• USD 42.3
  • EUR 43.5
  • GBP 51.6
Спецпроекты

И снова здравствуйте! Почему Украина может опять попасть в черный список FATF

Украине грозят реальные санкции FATF, если законодатели не примут пакет законов, призванных усилить борьбу с отмыванием денег и уклонением от уплаты налогов
Фото: financialtribune.com
Фото: financialtribune.com
Реклама на dsnews.ua

Самое парадоксальное, что Украина сама, устами своего министра финансов Александра Данилюка, обязалась перед международными партнерами принять все необходимые законодательные изменения и полностью имплементировать минимальный пакет стандартов, который призван прекратить вымывание налогооблогаемой базы субъектами украинской экономики, в первую очередь в системе большого корпоративного бизнеса, который применяет изощренные формы налоговой оптимизации и вывода капитала в офшорные зоны. Кроме того, наша страна пообещала присоединиться к международной системе обмена налоговой информацией и пересмотреть действующие соглашения об избежании двойного налогообложения с другими странами.

Но это лишь на международных форумах наши министры выглядят златоустами, возвращаясь домой, они вновь погружаются в тину родного болота, изредка подавая сигналы о надвигающейся опасности. Хотя некоторые подвижки есть. Например, Украина и Нидерланды подписали протокол о внесении изменений в Конвенцию об избежании двойного налогообложения. Благодаря этому решению холдинги украинских корпораций, зарегистрированные в Стране тюльпанов, будут обязаны платить консолидированный налог на прибыль в украинский бюджет, и это принесет нам, по оценкам министра, около 300 млн грн в год.

Однако, учитывая озвученную сумму, основная часть оптимизации финансового потока "зашита" не там.

Именно поэтому Украина должна сделать еще два важных шага. Первый - ввести механизм раскрытия мультинациональными группами информации о распределении прибыли и налоговой нагрузки по всей цепочке оптимизации, то есть в разрезе звеньев всего холдинга. Эти данные помогут налоговым органам контролировать порядок применения трансфертных цен. Механизм этот называется Country-by-Country Reporting - "страновой отчет" мультинациональной группы по трансфертному ценообразованию, который предоставляется налоговым органам в стране регистрации и в котором раскрывается вся налоговая информация по группе компаний.

Вторым шагом должно стать присоединение к конвенции MLI (о ней чуть позже).
В случае принятия данных стандартов вся система применяемой ныне налоговой оптимизации с использованием разветвленной сети контролируемых компаний станет бесполезна: корпорации обязаны будут раскрывать всю цепочку транзакций. Учитывая, какое влияние на власть имеют отечественные ФПГ, можно ожидать саботажа этого действия под любыми благовидными предлогами.

А пострадать может вся страна. Ведь в случае если Украина не выполнит взятые на себя обязательства, она может оказаться в черном списке FATF, в результате чего существенно пострадает и операционный функционал украинских банков в части проведения международных транзакций, а также значительно "просядет" и без того слабая инвестиционная привлекательность страны и способность наших компаний и государства привлекать заемные средства на международном рынке капитала.

Но будем оптимистами и представим, что нардепами и чиновниками будет принят весь необходимый пакет документов. Что это даст Украине?

Реклама на dsnews.ua
Замена валютного контроля налоговым - процесс достаточно болезненный. Как это происходит на практике, можно узнать, ознакомившись с международными стандартами BEPS (механизм по борьбе с размыванием налоговой базы). На 70-м Конгрессе Международной налоговой ассоциации в Мадриде были подведены итоги внедрения BEPS: 15 норм по борьбе с уклонением от уплаты налогов. Данные меры имплементируются в ЕС и странах, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В США существует еще и система налоговой отчетности по зарубежным счетам (FATCA), которая контролирует доходы американских граждан в других государствах. Суть этих систем достаточно проста: заплати налоги и гоняй свои деньги по миру безо всяких проблем и валютного контроля. Простыми словами: нужно не инвесторам и бизнесу усложнять жизнь, которые платят налоги и при этом в Украине сталкиваются, например, с проблемой репатриации дивидендов и досрочным погашением кредитов нерезидентов, а с теми, кто налоги не платит и при этом формально не нарушает валютное законодательство. На карте имплементации стандартов BEPS Украина пока в перечне 26 "оранжевых" стран, которые эти нормы в должной мере не применяют.

Для того чтобы максимально упростить валютное регулирование, Украине предстоит адаптировать мероприятия BEPS и залить "горяченького" за шиворот некоторым отечественным ФПГ, любящим продавать сырье через систему международных фирм-прокладок. Это признают и в НБУ, указывая на тот факт, что дерегуляция валютного рынка возможна лишь при следующих условиях:

• установление прозрачных механизмов налогообложения КИК (контролируемых иностранных компаний);
• расшифровка финансовой отчетности наших ФПГ по всем странам, где они осуществляют свою операционную деятельность;
• установление правил ограничения финансовых операций со связанными лицами;
• пересмотр международных договоров об избежании двойного налогообложения.

В рамках сотрудничества BEPS были подписаны соглашения о применении MLI - многосторонней конвенции, которая предусматривает координацию международного налогового законодательства, отменяет систему налоговых льгот, уточняет понятия "резидентства" компаний, а также усовершенствует механизм налоговых споров. 

Среди подписантов соглашения 24 января в Париже была даже РФ, но не было Украины.

Кроме всего прочего, в странах - участницах соглашения отныне вводится понятие "деловой цели", то есть если транзакция была обусловлена не реальной деловой целью, а оптимизацией, то она выводится из режима льготного налогообложения.

А благодаря внедрению "Общего стандарта отчетности" (Common Reporting Standard, CRS) страны-участницы смогут в автоматическом режиме обмениваться друг с другом информацией о конечных бенефициарах контролируемых иностранных компаний (КИК).
Вишенкой на торте в системе борьбы с уклонением от уплаты налогов станет применение GAAR (GeneralAnti- AvoidanceRules) - правил борьбы государства с системными неплательщиками. Это изучение прежде всего бизнес-деятельности клиента, а также его имущественного и финансового состояния.

Учитывая, что у нас часто любят поминать всуе модернизированный Сингапур и его отца-основателя Ли Куан Ю, посмотрим, как эти правила действуют у них. Нормы GAAR там прямо заложены в законе о налогообложении прибыли предприятий. В Сингапуре существует презумпция налоговой виновности: если налоговый инспектор посчитает, что налоговая база размыта, то он имеет право начислить штраф в размере 400% от суммы скрытого налога, а уже затем налогоплательщик может доказывать свою невиновность в суде.

По сравнению с сингапурской "налоговой тиранией" даже наша пресловутая азаровщина выглядит как либеральное недоразумение. Именно поэтому внедрение подобных жестких мер должно проходить на фоне общей дерегуляции экономики и амнистии капиталов, которую еще называют нулевой декларацией. Смысл этой процедуры заключается в следующем: государство объявляет период декларирования теневых доходов для населения и бизнеса. Любой желающий может задекларировать свои доходы и, заплатив определенный процент от суммы, легализовать их, получив возможность для свободного инвестирования и пользования финансовой инфраструктурой. 

Практически все рынки с переходной экономикой и высоким уровнем теневого сектора проходили через эту процедуру.

К сожалению, применение жестких стандартов BEPS в паре с низким уровнем реформирования системы государственного управления, в первую очередь в части дерегуляции, может привести к полному коллапсу не только национального рынка капитала, но и к замораживанию темпов экономического роста, что мы наблюдаем в настоящее время в Украине. Так бывает, когда украинскую действительность "натягивают" на высокие стандарты швейцарского банкинга. Это как если бы наших кондитеров в одночасье заставили делать шоколад исключительно по швейцарской технологии, без пальмового масла и вредных консервантов.

А другой стороны, времени у нас уже не осталось, ведь в случае непринятия указанного пакета законов и норм Украина может оказаться в черном списке FATF, а в этом случае международные транзакции наших банков будут ограничены существеннее, чем у российских финансовых учреждений, которые находятся под западными санкциями.

Таким образом, главная интрига ближайшего времени - это вовсе не запуск антикоррупционного суда. Интрига в ином: примет ли наш парламент пакет законов о внедрении стандартов BEPS по борьбе с размыванием налоговой базы, в первую очередь касательно обмена налоговой информацией на международном уровне, а также закон "О валюте", который неразрывно связан с указанными выше стандартами. Для депутатов - это сродни налоговому каминг-ауту. К сожалению, без амнистии капиталов подобный финансовый "стриптиз" будет больше походить на несуразные танцы в сельском клубе. Как показывает опыт других стран, амнистию капиталов есть шанс успешно провести в начале политического цикла, когда уровень доверия к власти находится на максимальной отметке. С этим мы, увы, опоздали. А до начала следующего политического цикла можем уже и не дотянуть, оказавшись в черном списке FATF.

    Реклама на dsnews.ua