Иллиберальная демократия и японские "Мистрали"
The Washington Post озаглавил свою статью "Подъем путинизма". Автор статьи считает, что успех этой идеологической системы, находящей все больше поклонников за пределами России, зависит от того, как будут развиваться события на Украине. Президент Венгрии Виктор Орбан в своем недавнем выступлении декларировал нежелание соответствовать западным ценностям и заявил о намерении построить "иллиберальную демократию", в качестве ориентиров назвав Россию, Турцию, Китай, Сингапур и Индию.
По мнению автора статьи, эта идея описывает опасную тенденцию, когда демократические правительства используют свой мандат для ослабления личных прав, разделения властей и законности. Но ему, по его словам, не приходило в голову, что этот термин как почетный девиз может использовать европейский государственный лидер.
"Венгрия стала первой страной в советской сфере влияния, которая отказалась от коммунизма и вступила на путь либеральной демократии. Сегодня она снова диктует моду, становясь первым европейским государством, которое порывает с либеральной демократией и дистанцируется от нее. Она перенимает новую систему и набор ценностей, наилучшим примером которых служит Россия при Владимире Путине, хотя есть отголоски и в других странах", - указывает журналист.
Орбан ввел и использует в Венгрии разновидность системы, для которой лучше всего подходит определение "путинизм"... Для сохранения за собой власти Путин создал репрессивную систему политического, экономического и социального контроля. Столкнувшись с оппозицией, (...) Путин начал акцентировать идеологию власти в своих выступлениях, а также "путем введения законов и транслирования приверженности определенному набору ценностей с использованием служебного положения".
"Ключевые элементы путинизма - это национализм, религия, социальный консерватизм, государственный капитализм и доминирование государства над средствами массовой информации". Все эти явления, считает автор публикации, враждебны западным ценностям: такими как личные права, толерантность, космополитизм и интернационализм. Идеология Путина способствует поддержанию его популярности. Успех путинизма будет во многом зависеть от успеха России под руководством Путина, - резюмирует автор. "Если вУкраине его ждет триумф, в результате которого экономика Украины будет разрушена, а сама она придет к Москве с протянутой рукой, то он будет выглядеть победителем. Если же, напротив, Украина, покинув российскую орбиту влияния, добьется успеха, а экономика России и дальше будет слабеть, Путин может вдруг оказаться в положении лидера угодившей в мировую изоляцию сибирской сырьевой экономики".
Свержение Путина будет означать приход к власти более радикально настроенных националистов, считает автор статьи, опубликованной в газете Il Foglio. "Владимир Путин "живет в другом мире", сказала в дни российской аннексии Крыма канцлер ФРГ Ангела Меркель, подразумевая "мир консервативных демократий, где экспансионистские цели лидера пользуются большой поддержкой", а сплоченность усиливается под угрозой изоляции.
Ссылаясь на экспертов, автор уточняет: Новые санкции могут "разрушить российскую экономику за шесть недель". С "боингом", упавшим в ходе боевых действий на Украине, игры закончились как для Европы, которая, по словам министра финансов Германии Вольфганга Шойбле, должна "ставить мир и стабильность выше интересов бизнеса", так и для России, которая больше не может рассчитывать на прагматизм и нерешительность европейцев, говорится в статье. Но к какому результату должны привести санкции? - спрашивает автор. Заставить Путина, лидера "иллиберальной демократии", тяготеющей к диктатуре, одуматься?
Каким бы ни был выбор, для его реализации необходимо понять логику путинского "другого мира". У всех авторитарных режимов одинаковая динамика, но ее трудно понять тому, кто живет в условиях прочной демократии. Диктаторы появляются на базе посттравматического синдроме, как в гитлеровской Германии, или на определенной политической культуре, как в России, или на шоке, вызванном модернизацией в отсталых странах. Авторитарный режим пытается быть агрессивным и экспансионистским, пишет автор статьи, и путинская Россия яркий тому пример. Российская экономика еще до санкций продвигалась к рецессии, а российские министры признавали двигателем государственных расходов и роста заработной платы супер-баррель, цена на который постепенно падает. "Пытаться убедить человека в подобной ситуации проводить более умеренную политику - все равно что вести переговоры с поездом, который едет под откос. Путин не может снять с себя царскую корону, сказав русским, что отныне отцом нации станет либеральный реформатор", - пишет автор статьи.
"Сдерживать" Россию, загоняя ее в угол и давая ей почувствовать свою слабость, в ожидании "физической" ликвидации режима, - это трудный путь: царь, которому 61 год, ведет здоровый образ жизни, а ресурсы России вполне достаточны, чтобы годами идти к окончательному коллапсу. Противостоять ей в открытом бою невозможно: она остается ядерной державой. Работа в направлении смены режима стоит времени и миллиардов, а падение Путина будет означать приход еще более радикальных националистов", - заключает журналист.
The Wall Street Journal утверждает, что "Мистрали" должна купить Япония. "Запад проваливает проверку вооруженным нападением России на Украину, но есть одна страна, которая может вмешаться, наказав президента России Владимира Путина, и одновременно повысить собственную обороноспособность. Это Япония". Научный сотрудник Американского института предпринимательства Майкл Ослин в своей статье предлагает Токио найти способ выкупить ударные корабли-амфибии класса "Мистраль", о продаже которых Франция договорилась с Россией.
По мнению автора, это освободило бы Париж от неудобного соглашения и помогло бы премьер-министру Синдзо Абэ модернизировать оборону с моря. За последнее время было ряд свидетельств о том, что Россия может отправить "Мистрали" на Дальний Восток. Хотя это якобы направлено на защиту принадлежащих России Курильских островов от мифической японской угрозы, истинная цель может состоять и в поддержании мощи в акваториях Северо-Восточной Азии на фоне продолжающейся модернизации Китаем своих военно-морских и военно-воздушных сил, - заявляет эксперт. По его мнению, творческий подход к дипломатии мог бы изменить расстановку сил в Европе и Азии. Если бы Париж и Токио договорились о покупки Японией двух кораблей "Мистраль", предназначенных для Москвы, Путин получил бы знак, что его действия без последствий не останутся".
С дипломатической точки зрения такое решение стало бы ярким свидетельством того, что Япония является одним из лидирующих мировых игроков, приверженных делу поддержания либерального международного миропорядка.