Год на разрыв с Москвой. Что будет дальше с УПЦ МП
Смысл закона в том, чтобы стимулировать полноценный разрыв УПЦ с РПЦ или (если УПЦ от этого откажется) выход общин и целых епархий из состава УПЦ
Ожидается, что на День Независимости Владимир Зеленский подпишет закон "О защите конституционного строя в сфере деятельности религиозных организаций", принятый 20 августа. Но никакие реальные шаги для укрепления духовной независимости Украины в этот день не начнутся.
Первый шаг начнется не раньше через 30 дней после опубликования закона. А второй — лишь через девять месяцев.
Важны оба шага. Первый касается верхушки УПЦ МП и не требует судебных решений. Второй шаг, с участием судов, будет касаться всей структуры УПЦ МП, включая епархии в областях и религиозные общины в городах и селах.
И уже результаты первого шага покажут, действительно ли Банковая исполнена решимости укреплять нашу духовную независимость.
Первый шаг: через 1-3 месяца
Через 30 дней после опубликования закона вступят в силу его статьи 3 и 4, каждая из которых касается одновременно РПЦ и аффилированной с ней УПЦ МП.
Насчет РПЦ статья 3 объявляет однозначно: "Деятельность в Украине Русской православной церкви запрещена". Статья 4 перечисляет конкретные последствия этого запрета, в том числе применение СНБО санкций к запрещенной церкви.
В той же статье 4 говорится, что религиозная организация, действующая в Украине, не может входить в структуру (быть частью) РПЦ или быть иным образом аффилированной с РПЦ. Понятно, что это касается в первую очередь УПЦ МП.
Статья 3 гласит, что список религиозных организаций в Украине, аффилированных с РПЦ, утверждается приказом центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в области религии, и обнародуется на его официальном вебсайте. Имеется в виду ГЭСС — Государственная служба Украины по этнополитике и свободе совести.
Таким образом, если закон будет опубликован 24-25 августа, то уже в конце сентября на сайте ГЭСС может появиться список, в котором УПЦ МП будет официально признана аффилированной с РПЦ.
Подчеркнем, что никаких судебных решений для этого не требуется. Достаточно религиеведческой экспертизы. А она была проведена еще в январе прошлого года. В ее выводах говорится:
- "УПЦ целиком и полностью подпадает под все определенные в ч. 8 ст. 12 Закона Украины № 987 "О свободе совести и религиозных организациях" критерии принадлежности религиозной организации зарубежному религиозному центру. Следовательно, УПЦ полностью соответствует признакам религиозной организации, руководящий центр которой находится за пределами Украины, в государстве-агрессоре";
- "Статус УПЦ как структурного подразделения РПЦ, пользующегося определенными правами самостоятельности, но не образующего автокефальную Церковь, остается неизменным";
- "УПЦ относительно РПЦ имеет церковно-каноническую связь части с целым";
- "УПЦ продолжает находиться относительно РПЦ в отношениях подчинения".
Как только ГЭСС на своем сайте признает УПЦ МП аффилированной с РПЦ, это повлечет несколько последствий. Согласно статье 3 нового закона, деятельность религиозных организаций, аффилированных с РПЦ, "не допускается". Кем не допускается? Понятно, что государством. В частности, Кабмин в трехмесячный срок после опубликования закона обязан осуществить установленные законом меры по возвращению государственного имущества из пользования РПЦ "и религиозных организаций, деятельность которых не допускается".
То есть до конца ноября Кабмин должен наконец-то отобрать у УПЦ МП Киево-Печерскую лавру. Если мы это увидим — значит, действительно Банковая настроена решительно.
Если же ГЭСС не будет спешить и Кабмин тоже будет бездействовать — тогда можно будет предполагать, что власть приняла этот закон не для того, чтобы его выполнять, а чтобы его показывать: смотри, народ, вот как мы укрепляем твою духовную независимость.
Конечно, мы надеемся на оптимистичный вариант. И поэтому расскажем также и о втором шаге, который обязалась сделать власть, приняв этот закон.
Второй шаг: через 9-12 месяцев
"Закон о запрете УПЦ МП", как его неформально называют в Украине, вносит изменения в Кодекс административного судопроизводства. Эти изменения вступят в силу через 9 месяцев после его опубликования, то есть в конце мая следующего года.
В частности, заработает статья 289-9 "Особенности производства по делам по административным искам о прекращении религиозной организации". В ней записано, что такие дела должен рассматривать как суд первой инстанции апелляционный административный суд в апелляционном округе, включающем город Киев. На данный момент это Шестой апелляционный административный суд. Но к маю, вероятно, уже заработает Высший административный суд Украины. В меморандуме от 17 июня Украина пообещала МВФ принять до конца 2024 года закон о создании ВАСУ с палатами первой и апелляционной инстанций.
Главное в том, что все административные иски о прекращении УПЦ МП, ее епархий и общин будут подаваться в один и тот же суд в Киеве (а не в окружные административные суды в областях). Апелляционной инстанцией для этих дел будет Верховный суд в составе коллегии Кассационного административного суда не менее чем из пяти судей. Кассационной инстанции не будет: судебное решение Верховного суда по таким делам является окончательным и не подлежит кассационному обжалованию.
Для решения этих дел закон установил очень сжатые сроки. Административное дело по исковому заявлению о прекращении религиозной организации решается судом первой инстанции в течение месяца после открытия производства по делу. Далее у ответчика есть 20 дней на подачу апелляционной жалобы. И потом Верховный суд рассматривает дело в течение месяца после открытия апелляционного производства.
Таким образом, судебные разбирательства займут менее трех месяцев. Если иски в суд будут поданы в конце мая, то окончательные решения будут приняты и вступят в силу не позже конца августа — как раз к следующему Дню Независимости. Как видим, над сценарием работали профессионалы.
Конечно, тут напрашивается вопрос, а будут ли вовремя поданы иски. Ответ очень прост: все будет зависеть от президента и правительства. Потому что иски будут подавать органы исполнительной власти.
Согласно статье 289-9, право обратиться с административным иском о прекращении религиозной организации имеет ГЭСС или орган, уполномоченный осуществлять регистрацию устава (положения) соответствующей религиозной организации. Уставы религиозных центров и управлений, таких как УПЦ МП и ее епархии, уполномочена регистрировать, опять же, ГЭСС. А уставы религиозных общин регистрируются Киевской городской и областными госадминистрациями.
Поэтому, если у центральной власти будет политическая воля реализовать закон, то в конце мая следующего года нужно ждать волну административных исков против всех структурных единиц УПЦ МП. Девять месяцев — более чем достаточный срок для того, чтобы подготовить такие иски качественно, с мощной доказательной базой.
Другой вопрос, справятся ли с этой волной исков две судебные инстанции в Киеве: ВАСУ (или Шестой ААС) и Верховный Суд. Но это будет зависеть от количества исков. Не исключено, что к маю число епархий и общин УПЦ МП резко сократится.
Между двумя шагами
Закон, принятый 20 августа, первоначально назывался "О внесении изменений в некоторые законы Украины о деятельности в Украине религиозных организаций". Но перед вторым чтением ему дали более громкое название: "О защите конституционного строя в сфере деятельности религиозных организаций". Это название подкреплено преамбулой, в которой объясняется цель закона: защитить "право граждан изменять религию и убеждения и право религиозных организаций изменять подчинение религиозным центрам (управлениям)" от "противоправных посягательств со стороны любых лиц, религиозных или других организаций, иностранных государств".
То есть задача состоит не в том, чтобы добиться прекращения функционирования УПЦ МП, а в том, чтобы стимулировать полноценный разрыв УПЦ с РПЦ или (если УПЦ от этого откажется) выход религиозных общин и целых епархий из состава УПЦ МП.
Спикер парламента Руслан Стефанчук 17 августа рассказал в эфире телемарафона, что закон даст "возможность тем церквям, которые хотят отскоблиться от Москвы, сделать это в соответствии с каноническим правом". Он объяснил, что "у религиозных организаций будет определенный период, за который они смогут совершить ряд действий, свидетельствующих о том, что они уже не имеют аффилиации или связи с РПЦ".
Глава парламентского комитета по вопросам гуманитарной и информационной политики Никита Потураев акцентирует на том, что ГЭСС будет направлять религиозным организациям предписания об устранении нарушений. И только если предписание не будет выполнено, органы власти будут обращаться в суд.
УПЦ получит предписание разорвать связи с РПЦ. А если это не будет сделано, то епархии и общины УПЦ получат предписания разорвать связи с УПЦ. А если они тоже не выполнят предписания, тогда, согласно закону, ГЭСС обратится к Фонду госимущества, органам местного самоуправления, другим юридическим и физическим лицам "для досрочного прекращения прав пользования имуществом, в том числе досрочного прекращения договоров аренды соответствующего имущества, заключенных с религиозной организацией, отмены (досрочного прекращения действия) решений о предоставлении соответствующего имущества в пользование". Как говорится, "не хотите по-хорошему, будет по-плохому".
В то же время ПЦУ призывает УПЦ МП к диалогу. "Мы обращаемся, мы открыты, мы протянули нашу руку митрополиту Онуфрию, епископату и духовенству с призывом начать диалог без предварительных условий. Мы обращаемся к верующим. Ведь от них зависит наше общее украинское будущее. Ведь каждая община, согласно украинскому законодательству, и согласно новому принятому закону, имеет возможность изменить свою юрисдикцию", — заявил в эфире телемарафона предстоятель ПЦУ Епифаний.
Можно прогнозировать, что в ближайшие 12 месяцев церковная жизнь будет очень бурной. Если конечно, закон принят для того, чтобы выполнять, а не чтобы показывать.