• USD 42.3
  • EUR 43.5
  • GBP 51.6
Спецпроекты

Игры с покойником. Как украинцы могли Дракулу напугать

В давние времена у украинцев сложились своеобразные обряды для общения с усопшими
Константин Маковский, Русалки. 1879 г.
Константин Маковский, Русалки. 1879 г.
Реклама на dsnews.ua

Привет, боец исторического фронта! Как всегда во время священных праздников, исторически бои временно прекращаются. Народ уходит в себя. Или вовне. В зависимости от состояния. И дает повод внимательному и относительно трезвому наблюдателю постигнуть сущность свою.

Итак, пасхальная неделя подходит к концу, пасками и крашенками насытились, пожалуй, до следующего года. Что у нас дальше? Судя по изобилию венков и пластиковых цветов на базарах и торговых точках возле метро и других видов транспорта, - пора на кладбище! В смысле проведать усопших. Как они там без нас?
Как давно появилась эта традиция? Унаследовали ли мы ее от дедов-прадедов, или после советского лихолетья она была забыта, и мы придумываем ее заново? Ибо на могилы ходили всегда, но вот по какой обрядности? Давайте разбираться. Вторая неделя после Пасхи в православной традиции называется Фоминой или поминальной. Начинается она в Фомино воскресенье (следующее после Пасхи).

Старое название этой недели Радуница. Упоминание этого названия прослеживается в летописях с XIV столетия. Этнограф Олекса Воропай считал, что название Радуница пришло к нам еще с дохристианских времен и означало целый цикл весенних праздников, в том числе и поминовения предков.

В настоящее время в Украине слово Радуница как обозначение поминальных дней почти не встречается.

 В разных частях Украины существуют свои названия поминальной недели, например: Могилки, Гробки - Волынь и Подолье, Мертвецкий Великдень, Бабский Великдень - Киевщина и Левобережье, Красная горка - на востоке, в полесье - Деды радостные.

Церковное название, распространенное по всей Украине, - Проводы. Это название встречается с XVII столетия; предполагается, что таким образом церковная традиция вытеснила народную. Согласно церковной традиции священник сам в поминальную неделю назначает день, в который церковная община поминает умерших. Часто это понедельник или вторник. В эти дни родственники идут в церковь, а потом на кладбище. Панихида может проходить и прямо на кладбище.

Реклама на dsnews.ua

Александр Мурашко, Похороны кошевого. 1900 г. 

С общей схемой разобрались. Теперь поговорим о том, как именно происходило поминовение усопших. Олекса Воропай приводит ряд описаний этого обряда. Логика такая: в Проводы Пасха отходит и надо поделиться с предками всем, что осталось. В разных частях Украины традиции различались, но были и общие, как, например, поминальный обед на кладбище. Так же как и на Пасху, принято было красить яйца, но красный цвет старались заменить на желтый или зеленый. Готовили и другие блюда, их было принято освятить в церкви. Таким образом, на кладбище обязательно приносили свяченую снедь.

Скорлупу от крашенок разбрасывали на могиле, так же как крошки и даже косточки от еды, конфеты, оставляли свяченую соль. Принято было выливать на могилу спиртные напитки - водку, пиво, вино. В некоторых районах по окончании поминок могилу обводили мелом, свяченым в церкви. На Волыни и Полесье существовал обычай христосования с покойными: по могиле катили крашенки, приговаривая: "Христос воскрес!". Считалось, что в поминальную неделю нельзя называть умерших "покойниками", так как в эти дни они все слышат. Называли их "родичами".

Поминки на Пасху. Гравюра, 1881 г.

Надо заметить, что церковь не приветствовала употребление спиртных напитков в поминальные дни, но, похоже, это мало кого останавливало. Не возбранялось курить, если это любил покойный. Интересно, что часто поминальные обеды на кладбище перерастали в забавы, песни и хороводы.

То есть то, что мы сейчас воспринимаем как отсутствие воспитания, или - из иностранного - "ирландские похороны", на самом деле - часть традиции!
В некоторых местах в эти дни после возвращения с кладбища устраивали забавы, хороводы, игры. Причем не для молодежи, а для замужних женщин и даже старух. Назывались такие гуляния "Бабские проводы". Существовали и другие интересные обряды. На Черниговщине вторник Фоминой недели назывался "Радульные деды"; считалось, что предки в этот день приходят домой, поэтому для них на окно выставляли воду и сыпали крошки; на стол выставляли три перемены блюд ("завтрак", "обед" и "ужин"), после чего "диды шли до дому".

В северных районах Украины и в Беларуси сохранился обычай по завершении Радуницы мыться в бане (что может быть истолковано и как очистительный обычай, и как отмена запрета на мытьё в бане, соблюдаемого в некоторых местах со Страстного четверга до Радуницы).

На Проводы могилы предков являлись центральным местом поминальной традиции. Соответственно, подготавливали могилы к Проводам заранее. На Полесье, например, делали это в Навский четверг - первый четверг после Пасхи. В этот день наводили порядок на кладбище, сеяли на могилах цветы. Растения высаживали на могилах согласно определенным традициям. Так, материнку (чабрец) высаживали на материнских могилах; на могилах девочек и девушек принято было высаживать любисток и барвинок - как на венок невесты.

Проводы в Малороссии, гравюра XIX в.

Если умирал юноша, то девушки на его могиле высаживали куст калины. В южных областях на кладбищах было принято сажать вишни, могилы украшали васильками.
Существовала, на мой взгляд, замечательная традиция, уместная и сегодня, согласно которой за братскими могилами и теми, за которыми некому присмотреть, ухаживала молодежь. Юноши следили за общим состоянием, девушки высаживали цветы. Старые казацкие могилы украшали венками, которые девушки плели из полевых цветов. В некоторых регионах на могилу приносили пророщенный овес.

Радуница существует у всех наших соседей. В Беларуси второй вторник после православной Пасхи - официальный выходной. Также выходным является этот день и в Брянской области России. В Молдове день поминовения предков называется Родительским днем и отмечается в следующее воскресенье после Пасхи, поминальные дни есть также у болгар, поляков и южных славян. Следует отметить, что украинские традиции поминальных дней близки с белорусскими и болгарскими. В Курской и Брянской областях России традиции Проводов очень близки с украинскими, что неудивительно ввиду давней украинской колонизации. 

А на Брянщине это еще опирается на традиции самого большого по территории полка Гетманщины - Стародубского, а до того - просто Черниговского княжества.

Но, чтобы внести "свежую струю" в изложение обычаев поминания, уместно вспомнить некоторые оригинальные обряды, которые ближе к похоронам, нежели к поминкам. Например, распространенные когда-то в Карпатах "игры с мертвецом". Они были описаны такими известными этнографами, как Оскар Кольберг, Владимир Шухевич, Владимир Гнатюк.

Теодор Аксентович, Гуцульские похороны, 1937.

Младшие мужчины, челядь, парубки, дети собираются и "зачиняють робити забави, щоби зробити веселиться межи людьми, бо тогди й домашнім стає легше на серці". Вот приблизительное перечисление игр, которые справлялись при мертвеце: "Грушки", "На него", "Млин", " Сорока", "Білиця", "Коза", "Печенє гусака", "Сосокало", "Битєкомина", "Жид-купець", "Тягненнє бога", "Ткачі", "Каси", "Касаплодюча", "Огарчік", "Вішенє", "Колотєз", "Заїц", "Ниточки", "Обручька", "Галамбеза". Я, понятное дело, не знаком с ними и их правилами, но игротека в Карпатах явно была обширная. В такие игры включалась и семья покойного: "єк ведут сі забави, то домашні дают потрібних речів до того і придивюют си забавами, ба и сміют си разом з другими". Не велись забавы только в тех хатах, где остались сироты.

Особенно экзотично выглядят игры не "при мертвеце", а "с мертвецом". Цитирую, поскольку перевести это сложно: "Вечором збираєся молодіж і виправляє страшні варварськи жарти з трупом. Приміром, тягають мерця за ноги і кличуть, щоби вставав і бавився з ними, тягають за волоссє і питаються, чи відгадає, хто потяг, тягають стеблиною чи галузкою з частинного дерева небіжчикові попід ніс, скобочуть його, щоби засміяв, і т.д. І все те діяся на очах рідні, котра одначе не може запротестувати, бо не може ломити звичаю". Экзотику эту я почерпнул из "Українці. Історико-етнографічна монографія" под редакцией Анатолия Пономарева.

Дрожь пробирает. Так что в каком-то смысле Трансильвания по сравнению с Украиной "отдыхает", и Дракуле бы тут пришлось тяжело. Его б, старого вампира, тут таскали за волосы и душевно спрашивали: "А угадай, кто потянул?".

    Реклама на dsnews.ua