Как украинские банки потеряли 1,6 млрд грн за один день
В понедельник официально прекратило существование киевское ООО "Фактор эксим" — некогда один из крупнейших импортеров дизельного топлива в стране. Запись о прекращении компании как юрлица была официально внесена в Единый государственный реестр юрлиц и физлиц-предпринимателей 23 ноября. За две недели до этого Хозяйственный суд Киева завершил процедуру ликвидации "Фактор эксим", которая стартовала еще в середине 2012 г.
Инициатором банкротства стала сама компания, обратившаяся в суд в апреле 2012 г. Должник сослался на свою неплатежеспособность — на тот момент его долги оценивались более чем в $80 млн, тогда как каких-либо ценных активов у компании уже не было. Что и вылилось в признание ее банкротом в июле 2012 г.
Впрочем, быстро завершить этот процесс не получилось. Его затормозили банки-кредиторы, которые начали судиться за признание их требований к должнику. Разбирательства, в частности, затеяли Укрсиббанк и банк "Надра". Последнее финучреждение внесло "Фактор эксим" в свой черный список еще в 2009 г., обнародовав список корпоративных клиентов, имеющих просроченную задолженность. В нем компания была отнесена к сфере влияния Сергея Тищенко —владельца группы компаний "Фактор", специализацией которой долгое время был импорт дизельного топлива. Своего расцвета эта деятельность достигла в 2008 г., когда группа Сергея Тищенко заняла второе место в рейтинге крупнейших импортеров нефтепродуктов в стране (поставки составили порядка 1 млн т). В том году оборот "Фактор эксима" составил порядка $600 млн. Впрочем, уже в 2009 г. она фактически полностью ушла с рынка нефтепродуктов, на котором активизировалась новая структура, не чуждая группе Тищенко, — "Фактор нефтегаз". Эта фирма, созданная в конце 2008 г., была оформлена на малоизвестного жителя Черкасской области Виталия Уницкого, впрочем, в близости ее к Тищенко сомневаться не приходилось. Поскольку вряд ли можно считать случайностью факт прописки именного ООО в офисном центре, оформленном на отца основателя "Фактора" Петра Тищенко — на улице Тельмана, 5.
Пока шло банкротство "Фактор эксима", выбить из него долги пытался еще один кредитор — государственный Укрэксимбанк. Еще в 2007 г. он заключил кредитное соглашение с этой компанией, а также ООО "Фактор капитал", став фактически главным кредитором группы Тищенко. Однако после начала кризиса с обслуживанием кредита возникли проблемы, и в итоге госбанк начал разбирательства с должниками. Обе компании явно не горели желанием возвращать долги, что подтвердило банкротство "Фактор эксима" по собственной инициативе в 2012 г., и аналогичный процесс в отношении "Фактор капитала", переоформленного на некоего Автандила Джанджагаву, годом позднее. Укрэксимбанк еще в 2012 г. добился вердикта о взыскании с "Фактор эксима" более $92 млн, однако уже тогда шансы финучреждения увидеть свои деньги выглядели призрачно. А после того как в стране сменилась власть, их стало еще меньше, по слухам, из-за того, что многократно выросло влияние нардепа от "Народного фронта", главы комитета ВР по вопросам национальной безопасности и обороны Сергея Пашинского. Именно он, по заявлению ряда СМИ, является давним знакомым и лоббистом интересов Тищенко.
Впрочем, доказательств этого пока никто не предоставил. И неоспоримым фактом является лишь то, что по решению Хозяйственного суда Киева, ликвидировавшего "Фактор эксим", в одночасье было списано более 1,7 млрд грн. долгов, накопленных данной компанией. Из которых почти половина (830 млн грн.) пришлась на государственный Укрэксимбанк, 400 млн грн. — на банк "Надра" (с июня нынешнего года он находится в стадии ликвидации), 240 млн грн. — на Укрсиббанк и 180 млн грн. — на Первый украинский международный банк. И судя по всему, подобная судьба ожидает и уже упомянутый "Фактор капитал", требования кредиторов к которому во главе с Укрэксимбанком еще больше и превышают 2 млрд грн. Притом что ликвидные активы этой компании оцениваются всего лишь в 150 млн грн.