Игорь Коломойский: человек, не признающий ограничений
Игорь Коломойский очень долгое время для читателя/зрителя был главным образом именем. Это имя время от времени всплывало в экономических рубриках в связи с какими-то очередными захватами, судами, незаконными приватизациями, покупками футбольных клубов, медиахолдингов и даже не пароходов, а сразу целых портов. Не говоря уже об отдельных политиках и целых политических партиях. Но лицом к лицу с Коломойским большинство украинских медиапотребителей почти не сталкивались. Он никогда не стремился в звезды экрана и подмостков. И, что почти удивительно для украинского олигарха, не лез во власть собственной персоной. Ведь власть, политика заставляют человека быть таким, каким его хотят видеть. Бытие политиком ограничивает человека, как мало что другое. Тогда как Игорь Валерьевич - человек, не признающий ограничений. Нигде, никаких и ни в чем. Он воплощает одно из ярких проявлений комплекса вседозволенности - стремление иметь сверх меры и притом идти во все стороны сразу. Когда слышишь или читаешь что-нибудь о Коломойском, можешь поверить всему. Идет ли речь о многомиллионной сделке, наглой афере, собственных дивизиях или полетах на Марс на выходные. Широта его бизнес-интересов просто невероятная - от нефтяных разработок до курортов, от сельского хозяйства до медиа, на суше, на море и в воздухе. Он финансирует футбольные, баскетбольные, хоккейные клубы, а также добровольческие батальоны и еврейские организации. И, говорят, терпеть не может с чем-то расставаться, даже когда это не убытки, а продажа с хорошим барышом.
Еще Коломойскому претят все и всяческие ограничения, правила, избирательность в методах. Курьезное проявление этой нелюбви - название охранной фирмы "Б.О.Г. - Безопасность. Охрана. Гарантия", которая входила в структуру "Привата" и, по некоторым данным, занималась рейдерскими захватами (этакое "вседержительство"). Согласитесь, у того, кто давал фирме название, есть чувство юмора. Пускай и специфическое.
но и вооруженные отряды. А если добавить к этому искренние симпатии многих украинцев - получится очень пряное блюдо. Сможет ли его переварить страна?
Будучи человеком широких взглядов, Коломойский в совершенстве овладел искусством превращения любой ситуации в абсурд. Он вообще любит запутанные комбинации - то ли усвоил с шахматного детства, что "прозрачная комбинация" прозрачна и для противника, то ли просто из любви к искусству. Например, в ответ на вопрос о двойном гражданстве (Украины и Израиля, из которого Коломойский никогда не делал секрета - зачем делать секреты, если ты уверен, что тебе все равно ничего не будет) он напоминает о кипрском паспорте. Мол, у него не два, а три гражданства. А тройное гражданство в отличие от двойного Конституция не запрещает. К методу опрокидывания в абсурд он прибегает часто и в более серьезных случаях, таких как расследования и суды.
Обладая живым умом, амбициями, будучи человеком масштабным и не лишенным воображения, Коломойский на довольно сером фоне украинского политикума смог стать весьма ярким явлением. К слову, отечественная политическая традиция многие годы продуцировала именно серость (наследие совка), постоянно самоочищалась от людей неформатных. Однако Коломойский быстро и правильно усвоил урок с Лазаренко и с тех пор предпочитает вести себя как солидный олигарх - находиться за занавесом, пока его актеры разыгрывают его сценарии на его же подмостках.
Единственное, чего, по собственному признанию Игоря Валерьевича, ему не хватало, так это возможности прожить еще одну жизнь. В которой он занимался бы "чем-нибудь совсем другим". Чем-то, что не сводилось бы к однообразному наращиванию денежной массы. Здесь на помощь пришли враги из соседнего государства. Путин лично удостоил украинского олигарха парочки реплик. В ответ на "шизофреника" назвал оскорбителя "прохвостом" и "уникальным проходимцем".
Итак, Коломойский вышел из-за политических кулис, в кризисный момент принял на себя управление Днепропетровской областью. Потому что когда что-то нужно сделать хорошо - это надо делать самому. И из всех олигархов, назначенных на роли "спасителей регионов", он единственный оказался эффективным и успешным. Пока другие беспомощно наблюдали за разгулом сепаратизма и новой инкарнацией "титушек" в виде проводников "русской весны", Коломойский взялся за создание добровольческой армии, совершенно справедливо полагая, что существующие вооруженные силы страну защитить прямо сейчас не в состоянии. На тот момент это были незаконные вооруженные формирования. Но когда это Коломойского останавливали правила? Пусть АТО - официально не война, но он лично начал войну, а прочие себе как знают. 10 тыс. за "зеленого человечка" стали хорошим стимулом, чтобы сепаратистская зараза не перекинулась на Днепропетровщину.
В этот раз интересы совладельца Приватбанка совпали с интересами страны, и польза получается обоюдной, во всяком случае пока. Они распространяются далеко на юг и юго-восток от Днепропетровска. То есть как раз на территорию, которую Путин решил превратить в "Новороссию". И что Игорь Валерьевич воспринял как выпад против своих личных интересов. Фактически можно сказать, что Путин воюет в Украине в первую очередь с Коломойским. К слову, это подтверждают боевики ДНР и ЛНР, сводящие список своих "классовых врагов" к двум фамилиям - Яроша и Коломойского. И если на мифологизацию Яроша российские СМИ потратили и продолжают тратить колоссальные усилия, то в случае с Коломойским это без надобности - никакая рекламная фантазия реальности все равно не превзойдет. Так что Игорь Валерьевич будет драться за "Новороссию" - с сепаратистами, наемниками, российской армией, а хоть бы и с самим Путиным, - потому что она нужна ему самому. Эта война для него не только и, возможно, не столько оборона, сколько очередное завоевание.
Человек с комплексом вседозволенности признает игру только по собственным правилам и меняет их по своему усмотрению. Он не сложный - он просто невозможный партнер. А если этот человек еще и способен вызывать сильные чувства - в самом широком диапазоне, рано или поздно он становится опасным для любой власти. И, возможно, для государства тоже. Не случайно кто бы ни приходил к власти начинал давить на Коломойского. Но теперь на страже его интересов не только деньги, но и вооруженные отряды. А если добавить к этому искренние симпатии многих украинцев - получится очень пряное блюдо. Сможет ли его переварить страна?
Специфический представитель "днепро-петровских"
Игорь Коломойский - представитель днепропетровского клана, переживший и отчасти переваривший сам клан. Во многом благодаря тому, что никогда лично о политику не марался. Даже странно, как такой разносторонний, увлекающийся человек с ярко выраженной авантюрной жилкой избежал этого соблазна, затянувшего, а потом перемоловшего многое и многих из тех, кто когда-то начинал рядом с ним. С Лазаренко начиная и Тигипко заканчивая.