Кадровый голод? Зачем Нацгвардию отправили патрулировать улицы

В МВД решили перекрыть кадровый голод в полиции с помощью нацгвардейцев, но из-за традиционно топорного объяснения своих решений властью в соцсетях понеслась "зрада"
Фото: УНИАН

Вчера на улицы украинских городов вышло около 2000 нацгвардейцев, которые теперь имеют право самостоятельно их патрулировать. Решение МВД вызвало неоднозначную реакцию в обществе, но обо всем по порядку.

Итак, до 1 августа нацгвардейцы несли службу совместно с сотрудниками полиции, теперь же военные будут пять дней в неделю по 6 часов охранять общественный порядок, к этому собираются привлечь около 2 тысяч патрульных, 100 автомобилей и 100 служебных собак. При этом в "график" патрулирования могут внести коррективы, если оперативная обстановки ухудшится.

Патрулировать гвардейцы будут в экипировке, вооружившись спецсредствами и штатным оружием. Им раздадут планшеты, подключенные к информационно-телекоммуникационной системе Нацполиции, что позволит в режиме он-лайн следить за оперативной обстановкой в районе выполнения задач.

Планировать маршруты патрулирования станут в зависимости от криминогенной ситуации в конкретном городе, и гвардейские патрули обещают привлекать в те районы города, где обстановка более напряженная. При этом в пресс-службе НГУ уточнили, чем именно будут заниматься самостоятельные пешие патрули и какие у них права.

Так, военные патрули могут, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 13 закона "О Национальной гвардии Украины", осуществлять превентивные и полицейские меры принуждения, в частности:

проверять документы;
опрашивать;
осуществлять поверхностную проверку и осмотр;
останавливать транспорт;
требовать оставить место и ограничивать доступ к определенной территории;
ограничивать передвижение человека, транспортного средства или фактического владения вещью;
заходить в жилье или другое владение человека;
проверять соблюдения требований разрешительной системы органов внутренних дел;
снимать на видео и фотографировать;
проверять соблюдения ограничений, установленных законом в отношении лиц, находящихся под административным надзором, и других категорий лиц;
осуществлять полицейскую опеку.

Во всей истории с патрулированием нацгвардейцами улиц есть несколько моментов, которые обращают на себя внимание. Во-первых, стоит задать себе вопрос, почему приказ появился именно сейчас, ведь нацгвардейцы патрулировали улицы и ранее, но происходило согласно другому приказу о совместном патрулировании с полицией.

У некоторых экспертов есть подозрения, что этот документ нарушил Конституцию, в статье 17 которой четко говорится, что военные формирования, а согласно закону Нацгвардия именно таковой и является, не могут привлекаться к ограничению прав и свобод граждан. Другими словами, причина, по которой в МВД пошли на такой шаг, должна быть очень серьезной. Возьмем на себя смелость предположить, что потребность в патрулировании возникла из-за того, что в патрульной полиции наступил кадровый голод. В первую очередь, из-за зарплат, которые у стражей порядка остались примерно на уровне 2015 года. Тогда, напомним, 10 000 грн были неплохими деньгами и не последней причиной, по которой новобранцы пошли в полицию. По нынешним же временам эта сумма едва дотягивает до средней зарплаты по стране, и личный состав массово увольняется из НП. Похожие процессы имеют место и в Нацгвардии, но есть существенное отличие - при приеме в Нацгвардию никакого барьера для тех, кто завалил аттестацию, нет.

Во-вторых, приводя перечень прав нацгвардейцев при исполнении, представители власти не считают нужным упоминать права граждан, их ограничивающие. То есть, от классического "мы можем, вы можете", хорошо знакомого нам по голливудским фильмам, остается только половина. Здесь, конечно, можно "перевести стрелки" и резонно вспомнить, что пресловутое "правило Миранды", согласно которому задерживаемый должен быть уведомлен о своих правах, у нас нет благодаря законодателям, не внесших его в законы о полиции и Нацгвардии в 2014-2015 году. В то же время, правоохранители могли бы потрудиться и в сообщении о перечне своих прав добавить ссылку на раздел Конституции, регламентирующий права и свободы гражданина.

В-третьих, очень сомнительной выглядит отсылка на "передовой опыт" других, ведь военные уверяют, что патрули гвардейцев - довольно распространенная среди родственных формирований стран Европы практика. Здесь обращает на себя внимание то, что в установленный перечень документов, удостоверяющих личность, не входят ни права, ни банковские карты, ни служебные удостоверения (журналистские, к примеру). То есть, украинцам желательно теперь носить с собой паспорт, если они не хотят попасть в управление полиции "для выяснения", что весьма похоже на обычаи, издавна практикуемые совсем не в ЕС, а в Росии. Как известно, жители Питера или Москвы уже давно не выходят из дому без своих паспортов.

Из всего перечисленного складывается вполне определенная картина. В МВД придумали, как доступным способом решить проблему с патрулированием городов и недостатком кадров в Нацполиции. При этом традицинно для украинской власти решение было очень плохо прокоммуницировано, из-за чего соцсети немедля стали негодовать по поводу готовящейся "зеленой диктатуры" и тому подобного абсурда, доверять которому, конечно, не стоит.