Рецепты Загреба. Как Хорватия поможет Украине победить Россию

Балканский полуостров интересен Украине по многим причинам, но, вероятно, ключевой является его аналогичные проблемы из-за агрессии не в меру амбициозного соседа

О украинско-хорватских отношениях говорят не так уж часто. Навскидку можно вспомнить отмену Загребом виз для украинцев на туристический сезон 2011 г. Хорватия ныне 18% доходов получает благодаря туризму, и это естественно, что страна, которую сегодня облюбовали создатели "Игры престолов", рекламирует себя. Второй пример имеет неприятное послевкусие, хотя начиналось все очень хорошо, ведь Одесскому авиационному заводу поступил заказ от хорватской стороны на несколько миллионов долларов для ремонта доставшихся в наследство от советской эпохи МиГ-21.

Но затем, очевидно с подачи РФ, в местных СМИ появилась невнятная публикация о том, что Украина, мол, поставила самолеты с б/у деталями, хотя новые взять попросту негде: комплектующие к этим старичкам уже больше 20 лет никто не производит. Их снимают с законсервированных и более-менее пригодных. Хорватские власти об этом прекрасно знали, но волна в прессе, включая российскую и украинскую, уже разошлась, и неприятный осадок остался. То, что другие МиГи после модернизации румынской компанией "Аэростар" разбились, СМИ пропустили мимо ушей. В общем, это было еще одно напоминание, причем громкое, о самом факте существовании украинско-хорватских отношений. Благо официальный Загреб не отказался от стремления развивать сотрудничество, в частности в военно-техническом направлении.

Определенно, положительно на этом сказалась и поездка Владимира Гройсмана в Загреб: программа визита предусматривает сразу несколько тем оборонного сотрудничества, включая работу над москитным флотом для ВМС Украины и ремонт вертолетов хорватских вооруженных сил.

Его визит используем как еще один повод напомнить о ценности диалога с Хорватией. Основной его темой, безусловно, является вопрос мирной реинтеграции временно оккупированных территорий. Во вторник Владимир Гройсман и его хорватский коллега Андрей Пленкович подписали План взаимодействия украинско-хорватской рабочей группы по вопросам сотрудничества на 2017 г.

Данный документ содержит ключевые задачи партнерства на этот год, одной из которых и является изучение опыта Хорватии по реинтеграции. Там есть такие пункты, как восстановление доверия населения, ремонт инфраструктуры, привлечение международной помощи, социального обеспечения на реинтегрированных территориях. И в самом деле, недостаточно только вернуть оккупированные территории, нужно же в первую очередь вернуть оболваненных людей. Насколько это возможно. Очевидно, что у многих кремлевские алгоритмы запишутся на подкорку.  

Процесс пошел, а рассказать Загребу есть что. Учитывая, что Хорватия 20 лет назад оказалась в похожей ситуации: агрессивный и сильный сосед (в данном случае СФРЮ, где первую скрипку играла Сербия), пытался лишить страну независимости, располовинил ее и устроил войну.

Пора домой

На почве религиозно-этнического конфликта между хорватами-католиками и православными сербами была создана Сербская Краина, создание которой началось 1 августа 1990 г. с Сербской автономной области (САО) Книнская Краина. Затем "подключились" Восточная Славония, Баранья и Западный Срем, а также Западная Славония, но хорватские силы осенью 91-го ее почти всю вернули. Были, соответственно, и плебисциты, как в Крыму или ОРДЛО. И, как стало известно уже на международном трибунале по бывшей Югославии в 2007 г., глава Республики Сербская Краина Милан Мартич тогда договорился с президентом Сербии Слободаном Милошивичем о присоединении и создании "единого сербского государства". Местные сербы вместе с Югославской народной армии (ЮНА) вели боевые действия против Хорватии.

Ситуация была очень непростой, но хорватам удалось запустить экономику и государственные институты, и, как следствие, построить заново современную сильную армию. Ничего не напоминает? Украина уже имеет сильную армию, о которой с уважением отзываются в Польше, да и в Европе в целом. Экономика тоже начала выкарабкиваться потихоньку из ямы.

В принципе сейчас Украине по силам воплотить активную фазу хорватского сценария. Загреб уже с новой армией договорился с Западом, что быстро освобождает оккупированные территории, и даже договорился о совместных военных действиях с боснийскими мусульманами против сербов. Сначала была операция "Молния" (1 мая 1995 г.), затем "Лето'95" (25-30 июля 1995-го), и, наконец крупнейшая наземная операция со времен Второй мировой - "Буря" (4-9 августа того же года). Фактически за лето хорваты вооруженным путем освободили почти все территории. Что запустило переговорный процесс с сепаратистами из остатков РСК, которая уже тогда прекратила существование. До 1998 г. регион опекала ООН, а затем ушли и ее сотрудники. Скорая осуществимость подобного сценария в наших условиях вызывает сомнения лишь по причине того, что Россия сейчас гораздо сильнее, чем Сербия в 1995 г. - но списывать его со счетов вряд ли стоит. Да и помимо него последующий хорватский опыт реинтеграции может пригодиться.

Загреб свой план начал с полной демилитаризации - вывода всех вооруженных сил и техники. За этим наблюдали представители переходной полиции, состоявшей из хорватов, местных сербов и работников ООН. После в эти районы вернулись беженцы и органы власти. Местным предлагали сменить югославский паспорт на хорватский, а также власти сделали шаг навстречу, признав некоторые документы, выданные сепаратистами, и ввели свою денежную единицу - куну. Кроме того, была принята частичная амнистия - прощали боевиков, которые не совершили военных преступлений. Все эти меры в совокупности, включая молниеносные военные операции, стали залогом мирной реинтеграции так называемой Сербской Краины.

Междуморьем по Кремлю

Еще одна часть сотрудничества с Хорватией, заслуживающая пристального внимания - это проект Междуморья, а точнее Триморья, связывающего страны на берегах Адриатического, Балтийского и Черного морей. Проект этот - в "двуморном" виде был выдвинут Юзефом Пилсудским после Первой мировой войны. Но сегодня Варшава по большей части использует его сугубо как инструмент пиара, а с реализацией не особо спешит. Более того, ее видение роли Украины как младшего партнера в этом проекте вряд ли может устраивать Киев. Потому и было актуальным подключение президента Хорватии Колинды Грабар-Китарович, которая выдвинула концепцию "Адриатика-Балтика-Черное море", фактически добавив к проекту Пилсудского Балканские страны. 

25 августа прошлого года состоялась официальная презентация во время Дубровницкого саммита, участниками которого стали собственно Хорватия, а также Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Эстония, Латвия, Литва, Болгария, Румыния, Австрия и Словения. И Загреб, как известно, выступает за то, чтобы к проекту присоединилась и Украина. Без нее не будет целостности у проекта, который призван развивать сотрудничество в таких сферах, как политика, экономика, инфраструктура и безопасность в контексте борьбы с агрессией России. Нет нужды говорить, что участие в такой наднациональной структуре на руку евроинтеграционным устремлениям Киева, а также может вернуть поляков к реализации проекта на практике. Да и экономические выгоды, которые Гройсман, в частности, обсуждал, открываются немалые. 

LNезависимоGть

В рамках хорватского Междуморья акцентируется внимание на энергетической независимости Европы от Кремля. Что определенно входит в сферу интересов Украины, поскольку для обеспечения такой независимости нужен не только реверс, но поставки газа через LNG-терминалы, а также срыв планов "Газпрома" по строительству "Северного потока-2", над чем Киев трудится вместе с Варшавой.

Хорватия же хочет связать польский LNG-терминал со своим - на острове Крк с целью развития Южного газового коридора, в состав которого входят Транс-Адриатический газопровод и Ионического-Адриатический газопровод. По планам, терминал должен начать работать уже в конце 2019 г. И Загреб хочет видеть в этом проекте Украину, а она, в свою очередь, может рассчитывать на поставки сжиженного газа через территорию Венгрии. И Украина, как заверил сам Гройсман, тоже хочет участвовать в этом проекте. "Мы заинтересованы в том, чтобы создать газовый коридор Хорватия-Венгрия-Украина и все будем делать для того, чтобы этот проект приблизился к полноценной реализации. Мы заинтересованы в таких поставках газа в Украину", - сказал премьер Пленковичу.

Реабилитация украинских защитников

Еще один плюс дружбы с Хорватией - Загреб любезно открыл двери страны для воинов АТО и детей из Украины. На сегодняшний день в Хорватии прошли реабилитацию 200 бойцов, а также отдохнули 1400 украинских детей. Кроме того, ведомства обеих стран сообща отправят уже в июле-августе на отдых еще 300 детей из "серой зоны". После ночных обстрелов, потери близких и других кошмаров войны такая смена обстановки пойдет лишь на пользу. К тому же Киев уже начал перенимать опыт хорватов в реабилитации ветеранов, потому отдых украинцев можно расценивать как постоянный обмен опытом.

В общем, дружить с Хорватией выгодно и полезно. И в экономике, и в международной политике, и разрешении собственного конфликта.