• USD 41.2
  • EUR 44.8
  • GBP 53.5
Спецпроекты

Холодный душ из Брюсселя. Почему переговоры о вступлении Украины в ЕC отложены до июня

Фактически нам продлили испытательный срок в наказание за плохое поведение в отношениях с ЕС в целом и западными соседями в частности

Реклама на dsnews.ua

Внезапная новость

Европейские перспективы Украины опять оказались в тумане. На дипломатическом языке это формулируется так: начало переговоров о вступлении в Евросоюз отодвинуто на период после выборов в Европарламент, которые пройдут 6-9 июня. Ранее Киев был уверен, что переговоры начнутся в марте.

Сама по себе новость о переносе сроков на три месяца звучит нестрашно. У Еврокомиссии могло быть множество технических причин, из-за которых она не успевает подготовиться к марту.

Проблема в том, что в подобных случаях обычно предупреждают другую сторону о необходимости отодвинуть сроки. Президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен могла позвонить нашему премьеру Денису Шмыгалю: простите, к марту не успеваем, но в июне все будет хорошо. Однако она этого не сделала.

Вместо этого Урсула фон дер Ляйен 21 февраля провела в Брюсселе пресс-конференцию, на которой объявила, что переговорная рамка (negotiation framework) для переговоров о вступлении Украины в Евросоюз будет готова, скорее всего, лишь после выборов в Европарламент. "Мы все еще работаем над переговорной рамкой. Мне кажется наиболее вероятным, что она будет готова не до европейских выборов, а после, потому что я вижу развитие различных переговорных позиций. Это займет время, но я думаю, что примерно летом, в начале лета мы будем готовы", — предположила она.

О том, что эта новость стала полной неожиданностью для Киева, рассказала вице-премьер по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Украины Ольга Стефанишина. Переговорная рамка — это документ, определяющий принципы и процедуры ведения переговоров о вступлении в Евросоюз. Еврокомиссия только готовит текст переговорной рамки и далее выносит его на рассмотрение Европейского совета, то есть лидеров стран ЕС. Именно они и принимают финальное решение. "Согласно решению Европейского совета в декабре прошлого года, Европейская комиссия должна до марта подготовить отчет о прогрессе Украины в выполнении дополнительных шагов, за которым следует рассмотрение решения по переговорной рамке", — сообщила Стефанишина в комментарии "Европейской правде". По ее словам, работа над переговорной рамкой продолжается с января, и с тех пор Еврокомиссия не сообщала о трудностях с подготовкой к марту. "В диалоге с Еврокомиссией мы неоднократно проговаривали подготовку переговорной рамки, и ни о каких трудностях подготовки текста к марту речь не шла", — признала Стефанишина.

Новость о переносе переговоров настолько обеспокоила Киев, что уже на следующий день, 22 февраля, состоялся телефонный разговор Владимира Зеленского и президента Европейского совета Шарля Мишеля. Как сообщил Зеленский в вечернем видеообращении, они обсудили необходимость скорейшего утверждения переговорной рамки для Украины государствами — членами Евросоюза. "Цель абсолютно рациональна — уже в первой половине года, даже до июня, мы можем начать переговорный процесс", — оптимистично предположил он. То есть о марте речь уже точно не идет.

Реклама на dsnews.ua

Согласно официальным планам Европейского совета, его ближайший саммит состоится 21-22 марта. А следующий — 27-28 июня.

Могут ли переговоры вообще сорваться

Подчеркнем: переговоры переносятся не просто на три месяца. Они переносятся на период после выборов в Европарламент. И это означает, что начало переговоров поставлено в зависимость от результатов этих выборов. Фактически Еврокомиссия умыла руки и сказала: узнаем сначала, что скажут европейские избиратели.

Можно было бы надеяться на хорошие перспективы, если бы в странах ЕС сейчас царила проукраинская эйфория: вот примем в свои члены Украину и наконец-то заживем счастливо, мирно и богато. Но настроения в Евросоюзе иные. А к июню они могут стать еще хуже.

Поэтому в июне возможны два варианта: плохой и совсем плохой. Сейчас нет смысла гадать о шансах. За три месяца может многое измениться.

Совсем плохой вариант — это срыв переговоров. Формально это будет выглядеть как перенос начала переговоров на время после формирования новой Еврокомиссии по итогам выборов. Предыдущие выборы в Европарламент состоялись 23-26 мая 2019 г., а Еврокомиссия была сформирована лишь через полгода, 1 декабря 2019 г. Если июньские выборы покажут серьезное усиление в странах ЕС украиноскептических (или даже украинофобских) настроений, то нынешняя Еврокомиссия может сказать: мы не можем брать на себя ответственность, пусть новый Европарламент и новая Еврокомиссия принимают решение, что делать с Украиной и начинать ли переговоры.

Один из факторов, которые могут подтолкнуть к этому — это ситуация на поле боя. Вице-президент Еврокомиссии, верховный представитель Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель 18 февраля на Мюнхенской конференции признал, что европейские лидеры опаздывают с оказанием Украине военной помощи, откладывая решения или до заседания совета ЕС по иностранным делам, которое назначено на 18 марта, или вообще до июньских выборов в Европарламент. И он обратился к европейским лидерам: "Мой единственный призыв — делать больше и быстрее".

Боррель подчеркнул: спешить нужно потому, что в мае уже может быть поздно. "Люди на высшем политическом уровне, на среднем уровне и общественное мнение не понимают, что мы находимся в ситуации, которая требует совершенно другого режима и подхода, что это не просто: "Да, мы это сделаем, но посмотрим следующий совет по иностранным делам в следующем месяце". Нет, через три месяца все решится на поле боя. Мы не можем ждать, когда "давайте посмотрим, что произойдет на европейских выборах". Это другое измерение политики. В нынешней ситуации люди должны быть гораздо более гибкими, более целеустремленными и более точными. У нас много стратегий, но мало действий", — заявил он.

Спешить нужно еще и потому, что скоро выборы. "Через несколько месяцев у нас в Европе начнется избирательный процесс, а затем общественное мнение должно будет узнать и решить, какую поддержку оно хочет оказать Украине", — констатировал глава европейской дипломатии. И за его дипломатичными словами кроются серьезные опасения (отметим: опасения очень хорошо информированного чиновника, а не диванного эксперта) насчет того, чего можно ждать в июне.

Не исключено, что к июню в Евросоюзе будет доминировать мнение: а зачем нам та Украина, нужно не переговоры с ней вести о вступлении, а усаживать ее за стол переговоров с Москвой, пока война не перекинулась в Европу. Еще один фактор — это отношение к Украине. Оно тоже меняется в худшую сторону.

Европейский vox populi

Насколько серьезны эти тенденции, показал январский соцопрос YouGov в 12 странах ЕС: Австрии, Венгрии, Германии, Греции, Испании, Италии, Нидерландах, Польше, Португалии, Румынии, Франции, Швеции. Он был проведен в рамках исследования "Войны и выборы: Как европейские лидеры могут сохранить общественную поддержку Украины", обнародованного 21 февраля.

Сейчас ожидания европейцев пессимистичны. Лишь 10% респондентов считают наиболее вероятным результатом войны победу Украины, 20% — победу России, 37% — компромиссное урегулирование (остальные 33% сказали "не знаю", или "ничто из этого", или "мне все равно").

Также респондентам было предложены два рецепта для Европы. 41% выбрали рецепт "Европа должна подтолкнуть Украину к переговорам о мирном соглашении с Россией", и только 31% сказали, что "Европа должна поддержать Украину в возвращении территорий, оккупированных Россией" (остальные 28% сказали "не знаю", или "ничто из этого", или "мне все равно").

Не меньшего внимания заслуживает вопрос об украинских мигрантах. "Люди из Украины представляют собой угрозу или возможность для вашей страны?" 28% сказали "возможность", 23% — "угрозу" (остальные 49% сказали "ничто из этого", или "не знаю", или "мне все равно"). Больше всего видят в украинцах угрозу, а не возможность наши соседи: поляки — 40% против 27%, венгры — 37% против 19%, румыны — 35% против 13%.

"Опасность заключается в том, что, когда дело доходит до интеграции Украины в Европейский Союз, непосредственные соседи Украины могут стать одними из ее самых яростных критиков, а не ее самых ярых защитников", — предупреждают авторы исследования.

В частности, они отметили, что некоторые партии на недавних выборах в Польше набрали голоса, используя антиукраинские настроения в качестве оружия. "Население Польши становится все более раздражительным, когда дело доходит до некоторых вопросов, связанных с Украиной, таких как доступ украинской сельскохозяйственной продукции на польский и европейский рынки".

Повторим: это январские настроения. К июню они могут стать еще хуже. И тут перед нами возникает вот какая перспектива: тема войны вообще отойдет на второй план, а на первый выйдет тема Украины как опасности для Евросоюза. Мол, смотрите, мы их еще даже не приняли в Евросоюз, а они уже наглеют, заваливают наш рынок своим зерном по демпинговым ценам, вот как они отблагодарили за многомиллиардную военную и финансовую помощь, можно представить себе их поведение, если мы примем их в ЕС…

Конечно, эти настроения будет всячески нагнетать Россия. Было бы неплохо, чтобы мы сами ей не помогали.

Рамка наказания

Наверное, сейчас еще рано предаваться унынию. У нас еще есть шанс избежать совсем плохого варианта и получить просто плохой.

В этом случае Еврокомиссия в июне после выборов успокоится и наконец завершит работу над переговорной рамкой. Вероятно, эта рамка окажется более жесткой и неудобной для нас, чем та, которая могла бы быть принята в марте.

Повторим: трехмесячная задержка вызвана не техническими причинами. О задержке по техническим причинам Еврокомиссия обязательно предупредила бы Киев. Урсула фон дер Ляйен специально сделала так, чтобы эта задержка выглядела как публичная пощечина Киеву. Ибо это и есть пощечина.

За что? Можно предположить, что, во-первых, за многократное игнорирование Киевом пожеланий западных партнеров, в том числе G7 и Евросоюза. Если так, то можно ожидать, что в переговорную рамку будут включены меры наказания для Киева.

А во-вторых, Еврокомиссия могла учесть конфликтные ситуации в отношениях Украины с западными соседями. И тогда в переговорной рамке в июне можно ждать специфических "подарков" и от Польши, и от Словакии, и от Венгрии, и от Румынии.

По большому счету, нам продлили испытательный срок перед началом переговоров. Если покажем примерное поведение — тогда, быть может, с нами согласятся иметь дело дальше. А нет — значит, нет.

    Реклама на dsnews.ua