Третий лишний. Как Жебривский может испортить Банковой аудит НАБУ
Не успел Павел Жебривский после своей недавней отставки с должности главы Донецкой областной военно-гражданской администрации хоть немного передохнуть, как был тут же отправлен в новый бой на весьма неожиданном поприще. Президент Петр Порошенко своим указом назначил его в состав комиссии внешнего контроля по проведению независимой оценки (аудита) эффективности деятельности Национального антикоррупционного бюро. И тем самым в один момент превратил узкопрофильную и мало кому интересную дискуссию об аудиторах НАБУ, которая без особого внимания со стороны украинцев наблюдается уже год, в настоящий накал страстей под мегапопулярным хэштегом #зрада. Причем аккурат на переходе предстоящей предвыборной гонки-2019 в активную фазу.
С одной стороны, это, конечно, сугубо личное президентское дело, кем закрыть свою законную квоту в комиссии из трех аудиторов НАБУ, которая призвана ежегодно оценивать результаты работы главного антикоррупционного ведомства. Тем более что заминка с началом соответственных проверок, грозящих расшатать кресло под директором бюро Артемом Сытником, оставалась исключительно за Банковой. Ведь аудитором от Кабмина более года назад стал опытный юрист-международник Михаил Буроменский, работавший в свое время даже судьей ad hoc Европейского суда по правам человека. А Верховная Рада, наконец, определилась со своим представителем в комиссии внешнего контроля на прошлой пленарной неделе, сделав своим аудитором НАБУ вообще одного из самых титулованных украинских правоведов, экс-судью Международного трибунала по бывшей Югославии Владимира Василенко.
Но с другой стороны, само по себе многолетнее пребывание Жебривского в ближайшем окружении Порошенко априори стало хорошим поводом жестко раскритиковать такой президентский ход на предмет заангажированности свеженазначенного, сколь бы "универсальным солдатом" он ни был на самом деле. Хотя и в этом отношении тут же возникли сомнения, которые немедленно проартикулировал лично Сытник. По мнению директора НАБУ, Жебривский не отвечает критериям положений специального закона, где аудиторов его ведомства необходимо определять из числа "имеющих значительный опыт работы в органах досудебного расследования, прокуратуры, судах за рубежом или международных организациях, обладающих необходимыми знаниями и навыками для проведения такой оценки (аудита), а также имеющих безупречную деловую репутацию".
И сколько бы Жебривский не говорил, что он в своей жизни работал и следователем, и прокурором, а в 2007-2012 гг. являлся членом украинской парламентской делегации в ОБСЕ, посему обладает требуемым международным опытом, его нынешняя деловая репутация для широкой аудитории такова, что он - близкая креатура лично Порошенко. И точка. Правда, вокруг этой кадровой истории вполне возможно скандальное продолжение, ведь очень симпатизирующий Сытнику "Центр противодействия коррупции" небезызвестного антикоррупционера-общественника Виталия Шабунина уже пообещал обратиться в суд с коллективным иском от всех профильных общественных организаций, если информация о наличии у Жебривского заграничного или международного правового опыта не будет подтверждена документами.
Можно уже предсказывать, что данная атака на Порошенко будет разворачиваться со всех возможных сторон. Его многочисленные оппоненты реально восприняли назначение Жебривского аудитором НАБУ в качестве своеобразного подарка судьбы. К тому же проблема имеет под собой понятные украинцам основания, так как текущая кадровая политика президента действительно оставляет после себя больше критических вопросов, чем рациональных ответов. А тут еще столь непродуманный ход, который можно разогнать до поистине вселенских масштабов и даже привлечь на свою сторону максимальное количество западных партнеров. Понятно, что скамейка запасных у Банковой коротка, а тех, кому лично доверяет Порошенко, и того меньше. Но зачем действовать так прямолинейно, объяснить будет очень сложно.
Наконец, присутствие Жебривского в комиссии внешнего контроля над НАБУ грозит внести определенную сумятицу в саму работу аудиторов. Более того, до конца непонятно (в законе это почему-то не прописано), как должна принимать свои решения, в том числе и о признании работы антикоррупционного ведомства неудовлетворительной, аудиторская комиссия - обычным голосованием, консенсусом или как-то иначе. Поэтому будет неудивительно, когда Жебривский станет говорить об эффективности НАБУ и его руководителя Сытника одно, более опытный Буроменский - другое, а самый опытный Василенко - третье. И к мнению президентского аудитора будут прислушиваться в самую последнюю очередь.