Еще год большой войны. Что будет летом 2024-го
Вашингтон дает понять Киеву, что ему не нравятся попытки объяснить медлительность нашего наступления отсутствием ATACMS и F-16
Мы уже привыкли к прогнозам, которые не сбываются. Помнится, в сентябре начальник ГУР МО Кирилл Буданов обещал в эфире телемарафона, что освобождение Крыма будет "до конца весны, возможно, чуть раньше". А в ноябре советник руководителя ОП Михаил Подоляк, тоже в эфире телемарафона, анонсировал, что через шесть месяцев (то есть в мае) он специально поедет на набережную Ялты, чтобы включиться в эфир украинского телевидения. "И мы поговорим с вами, каким будет свободный Крым. Тогда оттуда уже уедут все россияне", — пообещал Подоляк.
Теперь звучат новые прогнозы — уже о следующем лете. Министр обороны Украины Алексей Резников заявил американской телекомпании CNN, что он рассматривает саммит НАТО в Вашингтоне в июле следующего года как возможный срок для принятия Украины в Альянс. При этом он признал, что Украина сможет присоединиться к НАТО только после окончания войны. Конечно, его тут же спросили, думает ли он, что война закончится к следующему лету. Резников ответил: "Да. Мы победим в этой войне".
Пессимист под маской оптимиста
Не нужно ставить нынешний прогноз Резникова на одну доску с прошлогодними сказками Буданова и Подоляка. Те сказки были предназначены для того, чтобы убаюкать зрителей телемарафона. А Резников говорил для американской аудитории. И высказанные им надежды на следующий июль — это всего лишь оптимистичная форма для пессимистичного содержания: нас ждет еще год большой войны. А нынешнее контрнаступление, даже если оно пойдет хорошо, все же, по-видимому, не станет решающим.
И вот если рассматривать прогноз Резникова именно как пессимистичный, то он имеет высокие шансы сбыться. В тот же день глава брюссельского бюро газеты The Wall Street Journal Дэн Майклс выступил со статьей о том, что украинское наступление может зайти в тупик из-за отсутствия достаточного количества оружия. Как пишет Майклс, западные военные чиновники знали, что Киев не имеет достаточно вооружений — от снарядов до боевых самолетов — для вытеснения российских войск. Они надеялись, что украинское мужество и изобретательность победят. "Но этого не произошло. Глубокие и смертоносные минные поля, разветвленные укрепления и российская военно-воздушная мощь в значительной степени заблокировали существенное продвижение украинских войск. Кампания рискует зайти в тупик, что может привести к гибели людей и техники без существенного изменения импульса", — предполагает Майклс.
Отодвигание надежд
Но не будем идти на поводу у пессимистов. Статья в WSJ — не о том, что Украине не видать победы, а о том, что нам для победы нужны западные самолеты, в частности, истребители F-16, поскольку Россия сейчас доминирует в небе на большей части фронта. "Россия, похоже, не в состоянии перехватить инициативу и атаковать украинские позиции, но ее силы остаются достаточно мощными, чтобы удерживать сотни километров укреплений и большое количество самолетов, которые держат киевские войска на расстоянии", — говорится в статье. Майклс подчеркивает, что ни одна западная армия не пыталась бы прорвать оборону врага без контроля над небом. Подполковник армии США в отставке Джон Нагл подтвердил в интервью WSJ: "Невозможно переоценить важность превосходства в воздухе для ведения наземного боя при разумных потерях".
Резников в интервью CNN тоже говорил о необходимости истребителей. Он сообщил, что обучение украинских пилотов F-16 начнется в августе и займет "минимум 6 месяцев". Одновременно Украине необходимо будет создать соответствующую инфраструктуру. По прогнозу министра, к весне 2024-го пилоты смогут эксплуатировать F-16 в небе над Украиной. Обучение, по словам Резникова, скорее всего, пройдет в Дании и Нидерландах, а также, возможно, в Великобритании или Польше. Оно также будет включать интенсивные занятия для специалистов, которые будут заниматься техническим обслуживанием самолетов.
А днем ранее газета The Washington Post рассказала о перспективах получения Украиной баллистических ракет ATACMS, которыми можно стрелять из реактивных систем M142 HIMARS и M270 MLRS. Тут тоже надежды сдвигаются.
Суть в том, что новые ракеты, которые производит компания Lockheed Martin, все предназначены на экспорт (не в Украину). Украина может получить ракеты из запасов американской армии, но произойдет это не ранее, чем они будут заменены ракетами нового поколения PrSM (Precision Strike Missile). Источники газеты ожидают, что PrSM поступят на вооружение армии США к концу этого года. И лишь после этого Украина сможет надеяться на ATACMS.
Как видим, читатели The Washington Post и The Wall Street Journal уже морально готовятся к тому, что сейчас не нужно ждать от Украины решающих побед — главные события произойдут следующей весной, когда наша страна будет иметь F-16 и ATACMS. К той же перспективе готовятся и зрители новостей CNN — и не только благодаря нашему Резникову. Пока он давал интервью CNN в Киеве, одновременно в Аспене, штат Колорадо, поговорил с CNN госсекретарь США Энтони Блинкен. Он подчеркнул, что пройдут "месяцы и месяцы", прежде чем F-16 действительно вступят в строй в Украине.
Заочная дискуссия с Ермаком
А сейчас, по словам Блинкена, украинская армия решает задачу прорыва российской обороны. "Это не произойдет в течение следующей недели или двух; мы все еще рассчитываем, я думаю, на несколько месяцев", — сказал он. Свою уверенность в успехе нынешнего этапа украинского наступления он связывает "с оборудованием и поддержкой, которые они получили сейчас из более чем 50 стран, с обучением, которое прошли их войска — и многие из сил, которые прошли это обучение, еще не полностью задействованы в этой борьбе". Для этого этапа, говорит Блинкен, украинская армия получила все необходимое. "Мы считаем, что то, что у них есть и чему они обучены, — это то, что им нужно для эффективной работы, в том числе в борьбе с российскими минами. Но идет тяжело", — признал он.
Тот же месседж читаем в статье The Washington Post об ATACMS. Она акцентировала на расхождении во взглядах между Киевом и Вашингтоном. 20 июля руководитель ОП Андрей Ермак онлайн участвовал в Aspen Security Forum. Там его спросили, что стоит на первом месте в списке потребностей Украины в сфере безопасности, и он сказал: "Мой ответ будет очень простым. На данный момент это очень ясно и понятно. Мы нуждаемся и ждем решений по ATACMS". Как отметила газета, Киев запросил сотни ракет.
В ходе того же форума иное мнение высказал Колин Каль, который до 14 июля был заместителем министра обороны США по политическим вопросам. Недавнее прибытие в Украину британских ракет Storm Shadow и французских ракет SCALP означает, что Украина еще меньше нуждается в ATACMS, заявил он. "Проблема сейчас не в их способности нанести глубокий удар, — сказал Каль. — У них есть такая способность. Они делают это сейчас. Российское командование и управление, их логистика нарушены в глубине. Проблема не в сотне километров, а в одном километре перед ними с минными полями".
О том, что именно минные поля являются основной причиной задержки украинского наступления, заявил и председатель Объединенного комитета начальников штабов США генерал Марк Милли. "Сейчас [украинцы] сохраняют свою боевую мощь и медленно, обдуманно и неуклонно прокладывают себе путь через все эти минные поля. И это тяжелая борьба. Это очень трудный бой", — сказал он 18 июля после онлайн-заседания "Рамштайн-14".
Эта заочная дискуссия с Ермаком в статье The Washington Post вспыхнула не на пустом месте. Белый дом дает понять Банковой, что ему не нравятся попытки объяснить медлительность наступления отсутствием ATACMS и F-16.
Между мартом и ноябрем
Итак, Вашингтон ждет, что нынешний этап украинского наступления продлится еще несколько месяцев, и рассчитывает, что он будет успешным, но не решающим. А новый этап начнется уже следующей весной.
Теоретически новый этап наступления может быть сорван какими-то переговорами. Однако вероятность этого невелика. Против закулисных договоренностей должен сработать фактор президентских выборов в России и США.
17 марта в России должны пройти выборы Путина на еще один президентский срок. Но любые переговоры (если ни одна из сторон не собирается капитулировать) означают какие-то взаимные уступки. А Путин перед выборами не может пойти ни на какие серьезные уступки ни Киеву, ни Вашингтону.
5 ноября 2024 г. американцы будут избирать президента, Палату представителей и треть Сената. Обе главные соперничающие команды будут разыгрывать украинскую карту. Если российско-украинская война затянется, это будет играть против Джо Байдена и демократов. Поэтому Белый дом заинтересован в том, чтобы Украина одержала победу до следующей осени, а желательно — раньше.
9-11 июля 2024 г. в Вашингтоне пройдет юбилейный саммит НАТО, посвященный 75-летию Альянса. Для предвыборной кампании Байдена это будет одно из важнейших международных мероприятий. Поэтому надежды на победу (и вступление в НАТО) до июля, которые высказал Резников, имеют под собой основание. А чтобы они усилились, нужны F-16 и ATACMS.