ГУР против ФСБ в Брянской области. Когда Путин вновь захочет инсценировать "российскую Бучу"
История с вылазкой "Русского добровольческого корпуса" (РДК) на территорию РФ в Брянских лесах гораздо серьезнее, чем выглядит. И, скорее всего, она будет иметь продолжение
В украинских медиа до сих пор не сложилось убедительного объяснения, что же на самом деле произошло утром 2 марта в селах Сушаны и Любечане в Брянской области РФ на границе с Черниговщиной. Поочередно сменяли друг друга три версии, но ни одна из них не выглядит правдоподобно. Разобраться в этом нужно хотя бы для того, чтобы понимать, чего ждать дальше.
Версия о провокации ФСБ
Началось все не 2 марта, а неделей раньше, 23 февраля, когда оперативное командование "Север" Сухопутных войск ВСУ сообщило, что враг готовит провокации с целью обвинить ВСУ в нарушении территориальной целостности РФ. "Об этом свидетельствуют данные разведки, где зафиксировано движение колонн военной техники в районе границы с Черниговской областью без знаков распознавания и живой силой, которая была одета в пиксель, похожий на форму ВСУ", — пояснило ОК "Север".
Когда утром 2 марта в России начали кричать об "украинских диверсантах" на Брянщине, украинцы, конечно же, сразу предположили, что это та самая провокация ФСБ РФ. Тем более что российская пропаганда продуцировала всякие ужасы а-ля "распятый мальчик в трусиках", типа захвата заложников и обстрела школьного автобуса. Нашим воинам это точно было не нужно. А когда в российских медиа появились сообщения об "ожесточенных боях", стало понятно, что дальше по сценарию российские подразделения должны освободить заложников, перестрелять "диверсантов" и предъявить россиянам и мировому сообществу "жуткие преступления украинских оккупантов".
Однако тут же возникли и сомнения в этой версии. Ибо она требовала "жутких преступлений" в таких масштабах, которые впечатлили бы мировое общественное мнение, но ничего подобного не было. И даже те ужасы, которые были озвучены, вскоре опровергли сами же российские СМИ. Власти Брянской области сообщили, что информация о заложниках "не подтвердилась". Якобы обстрелянный школьный автобус превратился в автомобиль, а якобы убитые мужчины и девочка превратились в раненого мальчика. Никаких "ожесточенных боев" тоже не было — как оказалось, "диверсанты" спокойно вернулись на украинскую территорию.
Версия о самодеятельности РДК
После полудня 2 марта в Telegram-канале "Русского добровольческого корпуса" было обнародовано видео из Брянской области, снятое на фоне здания с табличкой "Любечанский фельдшерско-акушерский пункт". РДК опроверг ложь кремлевских пропагандистов и подчеркнул, что он "пришел в Брянскую область, чтобы показать соотечественникам, что надежда есть, что свободные русские люди с оружием в руках могут бороться с режимом".
После этого в фокусе внимания, конечно же, оказался РДК. Обсуждалась версия, что РДК таким оригинальным способом решил пропиариться и напомнить о себе как украинцам, так и россиянам.
В пользу версии о самодеятельности РДК говорили и комментарии украинских официальных лиц. Они отрицали причастность Украины к событиям на Брянщине, но намекали, что там могли действовать "русские партизаны". Например, спикер Государственной пограничной службы Андрей Демченко в комментарии "Украинской правде" заявил: "Что могло произойти на территории РФ, мне ничего не известно". И тут же подчеркнул: "Страна-террорист — это фактически нестабильное образование". Советник руководителя Офиса президента Михаил Подоляк заявил в Twitter, что "история об украинских ДРГ в РФ — это классическая провокация", а затем обратился к российской власти: "Партизанское движение в РФ становится сильнее и агрессивнее. Бойтесь своих партизан".
В качестве шутки (точнее, насмешки над врагом) версия о "русских партизанах", конечно же, хороша. Но с точки зрения фактов она сомнительна. Во-первых, вряд ли бы самодеятельный отряд из полсотни бойцов смог бы пересечь границу без ведома и разрешения украинской власти. Во-вторых, трудно представить, чтобы наша армия и спецслужбы вообще допустили пребывание на территории Украины какого-либо самодеятельного отряда. К слову, в октябре прошлого года "Главком" рассказал, что РДК — это подразделение в составе 98-го батальона теробороны "Азов-Днепр" 108-й бригады ВСУ.
Версия об украинской операции
Версия о самодеятельности окончательно рассыпалась 3 марта. Командир РДК Денис Капустин, известный также как Денис Никитин и White Rex, подтвердил журналисту Financial Times, что украинские власти дали согласие на операцию.
"Да, конечно, эта акция была согласована, иначе она не могла бы произойти, — сказал он. — Как ты себе представляешь, что я прошел там сквозь тьму ночи? Есть заминированные мосты, есть камеры, дроны с тепловым наведением, есть скрытые наблюдательные пункты. Если бы я ни с кем не согласовывал, думаю, нас бы просто уничтожили".
На следующий день командир РДК дал большое интервью в эфире "Фейгин Live", где подчеркнул, что после перехода границы они действовали по своему усмотрению, не согласовывая свой план "ни с военным, ни с политическим руководством Украины". А план этот, по словам White Rex, состоял именно в пиаре, и эффект получился в миллионы раз большим, чем надеялись в РДК: "Мы рассчитывали на медийную волну, а получили цунами".
Однако трудно поверить и в такую историю. Представим себе: приходит White Rex к своему начальству и рассказывает о желании совершить рейд на Брянщину. А на вопрос о целях рейда отвечает, что официально их план — это тайна, которую они никому не раскроют, а неофициально они просто хотят попиариться. И начальство все это одобрило и организовало беспрепятственный переход РДК через границу? В самом деле?
Мы помним множество случаев, когда война переходила на российскую территорию. То есть когда россияне жаловались на обстрелы приграничных населенных пунктов или сообщали о взрывах на их объектах в десятках или даже сотнях километров от границы. И мы видели, что даже когда очень хотелось бы похвастаться возможностями наших ракет и ударных беспилотников, наши официальные лица обычно ограничивались комментариями об опасности курения во взрывоопасных местах. То есть мы не хотим помогать Путину пугать россиян внутри "осажденной крепости" для усиления в обществе мобилизационных настроений и поддержки войны против Украины. Тем более сомнительно, чтобы от такого подхода отказались ради того, чтобы дать попиариться РДК.
Версия о срыве провокации ФСБ
Итак, необходимо искать какой-то более серьезный повод для этой операции. И тут мы возвращаемся к предупреждению от ОК "Север" за 23 февраля. Очевидно, что тогдашнее заявление имело целью предотвратить российскую провокацию. Однако, хотя наша разведка заблаговременно разоблачила вражеский сценарий, это, конечно, не гарантировало, что ФСБ откажется от инсценировки украинского вторжения на Брянщину.
Отметим, что о подобных планах врага было известно еще с осени прошлого года. Только тогда шла речь о провокации не на Брянщине, а на Белгородщине. В ноябре были все основания обсуждать, нападет ли Путин на Белгородскую область. Мы констатировали тогда, что проникновение через границу украинской ДРГ или прорыв несколькими танками "засечной черты" — это не то событие, которое было бы способно взбудоражить россиян. Взбудоражить может только кровь, много крови. То есть ДРГ или танки по сценарию должны захватить какой-то населенный пункт и уничтожить его вместе с жителями. Инсценировка должна быть жуткой, но закончиться эпической "победой добра над злом". Все вместе это должно воодушевить россиян на "народную войну" — задача, с которой кремлевские пропагандисты до сих пор не справились.
Можно предположить, что ФСБ в конце концов избрала на роль жертв жителей приграничных сел Брянщины. А наши, узнав об этих приготовлениях, выпустили на сцену РДК — и сорвали данный сценарий. Жители Сушан и Любечан остались живы, в то же время РДК получил прекрасный повод для пиара — и все это благодаря тому, что наша военная разведка надругалась над ФСБ.
С подтверждением этой версии выступил основатель проекта Gulagu.net Владимир Осечкин, который давно живет во Франции, но имеет информаторов в ФСБ. Его источник под псевдо Wind Of Change сообщил много подробностей о сценарии 2 марта. Отметим три важных момента.
Во-первых, Путину "нужна была своя "Русская Буча", которая бы копировала эффект от украинской Бучи и психологически перекрывала его в памяти западного обывателя". Расчет был на то, что "если Украина перейдет на откровенный терроризм, то западное население активизирует протесты против военной помощи им".
Во-вторых, это должно было стать поводом "перевести специальную военную операцию (юридически — очень мутная штука) в контртеррористическую операцию, где все просто, понятно и ясно и где роль военных сильно уступает роли ФСБ". "Достаточно грозное обращение Путина на сегодня было готово, законодательная база, насколько мне известно, проработана. Дело оставалось за появлением бесчеловечного теракта".
В-третьих, "из Курской области заходила как минимум одна машина-рефрижератор с телами солдат ВСУ". "Никакого "отступления" ДРГ в планах быть не могло: зашли, наколошматили местных, разбросали листовки, но тут же ворвался доблестный спецназ и в ходе короткого эффективного боестолкновения убил всех террористов до единого".
И вот этот тщательно продуманный сценарий ФСБ был сорван. "Идеально точное время и спокойствие залетной ДРГ не могло быть обычной случайностью, — подчеркивает Wind Of Change. — Это были не спецы, они шли как на праздник, они могли взять с собой в обе стороны цыганский табор с бубнами и скоморохов с медведями — и прошли бы с таким же итогом, но именно в этот коридор времени. Они вышли настолько вовремя, что пока у нас стали что-то понимать, уже было поздно. И тот, кто стоит за этой "акцией", идеально, до подробностей знал весь план. А иметь допуск такого уровня могли считанные единицы. Кто из них и зачем сливал? И кому?"
Когда ждать новой провокации
Даже если совершенно не доверять этому источнику или считать, что Осечкин все сам придумал, это не отменяет российских планов инсценировки украинского вторжения. Эти планы существовали еще прошлой осенью, о них предупреждало ОК "Север" 23 февраля, и вряд ли ФСБ откажется от них после неудачи 2 марта.
Понятно, почему этот сценарий не был реализован в тот же день. Бойцы РДК во главе с командиром сняли видео в Любечанах и затем спокойно вернулись назад. А значит, уже нельзя было предъявить россиянам и Западу "ликвидированных украинских террористов".
Но это не означает, что Путин не захочет повторить попытку. Этот сценарий был и остается ему нужен в силу целого ряда мотивов как во внутренней, так и во внешней политике. Вероятно, какие-то важные детали будут изменены. Также, наверное, будет предпринято расследование для выяснения канала утечки информации. Однако вряд ли решение о новой провокации будет отложено на много месяцев.
Скорее можно ожидать, что в сценарий для большего правдоподобия теперь будут добавлены некие "сообщники РДК". И "русская Буча" станет поводом не только для нового витка антиукраинской истерии, но и для закручивания гаек внутри России. А это вполне соответствует интересам ФСБ.