• USD 42.3
  • EUR 43.5
  • GBP 51.6
Спецпроекты

Всемирный банк предупреждает. Откуда Украине взять $18 миллиардов (ИНФОГРАФИКА)

Чтобы расплатиться по долгам и не допустить дефолта, Украине придется продемонстрировать новое экономическое чудо
Фото: prm.ua
Фото: prm.ua
Реклама на dsnews.ua

Всемирный банк устами своего руководителя программ Украины, Беларуси и Молдовы Фарука Кхана дал качественную и количественную оценку того кандидатского минимума, который в ближайшее время должна "сдать" наша страна, чтобы "не остаться на второй год" или вообще не быть исключенной из "средней школы" мировой экономики.

Что касается качественных критериев, то перед нами классический джентльменский набор: создание антикоррупционного суда (что больше напоминает мантру западных "сенаторов" о том, что украинский "коррупционный" Карфаген должен быть разрушен), открытие рынка земли, приватизация (которая никак не может стартовать, несмотря на принятый прогрессивный закон), реформа банковского сектора, в первую очередь касательно системы управления в государственных банках (привет Валерии Гонтаревой, которая в своем прощальном спиче отрапортовала об успешном завершении банковской "реформации").

Кроме того, Всемирный банк обозначил и те реформы, которые не нужно делать. Например, вводить налог на выведенный капитал. Мол, такой эксперимент был предпринят в очень узком кругу стран и привел к существенным потерям дохода государственного бюджета. После подобного каминг-аута, Всемирный банк мигом превратился из настольной иконы для наших "гранствующих" экспертов в куклу вуду, которую необходимо утыкать иголками.

Не обошел Всемирный банк и тему роста минимальных зарплат. Здесь в принципе прозвучали те же меседжи, которые когда-то были обозначены в наших публикациях, суть которых сводится к простому выводу: государство должно определиться, какую политику оно проводит, антиинфляционную или проинфляционную. Нельзя одновременно бороться с инфляцией, повышая процентные ставки и ограничивая размер монетарных агрегатов, и одновременно - увеличивать административно регулируемые тарифы и размер минимальной зарплаты. Все это похоже на пациента экспериментальной водолечебницы XIX в., когда бедолагу окунают то в ледяную воду, то в кипяток. Если подобная экзекуция продолжится, то инфляция в Украине, по мнению ВБ, может увеличиться до 10% и выше. И здесь наши мнения совпадают.

Что касается количественных параметров, то в Всемирном банке считают, что для прохождения весьма напряженного трека 2018-2019 гг., Украине необходимо привлечь порядка $18 млрд, из которых половину на внешних рынках. Задача, скажем так, не из простых, учитывая приближение нового политического цикла и геополитическую турбулентность. Девять миллиардов... В то время как наша страна пытается получить у МВФ хотя бы один. Перефразируя одного из героев фильма "В бой идут одни старики": "Восемь... Тут одного пока завалишь, запаришься".

Хотя можно вспомнить выпуск наших еврооблигаций в 2017-м, когда удалось привлечь порядка $3 млрд на 15 лет под 7,3% годовых. Но в прошлом году у иностранных инвесторов был настоящий "жор" на долги развивающихся стран. По всему миру шла охота за emerging markets, вернее, на их доходность, которая в условиях почти нулевых базовых ставок мировых стран-лидеров выглядела как маленький островок с пальмочкой, гамаком и бокалом мохито в тени среди полного штиля. Кто помнит, в 2017-м даже "траченная" дефолтами как молью Аргентина выпустила столетние облигации на несколько миллиардов долларов.

Но в 2018 г. ситуация кардинально изменилась. Точнее, она начала меняться еще в прошлом году, но в этом все стало более очевидно и выпукло. Экономика США уверенно развивается, показатели рынка труда вселяют оптимизм, единственная проблема - относительно высокие показатели инфляции. Именно поэтому ставка по федеральным фондам ФРС США была выведена в диапазон 1,5-1,75%, и в текущем году нас ожидает еще минимум три повышения (хотя некоторые эксперты говорят и о четырех). При условии выхода целевой ставки в Штатах на уровень 2,5% и выше развивающиеся рынки могут погрузиться в длинную арктическую ночь. А в таком случае не поможет и северное сияние реформ. Ведь от уровня базовой ставки зависит доходность казначейских обязательств в США и конкурировать с ними, учитывая их рост доходности, у долговых инструментов развивающихся рынков не получится. Стоит также взять во внимание масштабную программу, реализуемую в США, по возврату американских инвестиций обратно в страну и созданию новых рабочих мест. И тогда инвестору придется выбирать, куда ему вложиться, в заводик в Техасе или, к примеру, в кондитерскую фабрику в Житомирской области.

Реклама на dsnews.ua

У нас, конечно, есть любимые местными экспертами сырьевые циклы, но их капиталоемкость оставляет желать лучшего и влить в них с десяток миллиардов не получится. Следовательно, говоря о $18 млрд, мы подразумеваем исключительно долговое финансирование. "Всемирный банк предупреждает", что лишь тогда, когда Украина сможет собрать весь пазл, то есть провести реформы и привлечь внешнее финансирование, нас ожидает рост ВВП в размере 3,5% и выше. Это как известный принцип в математике: "необходимо и достаточно". В прежние годы наша страна весьма однобоко подходила к решению этой задачи. У нас был период выгодного привлечения инвестиций без реформ, в последние годы проводятся реформы без инвестиций. Но если есть желание успешно решить задачу, - придется как-то объединить эти процессы.

Тему реформ оставим пока за скобками. Проанализируем, каковы перспективы привлечь внешнее финансирование.

Аналитическая компания Bloomberg провела анализ инвестиционной привлекательности 24 стран. Анализировались такие индикаторы, как размер ВВП и темпы его роста, платежный баланс и счет текущих операций (дефицит/профицит), рейтинг, курсовая политика, инфляция и т. д. В расчет брались лишь страны с собственной национальной валютой.

В результате проведенных исследований, были составлены "цветные" рейтинги стран: "зеленые" - наиболее привлекательные и "розово-красные" - наименее привлекательные. В группу "зеленых" попали такие страны, как Мексика, Турция, Чехия и Польша, Малайзия, Южная Корея (страны перечислены по мере убывания инвестиционной привлекательности). Что касается "розово-красных", то в эту группу попали РФ, Бразилия, Чили (верхняя часть группы) и наименее привлекательные Таиланд, Индонезия, Филиппины, Китай (19-е место), Индия (20-е место). Если пояснить простыми словами, то в качестве маяка для инвестора применялось условное соотношение надежности и доходности.

Например, доходность мексиканских облигаций составляет 7,5% (пять лет), а аналогичный показатель по долговым инструментам Китая - 3,9%, Индии - 7,3%. Доходность турецких облигаций и вовсе достигает 13%. Столь высокая прибыльность национальных активов компенсирует риски девальвации лиры и песо. Отсюда вырисовывается и модель успешного привлечения инвестиций для развивающихся стран: быть успешными и при этом дешевыми. Только это сочетание может обеспечить стабильный приток заемных и инвестиционных ресурсов. "Забронзовевшие" развивающиеся страны, такие как Китай или Индия, которые решили, что уже слишком круты, как правило, постепенно теряют инвестиционную привлекательность.

Но в этой модели есть один существенный недостаток - порог заимствований. Отношение государственного долга к ВВП в Украине уже составляет 70%, и в глазах инвесторов мы выглядим как умеренно закредитованная страна. Много денег таким не дают.
Кстати, на радарах Bloomberg Украины не оказалось. Нас пока нет ни в списке "зеленых", ни в перечне "розово-красных".

По данным аналитиков МВФ, в текущем году развивающиеся рынки столкнуться с необходимостью увеличивать доходность, что может привести к кризису на части из них. В 2017-м в облигации emerging markets было влито $75 млрд. Что касается общего потока капитала, то в 2017-м (впервые после 2013-го) развивающиеся рынки получили положительное сальдо в размере $3 млрд при входящем финансовом потоке в $1,2 трлн. Такие данные приводит Institute of International Finance (IIF), созданный в 1983 г. крупнейшими западными банками. Но эти показатели были достигнуты за счет относительно мягкой монетарной политики национальных центробанков. В случае ее ужесточения, в ближайшие два года приток вложений может сократиться на $70 млрд, то есть в два раза! Бороться с дефицитом платежного баланса и погашать внешнюю задолженность станет значительно труднее.

Весьма проблематично будет и рефинансирование старых долгов. При этом до конца 2022 г. (данные Bloomberg Intelligence) развивающиеся страны должны будут выплатить по долгам $1,2 трлн, то есть почти половину от общей величины. Плотный платежный график и короткие сроки долговых обязательств - общий бич развивающихся рынков наряду с высокой доходностью. Украина здесь не одинока. В условиях сокращения предложения инвестиций и волнообразного роста спроса на них, данный сегмент стран устроит настоящую бойню в борьбе за инвестора/кредитора. Возможны дефолты. Возможно и не один.

По данным IIF, в текущем году больше всего внешних ресурсов получат такие страны, как Бразилия, Польша, Индия и Саудовская Аравия. В то же время наиболее значительные выплаты по внешним долгам ожидаются в Китае, РФ, Южной Корее и Бразилии. Вполне вероятно, что новый виток финансового кризиса придет именно из одной из этих стран (а может и нескольких). Тем временем Украина запланировала привлечь в первом полугодии 2018-го примерно $2 млрд с помощью выпуска еврооблигаций. А что делать дальше?

Список топовых стран дает ответ и на этот вопрос. Что такое Индия? Это емкость внутреннего рынка. Что такое Польша? Это свобода предпринимательства и частной инициативы, прозрачные процедуры и законность. Что такое Саудовская Аравия? Это борьба с коррупцией, бюрократией и масштабные инвестиционные проекты под патронатом государства. Что такое Бразилия? Это интересные кластерные промышленные проекты и прозрачный доступ на рынок сырьевых ресурсов.

Никто не заставляет Украину выбрать что-то одно. Это может быть и микс идей. Можно стимулировать внутренний рынок и демонополизировать его, можно открыть доступ к природным ресурсам для системных инвесторов или с помощью дерегуляции дать импульс к развитию малого и среднего бизнеса. Инфраструктурное преобразование страны невозможно без протектората государства, а создание промышленных кластеров способно увеличить объем производства товаров с высоким уровнем добавочной стоимости. Все это интересно и "вкусно" для внешних инвесторов/кредиторов, которые сидя в Киеве, могут постить фотки "в восхитительном настроении". И никто не отменял борьбу с коррупцией. Закрыть местных "принцев" в киевском хаяте - чем не дебютная идея?

    Реклама на dsnews.ua