Павловская реформа. Как в Индии реформаторы вытаскивают наличку из-под матрасов богатых граждан

В Индии правительство реформаторов продолжает непопулярные реформы для блага индусов
Люди стоят в очереди, чтобы обменять индийские рупии

В одно мгновение власти огорошили индийцев решением вывести из оборота крупные банкноты старой серии. Индусы должны до 30 декабря принести свои старые банкноты в банк или на почту, сдать их и перевести всю сумму на счет в банке.

Выведение денег с банковского счета ограничили сначала суммой в 20 тыс. рупий (около $300) в неделю, а затем повысили до 24 тыс. рупий ($350). Кроме того, выдачу наличных через банкоматы ограничили суммой 2 тыс. рупий в день ($30), затем повысили до 2,5 тыс. рупий ($37).

Жесткая мера была смягчена рядом исключений (вроде разрешения оплачивать старыми купюрами лечение, перелеты или ж/д билеты, бензин, газ и услуги по кремации). Тем не менее волевой курс на детенизацию экономики, который с первого дня взял премьер-министр Нарендра Моди, продолжается.

Правительство после двух лет пребывания у руля не только сохранило авторитет, но оказалось способным действовать в государственных интересах вопреки недовольству толпы. Не сомневайтесь, километровые очереди у банков никого не делают довольным. Тем более что речь идет о 86% всей налички на руках, в одно мгновение превратившейся в бумагу.

Немаловажно и то, что именно средний класс в лице малого и среднего бизнеса в свое время стал основным избирателем "индийского Обамы", что делает последнего кандидатом в камикадзе сегодня и претендентом на статус народного героя завтра.
Кроме неудобств, индийцам есть из-за чего переживать, ведь, по официальным данным, в 2013 г. только 1% граждан платили подоходный налог, а доля теневой экономики по оптимистичным оценкам  достигает 20% ВВП (у нас — больше 40%). При этом все депозиты, на которых окажется сумма больше $3 тыс., будут изучены налоговиками, а владельцам счетов придется доказывать, что они уплатили подоходный налог. Если это сделать не удастся, незадачливому индийцу придется заплатить налог в трехкратном размере.

Стоит отметить, что поскольку основными мишенями всей затеи были не рядовые индийцы, а рыба покрупнее, всю операцию, в том числе печать немалого количества новых банкнот, держали в секрете до последнего дня. Говорят, что о ней не знали даже некоторые члены Объединенного совета министров Индии.

Вероятные последствия

Попытка в один присест покончить с теневой экономикой, как водится, вызвала разногласие в среде экономистов. Некоторые уже раскритиковали действия Моди. Есть опасения, что население в ближайшее время начнет опять накапливать ценности под матрасом, только теперь предпочтение будет отдаваться золоту и инвалюте, что вызовет расцвет черного рынка, а резкое сокращение денежной массы ударит по экономике.

В ответ на критику премьер-министр Моди заявил, что выполняет свои предвыборные обещания, борясь с теневой экономикой и уклонением от уплаты налогов. При этом другие эксперты считают, что серьезных рисков нет, так как центральный банк в любой момент может увеличить денежную массу, выкупив на рынке гособлигации, а приток денег в банковскую систему не навредит экономике, а пойдет ей на пользу.

Некоторым украинским экспертам конфискационная реформа Моди напомнила реформы советского правительства Николая Павлова. Когда в марте 1991 г. были изъяты из обращения купюры номиналом в 50 и 100 руб. Павлов полагал, что реформа избавит экономику от избыточной денежной массы, находившейся в наличном обращении, и хотя бы частично решит проблему дефицита на товарном рынке СССР. Планы правительства реализовались лишь частично: конфискационная процедура позволила изъять из обращения 14 млрд наличных рублей. На практике главным последствием реформы стала утрата доверия населения.

Впрочем, в Индии все может быть и несколько по-другому, тем более что цели победить спекуляцию и нетрудовые доходы у премьера Моди нет, есть всего лишь стремление приучить индусов работать легально и платить налоги, поскольку до последнего времени такой привычки у них не было, впрочем, как и у большинства украинцев (особенно у представителей политического класса).

При этом нельзя сказать, что власти душат бизнес или простой народ налогами. Скорее наоборот, последние два года Моди провел целую серию реформ, направленных на стимулирование экономики Индии. 

Программа реформ

Придя к власти на обещаниях "хороших дней для всех", Моди искал возможности для проведения грандиозных, по-настоящему больших реформ. В программу входили реформа налоговой системы, земельная, банковская реформы, реформы рынка труда и социалки, повышение инвестиционной привлекательности страны.

В первую очередь Моди сразу взялся за запутанную систему социальной помощи. Сегодня льготы на приобретение сжиженного газа монетизированы и деньги переводятся на банковские счета, привязанные к идентификационному номеру в биометрической базе данных. В дальнейшем именно таким образом будет распределяться вся государственная помощь наиболее бедным гражданам. Кроме того, правительству удалось протолкнуть закон о банкротстве банков, а центробанк Индии взялся за чистку банковской системы, перегруженной плохими кредитами.

Моди также сумел выполнить свое обещание реформировать налоговую систему, заменив все непрямые налоги и сборы (в том числе принятые на уровне штатов) одним налогом на добавленную стоимость. В сентябре соответствующий закон, вокруг которого до последнего момента не прекращалась политическая борьба, был одобрен президентом и напечатан в официальной "Газете Индии". Это не окончательный документ, но наиболее сложная часть на пути к созданию единого рынка внутри страны осталась позади. По оценкам экспертов, упрощение налоговой системы может ускорить рост ВВП страны на 1,5-2 п.п.

Моди упростил приобретение земли частными компаниями, впервые начал продавать лицензии на добычу угля через электронный аукцион, создал банк, специализирующийся на выдаче кредитов малому бизнесу, запустил программу по развитию малых и средних городов, главная задача которой — разгрузить перенаселенные мегаполисы страны.

В 2014 г. премьер объявил о начале реализации общенационального проекта, который получил название "Чистая Индия", согласно которому каждая индийская семья в течение четырех лет должна получить свой собственный туалет и прекратить отправлять естественные надобности на улице.

Впрочем, Моди, не чужд и высокотехнологичных идей. В частности, запустил государственную программу по интернетизации сельских районов и созданию государственных услуг, доступных онлайн, присоединил Индию к американской системе по борьбе с уклонением от уплаты налогов, привлек в страну крупных производителей компьютерной техники — Foxconn и Xiaomi, вывел Индию на первое место в мире по объему прямых иностранных инвестиций (обойдя Китай и США). По инициативе этого премьер-министра центробанк Индии перешел к инфляционному таргетированию.

Кроме того, Моди часть задач, связанных с земельной реформой и соблюдением трудового законодательства, передал правительствам штатов, одновременно увеличив их бюджеты и создав открытую для публики систему оценки результатов.

Конечно, ничего из вышеперечисленного нельзя назвать единоличной заслугой Моди, ведь многие инициативы появились при предыдущем правительстве. Тем не менее премьер-реформатор продолжил работать, осторожно и настойчиво проталкивая решения, не имея большинства в верхней палате парламента. Многие из его реформ только сейчас начали приносить плоды.

Тем не менее, несмотря на огромное неравенство в доходах, большую долю малограмотного сельского населения, постоянную террористическую угрозу (намного более реальную, чем у нас) и замороженный конфликт с Пакистаном, экономика Индии растет и показывает ошеломляющие результаты. Причем в совершенно разных сферах. В стране собираются строить атомный авианосец (сейчас решается с кем — американцами, французами или россиянами), американцы хотят открыть в Индии производство истребителей F-16, в биометрической базе данных, где собирают отпечатки пальцев и снимки сетчатки глаза, зарегистрировано 88% жителей страны, причем у каждого пятого индийца к биометрическому аккаунту привязан счет в банке.

Однако дело даже не в результатах или последствиях, о которых говорить пока рано. А в удивительной способности индийского правительства делать резкие маневры без страха потерять власть. В результате, пока  Индия вызывает удивление у всего мира, в Украине безотлагательно требуют пересмотреть решение Ощадбанка  о введении комиссии за оплату услуг ЖКХ (аж три гривни с каждой квитанции) и размышляют об очередных выборах.