Как феодалы разыграют карту мягкого сепаратизма

Скандал с обращением закарпатских депутатов к руководству страны стал возможным только потому, что в Киеве не хотят учитывать уроки зарождения ДНР/ЛНР
Фото: zakarpattya.net.ua

5 апреля депутаты Закарпатского областного совета поддержали проект обращения к центральным властям с требованием предоставить широкие административные и финансовые полномочия органам местного самоуправления. Проект решения, появившийся в СМИ, многих шокировал. В нем шла речь не только об усилении децентрализации. Там упоминалось о двух моментах из далекой истории — местном референдуме 1 декабря 1991 г., когда закарпатцы высказались за автономию края, и обращении Закарпатского облсовета к Верховной Раде от 24 января 1992 г. с требованием внести изменения в Конституцию и признать регион "специальной самоуправляемой административной территорией".  

Референдум был незаконным, за его проведением стояли остатки цеплявшейся за власть местной партноменклатуры, поэтому ни в Киеве, ни за пределами страны никто на это не отреагировал. Однако к этим решениям апеллировали так называемые "русинские" сепаратисты, которых спецслужбы сейчас вроде как загнали по норам. Потому проект обращения закарпатских депутатов многие восприняли как чистейшей воды сепаратизм и призвали их наказать. В областном управлении СБУ пообещали тщательно проверить, за что же голосовали областные избранники народа. Ибо, как оказалось, они и сами не в курсе: обращение принималось в пакете и, по всей видимости, в его текст никто не вчитывался.

Опрошенные журналистами депутаты областного совета не просто путались в показаниях, они всячески убеждали, что в их решении нет признаков сепаратизма. "Этот документ чисто теоретический, показывающий, что и тогда, и теперь у местных органов есть желание иметь больше полномочий. Но, конечно же, в составе Украины", — заявил сайту "ДеПо" член фракции "Батьківщина" Андрей Шекета. Вторили ему и остальные. При этом уверяли: отдельные СМИ распространили текст обращения, не соответствующий действительности. Отреагировал на скандал и глава облсовета Михаил Ривис: "Кто-то просто перекрутил обращение — это провокация". И допустил, что она может быть выгодна политическим оппонентам или "тем ДНР и ЛНР, которые уже не впервые пытаются убедить всю Украину, что Закарпатье хочет автономии". А вот в пресс-службе облсовета пояснили: инициатор обращения — экс-глава области, депутат от "Оппоблока" Александр Ледида.

В общем, концы надо искать в Ужгороде и Киеве, а не в Донецке. Что косвенно подтвердили российские и СМИ. Такую вкусную тему они подхватили только на следующий день. Вот так закарпатским слугам народа удалось огорошить даже матерых московских пропагандистов.

Обращение "автономистов" действительно не обязывает центральную власть что-либо предоставлять Закарпатью, но в тоже время оно стало опасным прецедентом и вряд ли принималось исключительно по невнимательности депутатов. Относительно недавно в Ужгороде прошли круглые столы, организованные общественной организацией "Закарпатский край". В ходе заседаний обсуждался статус специальной самоуправляемой экономической территории для Закарпатья. И там же упоминался тот самый "референдум" 1991 г. Сообщения об этих мероприятиях, имеющих сепаратистский привкус, остались незамеченными. Может СБУ параллельно с установлением сути решения закарпатских депутатов поинтересуется, кто стоит за указанной "общественной инициативой". Причем, судя по количеству фактически идентичных новостей об этих круглых столах в разных СМИ, она координируется из одного центра, у которого есть средства на размещение сообщений об ужгородском собрании ученых и бизнесменов. И не только.

За последнее время удалось найти еще одну интересную новость: Дрогобичский горсовет обратился к Верховной Раде с просьбой предоставить особый экономический статус Львовщине и ввести выборность руководителей местных госадминистраций. Городские власти Дрогобыча оперативно это опровергли. Проще говоря, кто-то запустил фейк. Широкого резонанса не было, видимо, просто забросили пробный шар. И львовяне, в отличие от соседей из Ужгорода, не клюнули на наживку раскольников.

К сожалению, такие истории будут повторяться. Как тут не вспомнить череду недоверий правительству Арсения Яценюка, принятых областными советами во многих регионах. Незаконные решения тиражировались в прессе, а некоторые политики, в том числе депутаты парламента, использовали их как аргумент против Кабмина. Если местные депутаты выходят за рамки раз, то почему не выйти второй, третий, четвертый...

У центральной власти нет эффективных инструментов для того, чтобы на корню зарубить решения местных депутатов, входящие в разрез с их полномочиями. Их необходимо срочно создать, пока новоявленные феодалы не начали разыгрывать карту мягкого сепаратизма.

В изменениях в Конституцию относительно децентрализации был пункт, дающий возможность префекту останавливать действие актов местного самоуправления в случае, если они не отвечают Основному закону и законам Украины. А президент получал полномочия распускать зарвавшиеся местные советы и назначать в таких регионах временного уполномоченного. Эти предложения вызвали бурю критики, Банковую обвиняли в узурпации власти (особо поднаторела в этом "Самопоміч"). В итоге законопроект отложили. Может, и навсегда. Так вопрос о механизме влияния Киева на местные советы, позволяющие себе опасное баловство, остался нерешенным. Что используют не только идеологи федерализации, но и держатели акций в парламенте и исполнительной власти.

Они прекрасно понимают, что досрочные выборы Рады все равно будут. И чтобы на них победить, надо застолбить за собой электорат в том или ином регионе уже сейчас. На фоне усиливающегося разочарования граждан, популярными могут стать лозунги: подавай выборного губернатора, хотим оставлять все налоги дома и т. д. Это чревато, учитывая, что главным негативным итогом прошлогодних местных выборов стала своеобразная феодализация страны, когда в большинстве регионов у власти оказались карманные партийные проекты олигархов и издавна влиятельных там кланов. Именно с этого все начиналось на Донбассе: своя партия, свой губернатор, прокурор, начальник милиции, свои судьи. И в конце концов — свои ДНР и ЛНР.