Поможет ли Николай Тищенко укрепить дружбу Украины с Венгрией - интервью с Илией Кусой
О возможном потеплении в украинско-венгерских отношениях "ДС" поговорила с экспертом Украинского института будущего Илией Кусой
"ДС" По словам народного депутата от ОПЗЖ Нестора Шуфрича, он и его коллега из депгруппы "Довіра" Валерий Лунченко лишились должностей сопредседателей в парламентской группе украинско-венгерской дружбы — об этом позаботился "слуга" Николай Тищенко, желающий занять эту должность. Какое влияние может оказать этот скандал на непростые отношения Украины с Венгрией? Шуфрич и Лунченко наверняка будут подавать соответствующие сигналы Будапешту через посольство Венгрии в Украине…
И.К. Я думаю, критического влияния эта ситуация не окажет, потому что вопрос руководства группы и отношения ее отдельных членов — это внутреннее дело Украины. Мне кажется, что венграм нет дела до этого. Более того, парламентская группа, о которой идет речь, не имеет какого-то существенного влияния на наши отношения, как и большая часть групп дружбы, которые работают в Верховной Раде. Они не являются, к сожалению, важными инструментами внешней политики Украины.
Все-таки первенство в практической реализации внешней политики имеют МИД, Офис президента и другие органы. Если мы говорим о Венгрии, здесь всю работу координирует и влияет на этот процесс МИД, а не депутаты парламента. Например, между Венгрией и Украиной гораздо более продуктивно действует украино-венгерская рабочая группа по вопросам закона об образовании, созданная после переговоров в Киеве Сийярто с Кулебой.
"ДС" В украинско-венгерских отношениях наметилось потепление: министр-руководитель администрации Виктора Орбана Гергей Гуйяш заявил, что руководитель страны готов встретиться с Зеленским "без дополнительных условий", назвав Украину "очень важным соседом". Почему такой шаг сделан Будапештом именно сейчас и что он сулит Украине?
И.К. Очевидно, что наши дипломаты давно работали, чтобы провести встречу на самом высоком уровне и установить нормальную политическую коммуникацию. Понятное дело, что венграм перманентный конфликт с Украиной не нужен, как и нам — с Венгрией, поэтому стороны пытаются выйти на нормальный разговор.
Это уже не первый раз, наши отношения всегда такие: конфликт, потом перемирие, потом опять конфликт, потом опять мы выходим на какую-то коммуникацию. Как было перед визитом Сийярто в этом году. Конец прошлого года прошел очень бурно: были обыски на Закарпатье, а во время местных выборов случились конфликты с венграми, когда они в открытую поддерживали местную провенгерскую партию. Но через какое-то время мы снова вышли на диалог. Где-то в марте-апреле возникли очередные проблемы, связанные с тем, что переговоры в рабочей группе по закону об образовании и по вопросу о правах закарпатских венгров забуксовали. И вот сейчас снова волна пошла вверх, и мы возвращаемся к примирительной риторике. Встреча нужна, она назрела уже давно, и вопрос только в том, будут ли к этой встрече подготовлены какие-то компромиссы между Украиной и Венгрией, в результате которых можно будет наконец-то урегулировать вопросы, которые лежат в основе спора с Будапештом.
"ДС" Венгры сейчас предлагают Украине деньги на строительство дорог в Закарпатье, помогают в борьбе с коронавирусом и надеются, что Киев пойдет им навстречу в отношении образовательного и языкового законодательства. Возможны ли такие шаги с нашей стороны?
И.К. Если речь идет об урегулировании вопроса, то это предполагает компромисс двух сторон — и венгры, и мы должны будем пойти на какие-то уступки, по другому вопрос просто не решается. Посмотрим, учтут ли мнение Будапешта, и каковы будут промежуточные результаты работы венгерско-украинской рабочей комиссии по закону об образовании. Я думаю, если встреча на высшем уровне состоится, это будет означать, что какой-то результат есть, потому что вряд ли Зеленский поедет на встречу с Орбаном просто так, ради общения, тем более венгры несколько раз говорили, что они хотят обсудить какие-то практические вопросы.
"ДС" Если мы все же достигнем компромисса, то венгры разблокируют наше сотрудничество с НАТО, которое они довольно ощутимо тормозят?
И.К. Конечно, они его разблокируют, тем более что в Венгрии уже говорили — блокируют не потому, что им так нравится. Должен сказать, что вопрос блокировки комиссии Украина — НАТО не является критическим событием для нашей страны, потому что мы не заморозили свои отношения с Альянсом, наоборот, мы ведем переговоры, миссия НАТО в Украине работает. Эта блокировка на самом деле не наносит нам серьезного ущерба. Венгры действуют так, потому что это единственная возможность для них воспользоваться своим правом голоса, чтобы хоть как-то высказать свое недовольство нами на уровне НАТО, мы же по-другому с ними не сотрудничаем, и иного способа повлиять на Киев у Будапешта нет.
"ДС" Есть мнение, что Орбан блокирует комиссию не только в собственных интересах, но и по просьбе Путина…
И.К. Здесь речь скорее идет о венгерском немножко циничном прагматизме, чем о каком-то пророссийском настроении. Все предыдущие избирательные кампании Орбана строились, в том числе, на антироссийских месседжах. Когда ему было удобно, он спокойно использовал идею "русской угрозы", чтобы завоевать электорат, негативно относящийся к России, а там таких немало. У венгров история взаимоотношений с Россией и бывшим Советским Союзом непростая, поэтому я не считаю, что Орбан большой друг Путина, тем более я не считаю, что у них на личном уровне хорошие отношения.
В целом Венгрия, заигрывая с Россией, реализует свою политику обособленности от остальной части Европейского Союза. Это началось при Орбане, когда он начал выстраивать "третий путь" для своей страны. В этом плане заигрывание с Россией, Турцией, Китаем стало инструментом политики наших соседей для продвижения своей повестки балансирования между разными центрами влияния. Но если говорить о тех странах, которые имеют серьезное влияние на Венгрию, то это, конечно же, Европейский Союз и США. Не Россия, с ней есть проекты, но не такие, от которых зависит стабильность и целостность венгерской экономики или венгерского политикума. Поэтому не стоит переоценивать российский фактор в венгерской политике и в венгерско-украинских отношениях, тем более что последний визит Сийярто показал — и Украина, и Венгрия прекрасно понимают, что Россия выступает как провокатор.
"ДС" То есть мы с венграми найдем взаимопонимание, независимо от взаимоотношений Будапешта и Москвы?
И.К. Думаю, да. От нас требуется здоровый прагматизм. Я думаю, если Украина перейдет к трезвой спокойной расчетливой прагматичной политике по отношению к Венгрии и выйдет за рамки "закарпатского вопроса", все будет нормально. Ведь создается впечатление, что в наших отношениях с Венгрией, кроме вопроса о 150 тыс. закарпатских венгров, не существует никаких других. Это неправильно, мы две самодостаточные страны, которые должны сотрудничать вне рамок Закарпатья…