса в отношениях между Российской Федерацией и Украиной мы подтверждаем, что энергия не должна использоваться в качестве средства политического принуждения или как угроза безопасности", - говорится в коммюнике.

На данный момент власти Украины вроде как утрясли вопрос поставок газа благодаря реверсу из соседних стран. Однако эта конструкция договоренностей выглядит несколько шаткой ввиду влияния РФ на отдельные страны постсоветского блока. В связи с этим Запад повышает актуальность развития рынка СПГ (сжиженного природного газа), опираясь на успехи Японии в этой сфере. Это раз. Два, чтобы упрочить позиции Киева, участники G-7, похвалив достижения Украины в энергетической отрасли, настаивают на расширении сотрудничества отечественной газотранспортной системы с другими странами, т.е. фактическом вмонтировании ГТС в международную систему, что откроет доступ к голубому топливу нероссийского происхождения.

Обратная сторона этого призыва - нанести удар по России и Ирану (последний очень амбициозен в этом плане). И к слову, не только СПГ-терминалы представляют угрозу для российской монополии, но и стремительно набирающая популярность "зеленая" энергия. Стороны на Исэ-Шима отдельно поддержали в рамках Парижского климатического соглашения развитие этой отрасли. Во-первых, конечно, потому как то, что сейчас происходит с климатом не может не пугать мировое сообщество. Исключение - консервативные сторонники углеводородов среди тех же республиканцев в США, но и среди них уже есть немало бизнесменов, параллельно инвестирующих в чистые источники энергии.

А, во-вторых, массовое строительство прибрежных и наземных ветропарков, солнечных станций и т.п., не вписывается в энергетическую концепцию той же Москвы. По той простой причине, что Россия безнадежно отстала технологически. В то время, как в Германии (она, кстати, еще и не лидер в развитии "зеленой энергии") к обеду 15 мая практически 100% всей электроэнергии, необходимой стране, поступила из возобновляемых источников - солнце и ветер дали Германии 45,5 ГВт при общей потребности в 45,8 ГВт. Это будущее, где на данный момент нет места России, которая уже не может позволить себе даже исследовать новые месторождения газа и нефти. Несоизмеримые с возможностями инвестиции в военные конфликты и подрывную деятельность в Евросоюзе, стоят непреодолимой преградой на пути РФ к переходу на возобновляемые источники энергии, чем и пользуется Вашингтон и Брюссель.

Проще говоря, пока Москва продает Западу хаос, вырваться ей из тисков становится все сложнее. Еще один немаловажный сигнал касается банковской системы. Стороны дали понять, что теневому бизнесу и теневому банковскому сектору объявляется война. Используя международные структуры, вроде детища G-20, созданного в 2009 году, - Совета по финансовой стабильности, "Семерка" дала понять, что нечистым на руку банкирам придется несладко. G-7 готова к применению политических мер в случае необходимости. И тут нельзя не вспомнить о ситуации с размещением иностранными банками российских бондов. Если точнее, Вашингтон и Брюссель настоятельно рекомендовали банкам не связываться с российскими облигациями. Конечно же в демократическом мире это будут рекомендации, но по своей сути - запрет. Он сработал, но не для всех. Например, итальянская банковская группа Intesa Sanpaolo, тесно связанная с кремлевской верхушкой, все же решился разместить эти самые бонды (более детально можно ознакомиться здесь). А потому декларация G-7 призвана обеспечить послушание даже тех, кто не может устоять перед "шармом" Кремля.

В целом же те, кого Москва видит врагами, консолидируются в сплоченные политические и экономические альянсы. "Большая семерка" в Японии напомнила о своих приоритетах: Транстихоокеанское партнерство, ЗСТ ЕС и Японии в рамках EPA/FTA, торговое и экономическое соглашение ЕС и Канады (CETA). Очевидно, что такое плотное взаимодействие оказывает благотворный эффект на экономику стран-участниц, ускоряет обмен технологиями. То есть становится еще одним кирпичиком, если не базисе в архитектуре глобализации мира. Скажем так: стираются границы - открываются новые возможности. На этом фоне позиция Кремля "один против всего мира" выглядит провальной. И в любом случае попытки дестабилизации мирового порядка в различных точках планеты в будущем (не через год-два-пять-десять), сойдут на нет. И, призывы участников саммита к России и Ирану содействовать режиму прекращения огня в Сирии, допустить туда гуманитарную помощь и т.п., превратятся в требования и распоряжения.