Гонтарева оставит 40 страховщиков из четырехсот

Возмещать потери клиентов страховых компаний и кредитных союзов, которые уйдут с рынка, никто не станет
Фото: УНИАН

В конце июля в парламенте зарегистрирован президентский законопроект о ликвидации небанковского регулятора - Нацкомиссии по регулированию рынков финансовых услуг. С 1 января 2016 г. ее функции разделят между собой Нацбанк и Нацкомиссия по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР). После такого передела работы у регуляторов заметно прибавится. На конец 2014 г. в Госреестре фигурировало 2087 небанковских финучреждений. Объем их активов составлял 9,4% ВВП.

НБУ уже успел показать крутой нрав, за полтора года выдворив с рынка почти треть банков - неплатежеспособными были признаны 55 из 180, зарегистрированных на начало прошлого года. Та же участь теперь ожидает и небанковские учреждения. "Посмотрите, сколько из 400 страховых компаний занимается реальным страховым бизнесом - да 40, наверное", - заявила недавно глава Нацбанка Валерия Гонтарева. Финансисты считают вполне вероятным, что после смены регулятора на рынке останется только каждая десятая компания. Как минимум половина СК отсеется, если НБУ применит к подопечным хотя бы часть требований, уже внедренных для банков. Например, заставит раскрывать бенефициаров и показывать конечных владельцев юрлиц-нерезидентов. В настоящее время структура собственности страховщиков - тайна за семью печатями. Эта информация недоступна ни клиентам, ни небанковскому ведомству. Еще часть СК закроется, если НБУ введет ограничения на работу с инсайдерами и связанными лицами. Благодаря особой системе налогообложения страховой рынок уже много лет используется для оптимизации финансовых потоков предприятий. Многие ФПГ создавали аффилированные компании, которые использовали исключительно для минимизации налогов. В 2013 г., например, налоговая оценила объем псевдостраховых схем в почти 3 млрд грн. После ограничения операций с инсайдерами этот бизнес канет в Лету вместе с кептивными страховщиками.

Страховой рынок уже давно нуждается в чистке. Большая часть компаний на самом деле - просто мертвые души. По данным Нацфинуслуг, более 95% страховых премий собирает 100 страховщиков, хотя их зарегистрировано порядка 400. "Останутся только те СК, чьи акционеры готовы развивать свои активы и вкладывать в них средства", - считает генеральный директор Украинской федерации страхования (УФС) Галина Третьякова. В Лиге страховых организаций оценивали необходимость в докапитализации страховых компаний на уровне 1 млрд грн. Сомнительно, что акционеры во время кризиса отыщут такую сумму, да и в принципе захотят вкладывать капиталы в убыточный страховой бизнес. Еще одна проблема, которую придется решать Нацбанку, - платежеспособность страховых компаний. Их резервы сейчас наполнены "мусорными" ценными бумагами. Поэтому, несмотря на красивую отчетность, многие СК де-факто являются неплатежеспособными. По оценке УФС, из 14 млрд грн. резервов, сформированных страховщиками в минувшем году, качественными активами было покрыто не более 7 млрд грн. Это будет легко увидеть, если НБУ по аналогии с банками введет для страховщиков практику стресс-тестов.

Изменения коснутся и рынка кредитных союзов. Несколько лет назад в правительстве уже обсуждали идею передать под контроль Нацбанка крупные кредитные союзы, чей капитал превышал 12 млн грн. В дальнейшем их собирались преобразовывать в кооперативные банки. Мелким союзам планировали запретить привлекать депозиты. Вернутся ли снова к такому проекту, в Нацбанке пока рассказать не готовы. Однако кредитные союзы уже готовятся к худшему. Остается надеяться, что их отсев будет проходить с наименьшими потерями для вкладчиков, и те смогут вернуть свои средства. По итогам первого квартала объем депозитов граждан в КС составлял 968 млн грн. Причем в отличие от банковских вкладов вложения в союзы никак не гарантируются. Это значит, что если КС станут закрываться, их вкладчики просто потеряют сбережения. В перспективе, очутившись под крылом НБУ, кредитные союзы могут вернуться к идее создания фонда гарантирования вкладов или присоединиться к банковскому фонду. Такая идея рассматривалась несколько лет назад, но так и не была реализована.

Для небанковских учреждений, которые перейдут под контроль НКЦБФР, изменения будут менее революционными. Например, негосударственные пенсионные фонды и сейчас частично подчиняются комиссии по ценным бумагам, так что после всех трансформаций они смогут вздохнуть с облегчением - вместо двух регуляторов у них останется один. Правда, изменения на рынке произойдут не скоро. Депутаты будут рассматривать документ не раньше осени, и даже если они поторопятся, закон вступит в силу только с 1 января 2016 г. Сам процесс передачи полномочий, по оценкам нынешнего главы Нацкомфинуслуг Игоря Пашко, займет не менее полугода. Это значит, что каких-то существенных изменений на небанковском финансовом рынке стоит ждать лишь к концу 2016-го.

Опубликовано в еженедельнике "Деловая столица" от 27 июля 2015 г. (№ 30/740)