Испанскую "Верховную Раду" ждет переформатирование
Испания так и не смогла вынырнуть из шестимесячного политического кризиса, обусловленного неспособностью парламентских партий договориться о создании нового правительства. Король Фелипе VI провел третий и последний раунд переговоров, надеясь образумить политиков, но безрезультатно. После встречи с левоцентристами, леворадикалами и правоцентристами монарх заявил, что ни у одного кандидата нет достаточного уровня поддержки, чтобы возглавить кабмин. А это означает только одно - новые выборы в Генеральные кортесы, которые, вероятнее всего, пройдут 26 июня этого года после того, как король подпишет указ о роспуске парламента 3 мая.
На состоявшихся 20 декабря всеобщих выборах победу с несерьезным отрывом одержала консервативная Народная партия "так-и-не ушедшего" премьер-министра Мариано Рахоя, взяв 28,7%. Социалистическая партия заняла второе место, получив поддержку 22% избирателей, новичок-леворадикал - партия Podemos ("Мы можем") - 20,6%, а либеральная партия Ciudadanos ("Граждане"), еще один новичок, - 13,9%. Тогда впервые пошатнулась монополия на власть правоцентристов и социалистов, а триумф новичков постепенно сменялся нетерпеливым ожиданием (когда уже будет сформировано новое правительство) и, наконец, разочарованием (когда стало ясно, что правительства можно не ждать).
После выборов Рахой обещал новое-старое крепкое правительство, однако новые игроки в парламенте внесли сумятицу в устоявшуюся за 30 лет систему. Создать коалицию НП не удалось, а значит, и собрать правительство Рахою 23 декабря не удалось. Социалисты, воодушевившись глобальными переменами, вознамерились сместить Рахоя. 2 февраля их лидер Педро Санчес получил "добро" от короля. Для этого социалистам нужна была поддержка Podemos и "Граждан", однако Санчес столкнулся с серьезным препятствием - леворадикалы наотрез отказывались дышать одним воздухом в коалиции с "Гражданами". При этом Podemos настаивали на левой коалиции, куда помимо них и социалистов сватали еще небольшую парламентскую группу "Народное единство - Объединенные левые". Второй вариант, который обсуждался сторонами, - это партия Рахоя, "Граждане" и социалисты, но Podemos заявили, что тому не бывать. Что касается правительства, то Пабло Иглесиас, лидер леворадикалов, скромно видел себя заместителем премьера Санчеса.
Социалисты же, как пишет El Pais, видели парламент иного формата, с более широким альянсом, который бы лучше отражал ситуацию в Генеральных кортесах. К тому же и внутри партии поначалу ворчали по поводу сотрудничества с "выскочками" из Podemos. И все это время шел нескончаемый процесс переговоров, когда одни левые добивались чего-то от других левых. 4 марта социалисты попытались выполнить поручение короля и дать стране нового премьера. Однако Podemos наказали их за несговорчивость, дважды отказавшись поддержать кандидатуру Санчеса - тогда за него голосовали лишь 90 членов Соцпартии и 40 "Граждан". Правоцентристы хоть в чем-то были едины с леворадикалами, проголосовав против.
Этот демарш толкнул социалистов в объятия Podemos. И снова закрутилась карусель переговоров, во время которых стороны пытались сколотить коалицию. Санчес даже попытался добавить очков Иглесиасу, запросив помощи на стороне - у авторитетного единомышленника и опытного популиста Алексиса Ципраса, премьера Греции и лидера леворадикальной "Сиризы". Об этом Санчес просил Ципраса лично в Брюсселе, но, как потом сообщили источники Europa Press из окружения грека, премьер не захотел вмешиваться во внутренние процессы другой державы, несмотря на то, что помощи хотели родственные души.
Между тем, политический кризис в Испании набирал обороты, напрямую влияя на экономику страны, которая так до сих пор и не залечила раны после финансового кризиса 2008-2009 годов. Правительство пыталось скрыть негатив, напророчив рост ВВП на уровне 3% в текущем и следующем годах, однако прогноз неожиданно разбил в пух и прах Банк Испании, который прямо заявил, что экономика страны замедляется. При этом регулятор подчеркнул, что главным из этих рисков является политическая неопределенность.
Украинский парламент больше напоминает рагу из каких-то "скотыняк", "зрад", оппозиций, "каалиций", олигархов, проклинающих олигархов и т.п. Так же остро стоял до недавнего времени и вопрос нового правительства, когда час Арсения Петровича все же пробил. Как и на украинских, на испанских партиях облупилась идеологическая краска. Сейчас политические силы обеих стран одинаково белесые, одинаково популистские.
Но в то же время есть и существенное отличие. Решающие переговоры в начале этого месяца, в которых наконец-то решили одновременно принять участие социалисты, Podemos и Ciudadanos, фактически завершились ничем. Король Фелипе пытался еще что-то сделать, но не смог. И вот тут и кроется отличие, непосредственно связанное с авторитарными традициями: в Испании верх одержала демократия, а в Украине под нужные решения в парламенте всегда набираются голоса.
В любом случае, Испанию ждут новые выборы, и в новом парламенте картина может быть совершенно иной. Последние опросы показывают растущие перспективы именно правоцентристов - избиратели Народной партии сейчас более мотивированы, чтобы прийти на избирательные участки. По данным исследования Sigma Dos, проводившегося для консервативной газеты El Mundo, Народная партия и "Граждане" сформируют новую коалицию. Примечательно, что такие же результаты показали и данные компании Metroscopia, которая провела опрос для левой газеты El Pais. Что касается распределения мест, то в El Mundo отдают 128 - партии Рахоя, а 52 - "Гражданам", т.е. у этой коалиции есть необходимое, хоть и минимальное большинство. А потеряли больше всего из происходивших дрязг в стране именно Podemos, которые отдают пять мест правоцентристам и двенадцать "Гражданам". Таковы последствия ведения переговоров в ультимативной форме и откровенной несговорчивости. Стремительный взлет леворадикалов, по сути, закончился падением.