• USD 42.3
  • EUR 43.6
  • GBP 52.1
Спецпроекты

Лояльности мало. Зачем Банковая программирует для себя новые кризисы

В новый политический сезон украинская власть входит, имея не только фронты внешние (война с Россией) и внутренние (противостояние с "патриотической" и пророссийской оппозициями), но и с накопившимися среди самой правящей коалиции противоречиями
Фото: УНИАН
Фото: УНИАН
Реклама на dsnews.ua

С одной стороны, нужно продолжать непростые отношения с главным союзником внутри коалиции — "Народным фронтом" Арсения Яценюка. И хотя связка между главными членами большинства видится вполне прочной: в первую очередь обе фракции объединяет нежелание досрочных выборов, которых добивается часть оппозиции как "патриотической", так и пророссийской,  тем не менее, аппетиты и амбиции "фронтовиков" заметно выше их рейтинга, и их нужно как-то умерить.

С другой стороны, Владимир Гройсман во главе Кабинета Министров далеко не так лоялен, как того хотелось бы Порошенко, и ведет собственную политическую игру, а потому становится для Банковой определенной проблемой. Только этим летом Кабмин поставил крест на двух инициативах, в которых вполне могла быть заинтересована Банковая. Вначале при внесении изменений в госбюджет не прошла одобренная бюджетным комитетом поправка о возмещении НДС векселями. А позже Кабмин просто заблокировал еще одну сомнительную инициативу — о введении "стимулирующих" или RAB-тарифов в энергетике.

Что будет с Гройсманом?

Один из главных вызовов для Порошенко этой осенью - попытаться как-то решить вопрос с Владимиром Борисовичем. Идеальным вариантом тут была бы отставка Гройсмана и назначение абсолютно лояльного президенту премьера. У Порошенко есть такой человек в Кабмине - это Степан Кубив. Более того, его кандидатуру даже не нужно проводить через парламент, ведь в случае отставки Гройсмана Кубив как первый вице-премьер автоматически исполняет обязанности главы правительства и может их исполнять сколько угодно долго.

Правда такой сценарий несет определенные риски. Во-первых, чтобы отправить Гройсмана в отставку, нужны голоса "Народного фронта", а "фронтовикам", во-первых, достаточно комфортно работается с Гройсманом в Кабмине, а во-вторых, если и менять премьера, то им куда интереснее кандидат, лояльный к ним, а не к президенту. Более того, здесь нужно учитывать фактор Александра Турчинова, который может оказаться не против сменить кресло секретаря СНБО на премьерское. А такой вариант для Порошенко ничем не лучше нынешнего: при прочих равных Турчинова никак не назовешь более лояльным к Порошенко, чем Гройсман.

Таким образом, подковерная кампания против Гройсмана, скорее всего, будет, и даже будут говорить о возможной отставке, но до практической реализации дело вряд ли дойдет. Вероятнее всего, Банковая попытается "подвесить" премьера, чтобы тот не чувствовал себя во главе правительства слишком уж вольготно.

Как бы там ни было, а попытка отправить в отставку или всего лишь укоротить Гройсмана может спровоцировать серьезный политический кризис, который не нужен ни одной из групп внутри властной коалиции.

Реклама на dsnews.ua

При этом следует понимать, что вероятность отставки Гройсмана не превышает 10%. Сложившийся в верхних эшелонах баланс сил делает его возможную отставку слишком рискованной для многих. 

Страна "временно исполняющих обязанности"

Еще один риск гипотетического сценария замены мало лояльного Гройсмана на лояльного и. о. премьера Кубива лежит именно в плоскости "недоназначения" чиновников, которая стала для Порошенко неким фирменным стилем. В стране на сегодняшний день и без того хватает органов власти, которыми управляют недоназначенные и полуотставленные чиновники. В одном только Кабмине по состоянию на сегодня "подвешены" три министерства. Минздрав с 14 апреля прошлого года возглавляет и. о. министра Ульяна Супрун, Мининформполитики все лето возглавляет то ли Юрий Стець, который официально подал в отставку, но парламент за нее так и не голосовал, то ли Эмине Джапарова, которая вроде как исполняет его обязанности. Аналогичная ситуация и в Минагрополитики, где Тарас Кутовой также подал в отставку, но еще не отставлен.

А есть еще Нацбанк, где в состоянии полуотставки зависла Валерия Гонтарева, а ее обязанности якобы исполняет Яков Смолий; печально известная Центральная избирательная комиссия, срок полномочий большинства членов которой истек очень давно, но выбирать новых, похоже, никто не спешит; и Конституционный суд, который возглавляет врио главы Юрий Бакулин.

Все эти органы власти крайне важны для формирования государственной политики и, похоже, еще долго будут оставаться в подвешенном состоянии, что будет еще одним серьезным вызовом и для Порошенко, и для Гройсмана, ведь оппозиция с началом нового сезона обязательно будет бить по этой болевой точке, обвиняя Банковую во всех смертных грехах от коррупции до узурпации власти.

Что касается возможности провести все нужные назначения этой осенью, то здесь картина достаточно пессимистичная. Больше всего шансов, да и то в среднесрочной перспективе, на то, что будут сделаны необходимые назначения в Счетную палату. Также возможно назначение определенных людей в Конституционный суд. Что же касается нового главы Нацбанка, то в обозримом будущем он не просматривается вообще, а новый состав Центризбиркома вряд ли будет назначен раньше декабря.

Бюджетиада-2018

Еще один серьезный вызов для украинской власти - это процедура принятия закона Украины о государственном бюджете на 2018 г., традиционно сопровождаемая большими политическими торгами. А такие торги никогда не проходят гладко и бесконфликтно.

Напомним, проект госбюджета должен быть подан в Раду уже через две недели после старта политического сезона - 15 сентября. В прошлом году впервые в новейшей украинской политической истории проект бюджета был подан вовремя. Так, скорее всего, будет и в этот раз, что, безусловно уменьшит возможности для политических спекуляций на госбюджете, но обязательно спровоцирует трения между игроками.

В этом году торги за бюджет обещают быть особенно жесткими, поскольку 2018-й станет последним предвыборным годом, а бюджетные "пряники" нужны всем. И в виде повышения социальных выплат для ублажения электората, и в виде преференций лоббируемым регионам, отраслям промышленности и отдельным предприятиям. При этом за каждую бюджетную строку будет идти в том числе и информационная борьба, "ответственность" за любое повышение социальных выплат каждая политическая сила будет перетягивать на себя, дескать это только наша заслуга.

Совершенно не исключено, что в условиях особенно ожесточенных торгов госбюджет-2018 так и не будет принят до начала следующего года, что, как это ни странно, будет вполне на руку Гройсману, ведь в таком случае страна будет жить по бюджетной росписи предыдущего года. Вину за провал закона о госбюджете всегда можно возложить на депутатский корпус, а приличный социально ориентированный госбюджет-2017 позволит премьеру и в следующем году говорить о своих достижениях в социальной сфере.

В любом случае борьба за госбюджет-2018 несет в себе дополнительные риски для правящей коалиции, не такие серьезные, как в случае с возможным переформатированием Кабмина, но способные, тем не менее, серьезно ослабить власть. При этом вероятность того, что страна войдет в бюджетный кризис, невысока, тем более что такой кризис в первую очередь пойдет на пользу Гройсману.

Новая Конституция от Яценюка

Еще одним вызовом для власти может стать инициированная Арсением Яценюком конституционная реформа. Пока эта тема благополучно забыта, но, по инсайдерской информации, предложенный Арсением Петровичем концепт вполне благосклонно оценен партнерами из США. Конституция от Яценюка, напомним, предполагает, что президент в новой Украине будет "беспартийным национальным арбитром". Что это конкретно значит, пока сказать сложно, но очевидно, что речь идет о сужении президентских полномочий.

Разумеется, Порошенко подобные нововведения вряд ли слишком радуют, но нельзя исключать, что яценюковская Конституция может стать базисом договоренностей под второй президентский срок Петра Алексеевича. В этом случае, потеряв ряд полномочий, Порошенко, во-первых, заручится перед выборами поддержкой США и "Народного фронта" а во-вторых, получит некие гарантии сохранения за собой особенно важных для него позиций.

Что же касается Яценюка, то для него проект новой Конституции может стать возвращением в большую политическую игру с прицелом в отдаленной перспективе вернуться в кресло премьера, теперь уже с большими властными полномочиями.

Сам же Яценюк этой осенью, скорее всего, начнет искать себе партнеров по конституционному процессу не только среди внешних сил, но и внутри украинского политикума. А чтобы эта тема окончательно не заглохла, он будет продолжать запускать пробные информационные шары.

Неизбежные реформы и давление МВФ

Нельзя обойти вниманием и надвигающиеся реформы. В первую очередь речь идет о пенсионной реформе, реализация которой станет главным вызовом для правительства и самого Гройсмана. В этот проект правительство включило, с одной стороны, не слишком популярные требования МВФ, от которых никуда не деться, поскольку от их реализации зависит возможность получения очередного транша. С другой — Гройсман, который, наверное, сегодня единственный представитель политического истеблишмента, борющийся за восстановление доверия к власти, включил в реформу и ряд социальных инициатив по пересчету, повышению и индексации пенсий.

Таким образом, реализация этой реформы позволит как и партнерам Гройсмана по власти, так и оппозиции пытаться перетянуть заслугу за популярные решения на себя, что, например, уже активно делает Порошенко, всячески выпячивая свою роль в продвижении реформы. Но есть и третья сторона: оппозиция получит некое поле для критики, выискивая в крайне необходимой и достаточно социально мягкой реформе некие "антисоциальные" вещи вроде увеличения страхового стажа или уменьшения числа "льготных" пенсионеров, чтобы зарабатывать висты на критике власти.

В целом реализация пенсионной реформы принесет существенное увеличение пенсии для почти половины пенсионеров. Поэтому политикум разделится на две части: первые будут говорить, что они помогли пенсионерам, а вторые станут рассказывать о несправедливости, дескать, большинство людей не получили существенного повышения.

Аналогичная история будет с другими начатыми реформами - медицинской, образовательной и т. д. Все они будут проходить под аккомпанемент "качелей" — от огульной критики до самовосхваления.

    Реклама на dsnews.ua