Луцкий теракт. Украина забыла извиниться перед Польшей, и Путин здесь ни при чем
Служба безопасности израильской авиакомпании "Эль-Аль" ежегодно устраивает между своими филиалами по всему миру конкурс на лучший план теракта. Задумки из шорт-листа тестируются в реале, авторы наиболее успешных идей получают поощрения, а возможности для их осуществления перекрываются. После терактов 11 сентября 2001 г. разведсообщество США обращалось за помощью к голливудским режиссерам с предложением пофантазировать на тему следующих атак (да и сами тараны башен-близнецов были, что называется, по мотивам).
Польское консульство в Луцке спокойно обстреляли из гранатомета...
Спецслужбы и правоохранители. Страны, которая третий год воюет. После взрывов и попыток взрывов в нескольких городах-миллионниках. После мутной истории с "мухой", едва не залетевшей в окно Садового. После "шмеля", принудившего Гиви к вечному соблюдению Минских соглашений. Не подозревают. Что "мухи" со "шмелями" и прочей реактивной живностью, расплодившейся в неизвестных количествах, вполне себе подходят не только на роль волыны для "стрелок" в стиле 90-х, но и в качестве дешевого инструмента международных отношений. Диппредставительства - приоритетные цели? Неее, не слышали. Ну и что, что конфликт гибридный? То, что у нас по большому счету относительно низок уровень террористических угроз, - это не так заслуга спецслужб, как результат молчаливого консенсуса. Причина, по которой Путин воздерживается от массированного террора против Украины, по сути, та же, которая заставляла Гитлера воздерживаться от применения боевых отравляющих веществ против союзников: страх "ответки".
Тем не менее обстрел польского консульства в Луцке, таким образом, в очередной раз ставит вопрос о способности украинских властей осуществлять суверенитет над собственной территорией, лишь неделю назад актуализованный убийством Дениса Вороненкова
Разумеется, этот вопрос без российской "помощи" вообще не поднимался бы. Но у международного сообщества - как политического, так и делового - есть одна пренеприятная особенность: оно понимает ваши проблемы, но не делает по их причине поблажек. Грубо говоря, можно сколько угодно сочувствовать сомалийцам, чье государство распалось при активной поддержке извне, и понимать, что пиратство в районе Африканского рога стало следствием этого распада, но жалеть пиратов?!
Хуже того, сам факт применения армейского вооружения в глубоком украинском тылу наводит на очень печальные мысли о возможных каналах контрабанды подобного оружия на Запад, то есть в ЕС. Накануне очередных раундов голосования по вопросу безвиза и через считанные дни после оглашения примерного графика этих раундов - удивительное совпадение. Но продолжим мысль: если в этот раз всплыл гранатомет, то кто даст гарантию, что в следующий раз не всплывет ПЗРК? А ведь такую конспирологию раскрутить будет несложно, тем более что на нее в силу общественного резонанса могут повестись даже СМИ, совершенно с Кремлем не аффилированные. И здесь очень кстати припомнится, что Конгресс США особо оговаривал запрет на поставку "стингеров" в Украину. Это вполне вкладывается в стандартную российскую схему защиты (причем не только в деле о сбитом малайзийском "Боинге"): "Все делают это. Ну как минимум не только мы".
Однако это еще не все. Посол в Варшаве Андрей Дещица назвал обстрел польского консульства в Луцке "атакой на польско-украинские отношения". Разумеется, он прав. Понижение градуса сотрудничества и создание постоянных общественных и политических трений между Украиной и Польшей - очевидная часть кремлевского сценария. Элементы этой стратегии - кладбищенско-памятниковая война, инциденты с участием всевозможных радикалов, усиливающееся давление на исторические болевые точки (Волынь и "Висла", УПА и Армия Крайова, Бандера и Пилсудский). Помимо очевидного "разделяй и властвуй", здесь есть и расчет на девальвацию легитимности украинского руководства, "не желающего восстановления исторической справедливости" и "боящегося поставить поляков на место" в глазах жителей запада страны.
Разумеется, Кремль работает и с польской стороной. Вот только о его связях с тамошними радикальными движениями и персонами известно немало, причем этот массив постоянно пополняется новыми расследованиями. А главное - эта информация вполне доступна украинской аудитории. Но много ли известно о том, как по обоюдному согласию, по принуждению либо втемную россияне используют радикалов украинских? Имеет ли доступ к этим историям среднестатистический поляк? Нет. Но он смотрит новости. И вряд ли будет тронут возмущением президента Порошенко или пояснениями министра Климкина.
Потому что среднестатистический поляк - и даже чиновник, который, вроде бы, ориентируется в ситуации лучше - ждет извинений. Еще раз: за инцидент в Луцке Украина должна принести Польше официальные извинения. Должна была. Сразу
И чтобы именно с этих извинений начинались выпуски новостей. И чтобы эти извинения прозвучали до того, как МИД Польши вызвал Дещицу на ковер. Ведь это, черт возьми, так просто и так естественно: попросить прощения за неприятность, случившуюся пусть не по твоей вине, но в твоей юрисдикции.
Но нет. Мы не изволили ни освоить этого правила этикета ранее, ни последовать ему теперь. И в результате агитка "Волынь" получила шикарное продолжение в реале - ведь обстреляно-то консульство не где-нибудь, а в Луцке.
Я допускаю, тем не менее, что природа случившегося - не политическая, не диверсионно-террористическая, а исключительно криминальная. У меня на руках нет фактов, свидетельствующих об этом. Но обстоятельства (выстрел в пустое служебное помещение, семья консула живет в другом крыле) позволяют допустить и такой мотив, как личные обиды, неприязнь, месть либо предупреждение. Тем более что диппредставители сопредельных с нами стран - да и наши - за последние лет десять неоднократно оказывались фигурантами криминальных хроник. В их активах были и "левые" визы, и контрабанда. Но пока идет следствие, официальным лицам стоит тщательно взвешивать каждое сказанное слово, озвучивая версии. Однако это тоже, увы, не про нас. Хотя, повторюсь, извинения в первые же часы - вкупе с обещанием поделиться информацией и подключить польскую сторону к расследованию - было бы вполне достаточно. Консульства все равно бы закрылись - это совершенно естественная реакция - но тональность жеста была бы несколько иной.
... И все-таки это не снимает вопроса о том, готовы ли наши спецслужбы слушать дилетантов, "знающих" и знающих, как организовать теракт, а главное - принимать меры? Ведь в условиях нынешнего конфликта атаки на "мягкие цели" - от школ и больниц до дипломатических миссий большинства государств - способны раскачать ситуацию куда больше, чем бои в Авдеевской промке. Грузовик в толпе, стрельба в метро, мина в урне, пожар на станции аэрации - дофантазируйте сами.