Польша двигает границы, а США вспоминают о Чечне

Украина и Россия в мировых СМИ

Le Monde держит руку на пульсе событий: издание сообщило о захвате банка в Донецке и о развитии газовых переговоров между Украиной и Россией. Пророссийские сепаратисты захватили центральный банк Донецка. Захватчики сообщили журналистам, что собираются подчинить центральный банк, министерство налогов и Государственное казначейство самопровозглашенной Донецкой Народной республике, чтобы не платить налоги Киеву. Выведя из здания персонал национального банка Украины, сепаратисты сообщили о своих успехах по взятию учреждения под контроль на своем Twitter. Мэрия города попросила жителей не ходить в район, где расположен центральный банк, движение там заблокировано. Украинское правительство сразу остановило выплату социальных пособий и зарплат, чтобы сепаратисты не захватили государственные ценные бумаги.

The Washington Post описывает скандал, связанный с нецензурным высказыванием исполняющего обязанности украинского министра иностранных дел Андрея Дещицы в адрес Путина. Главный украинский дипломат использовал ненормативную лексику во время импровизированной речи с целью остановить беспорядки перед зданием российского посольства в Киеве. Высказывание понравилось участникам акции, но разозлило россиян, которые после инцидента потребовали отставки Андрея Дещицы, хотя министр призывал участников акции протеста прекратить насильственные действия и использовать мирные средства. Спонтанно сказанный им во время импровизированной речи нецензурный лозунг очень быстро попал в интернет и вызвал международный скандал. Глава российского МИД Сергей Лавров выразил свое недовольство в беседе с министрами иностранных дел Германии и Франции. Кроме того, происшествие естественным образом привело к новому витку дискуссии о поставках российского газа в Украину. Впрочем, Посол США в Украине Джеффри Пайетт вступился за коллегу, поддержав его за попытку разрядить опасную ситуацию. Сам "виновник" происшествия признал, что действовал в условиях "чрезвычайной ситуации" с целью удержать людей.

Bloomberg.com цитирует заявление Андрея Парубия о 38 000 российских военных на границе с Украиной и поставках оружия. По мнению  секретаря Совета национальной безопасности Украины, эти силы направлены на поддержку бунтовщиков в восточной части страны, сказал. 16 000 бойцов находятся у восточной границы Украины, в Крыму располагаются еще 22 000.

Rzeczpospolita анализирует дискуссии, связанные с проведением Года Польши в России. По мнению автора статьи, обсуждать здесь нечего: есть агрессор, который ввел свои войска на территорию чужой страны, и в его сторону не стоит делать дружественных жестов. Однако мнения политиков разделились: уважение к российской культуре располагает их к компромиссам. Поэтому автор материала задает вопрос: где находится грань, за которой следует принять решение отменить Год Польши в России? Участник дискуссии, театральный критик Роман Павловский ответил уклончиво, однако автор статьи иронически отмечает, что так можно отодвигать границу до бесконечности - от Донецка и Луганска до Польши.

Forbes напоминает, что Россия воюет не только в Украине. Запад, сосредоточив в последнее время свое внимание на востоке Украины из-за российской угрозы вторжения, напоминает о чеченской войне. Российский Северный Кавказ охвачен насилием с 1991 года, но уже за первые несколько месяцев 2014 года от рук террористов там погибли более 110 человек. В регионе царят бедность и безработица, Кремль, утверждает издание, поддерживает здесь некоторые виды криминальной и неправовой деятельности с целью одержать победу над исламскими повстанцами. Однако контроль Кремля над Северным Кавказом пока ограничен пределами основных городов региона. Статья напоминает, что Путин сделал себе репутацию своей реакцией на взрывы жилых домов в 1999 года в российских городах, в результате которых погибли почти 300 человек. Кремль возложил вину на чеченцев, но злоумышленниками оказались российские агенты. Эти взрывы способствовали патриотическому подъему, который и принес Путину власть. Нестабильность на Северном Кавказе президент использовал для построения в России авторитарной вертикали власти: после избрания на пост главы государства в 2000 году Путин быстро централизовал экономическую и политическую власть. Поддержке популярности президента послужила и аннексия Крыма.