Интеграция Украины в ЕС и в НАТО. Насколько быстрым может быть этот процесс

Одним из последствий войны может стать разделение мира на зоны и блоки с отдельными ценностями, организациями безопасности, общими валютами и беспошлинными зонами

Украина сделала свой ценностный выбор и считает себя частью западного мира. Стена должна быть построена на восточной границе Украины, а западная граница должна стать максимально прозрачной и постепенно превратиться в административную линию.

Институционными формами интеграции на сегодняшний день являются процессы обретения членства в ЕС и НАТО. Это зафиксированная в Конституции цель и она поддерживается консенсусом политических элит и общества. Что касается Евросоюза, то в июне ожидается отчет о выполнении "домашнего задания", а осенью Украина может перейти к следующему этапу — переговорам о членстве. Решения о назначении через конкурсные комиссии членов ВСП, руководителей САП и НАБУ были приняты. Продолжается дискуссия о том, кто будет иметь решающее влияние в комиссии по отбору судей Конституционного Суда. Положения директивы об аудиовизуальных медиауслугах имплементированы. По борьбе с отмыванием денег ведется работа по выполнению рекомендаций FATF, законопроекты фактически готовы. Некоторые эксперты требуют снова принять поправку о "пожизненных PEP" (РЕР — Politically Exposed Persons), хотя юристы критиковали ее как нарушающую конституционную норму о невозможности принятия законов, обладающих обратной силой во времени. Наиболее резонансной может стать дискуссия о соответствии украинского языкового и образовательного законодательства европейской хартии о правах нацменьшинств. Венгрия и иногда Румыния имеют особую позицию по этому поводу.

Даже при переходе к следующему бюрократическому этапу обретения членства финальное решение может не быть очень быстрым. И поэтому для Украины не менее важны точечные соглашения и договоры, которые явочным порядком интегрируют украинскую экономику и наших граждан в европейское юридическое пространство. Да, безусловно положительным является продолжение реального режима беспошлинной и бесквотной торговли для украинских товаров. История с блокадой аграрного экспорта должна стать уроком для Украины. Даже при суперпартнерских отношениях с соседними странами их элиты заботятся об экономических интересах своего бизнеса, а корпорации знают, как лоббировать протекционистские решения. В Европе это не запрещено, если проходить между регулятивными актами и директивами.

Евроинтеграция — это также свободное движение трудовых ресурсов. При получении права на временную защиту украинские граждане получили и доступ к рынку труда и образовательным услугам в Европе, оценили свою конкурентоспособность, но дипломатические усилия нужно направлять также на то, чтобы украинцы и дальше могли подавать свои резюме на вакантные должности в Европе — официально и с такими же правами, как граждане стран ЕС. Даже отмена роуминга мобильных операторов — это также реальная евроинтеграция. При разработке планов восстановления и реконструкции наибольший вызов — согласовать с ЕС развитие производственных кластеров, продукция которых будет поставляться на европейский рынок. Будет ли это продукция мясопереработки, фармацевтики или "зеленой" энергетики — это уже должно стать совместным решением с представителями Евросоюза.

Что касается НАТО, то уже через полтора месяца на саммите в Вильнюсе Украина ожидает не просто заявлений об "открытых дверях", а конкретных договоренностей о сроках и условиях вступления. Только НАТО Украина рассматривает как гаранта коллективной безопасности в условиях долгосрочных угроз со стороны РФ. Если условием обретения членства будет окончание боевых действий, то об этом тоже нужно говорить открыто. На саммите будут обсуждены предложения по гарантиям безопасности на время до вступления в Альянс, на базе Киевского договора безопасности. Однако эти гарантии ни в коем случае не являются альтернативой членству, об этом были официальные заявления президента Владимира Зеленского. Договоры с НАТО и его членами будут касаться стабильных поставок вооружения для сил обороны, а также модернизации украинского оборонно-промышленного комплекса. Укроборонпром уже реализует первые совместные проекты с западными компаниями. И здесь уроки аграрной блокады также нужно учитывать: рынок производства вооружений намного конкурентнее продовольственного.

А если формальные процедуры членства будут откладываться надолго из-за сопротивления отдельных стран, лоббизма РФ или других международных факторов — тогда может актуализироваться проект конфедерации Украины с Польшей, с распространением ЕС и НАТО на новое образование как правопреемника польского членства в этих союзах.