"Главное медиа страны". Какой план информационного усиления готовится на Банковой
В Офисе президента обеспокоились, что если и дальше будет проваливаться информационная политика, то провалится и все остальное
На прошлой неделе стало известно, что Владимир Зеленский хочет предъявить народу "внутренний план действий для победы". Он придумал ему название — "План усиления". План победы, по словам Зеленского, это то, что должны выполнить западные партнеры, а План усиления — это то что должна сделать сама Украина.
"Должны проработать все необходимые шаги Украины, которые обеспечат нашему государству внутренние результаты. Это касается фронта, оборонно-промышленного комплекса, экономики и финансов, информационной сферы, обеспечения справедливости, региональной работы и других стратегических областей. За организацию этой работы будет отвечать секретарь СНБО", — объявил Зеленский в своем ТГ-канале.
Первый "драфт" (то есть черновик) Плана усиления будет готов уже через две недели. Секретарь СНБО Александр Литвиненко привлекает к подготовке документа представителей правительства, парламента, гражданского общества, спецслужб. Об этом рассказал в подкасте "Медиумы" спичрайтер Зеленского Дмитрий Литвин, который с 8 сентября занимает должность советника президента по вопросам коммуникаций.
По словам Литвина, документ будет начинаться с пункта об информационной сфере. Он будет идти впереди пунктов о войне и ОПК.
"Президент определил, что информационный пункт может быть первым, с которого все начинается", — сказал советник Зеленского. Он подчеркнул, что первой задачей этого пункта является противодействие дезинформации, второй — "чтобы деятельность государства была понятна и для нашего народа, и для наших партнеров". Именно поэтому этот пункт должен стоять первым. "Если люди не понимают, что происходит, или если партнеры не понимают позицию Украины, то другие пункты будет сложно реализовать", — пояснил Литвин.
"Главное медиа страны"
Ценность Литвина в том, что он умеет делать правильные намеки. Будучи членом ближнего круга Зеленского, он не может критиковать своего шефа. Вместо этого он подсказывает людям, в каком направлении искать корень проблем.
"Президент объективно стал главным медиа страны и может влиять на то, как он что-то комментирует, или обращается, или реагирует на ту или иную аудиторию. Президент является примером такого человека-медиа, который имеет очень значительное влияние, в чем-то значительно большее, чем все традиционные медиа. Мне кажется, это направление тоже нужно развивать", — высказал Литвин свою надежду.
Конечно, в буквальном виде эта надежда, скорее всего, не будет реализована. Вряд ли в Плане усиления будет записано: "развивать Зеленского как главное медиа страны". Но если понимать не буквально, то конечно, тут есть непаханое поле для работы над ошибками: "чтобы деятельность государства была понятна", Зеленскому нужно не стесняться разъяснять людям свои решения.
Совсем свежий пример — "тысяча гривен от Зеленского". Ни сам он, ни тот же Литвин, ни кто-либо из офиса Зеленского не потрудились объяснить народу, почему решили раздавать по тысяче всем, а не по десять тысяч самым нуждающимся, например, вынужденным переселенцам. В последние месяцы, поскольку наши войска отступают, появилась новая волна беженцев. Эти люди, лишившись жилья в преддверии зимы, особенно нуждаются в поддержке государства. Но нет, на Банковой решили раздать по тысяче всем — и ничего никому не объяснять.
Другой пример — как Зеленский в своих формулировках отодвинул завершение войны на год: с конца 2024-го на конец 2025-го. "Мы можем закончить горячую стадию войны… до конца этого года", — сказал он в интервью Би-Би-Си в Лондоне 18 июля. "Ситуация на поле боя создает возможность… для завершения войны не позднее 2025 года", — заявил он на саммите в Дубровнике 9 октября. Вернувшись в Киев, он не стал объяснять украинцам, почему его прогнозы изменились, хотя для народа это вопрос первостепенной важности: когда окончится война.
"Информполитика провалена полностью"
О том, что нынешнюю информационную политику нужно радикально менять, говорят не только журналисты и медиаэксперты, но и военные. Некоторые боевые офицеры уже делают это публично.
"Судя по настроениям, господствующим среди украинцев, одно можно сказать точно — информационная политика в государстве провалена полностью. Одна категория людей живет от сказки к сказке, от F16 до переговоров, от дальнобойных ракет до выборов в США. Другая живет в тотальной печали и унынии", — пишет в своем ТГ-канале экс-командир полка "Азов", сейчас — майор ВСУ, заместитель командира 3-й отдельной штурмовой бригады Максим Жорин.
Среди этих двух категорий украинцев, о которых говорит Жорин, вторая — порождение первой. Когда живешь от сказки к сказке, а потом сталкиваешься с реальностью, тогда, конечно, легко впасть в печаль и уныние. То есть обе категории — это жертвы проваленной информационной политики.
Майор Жорин предлагает рецепт, с которым трудно не согласиться: "Нельзя обманывать себя одними лишь надеждами и мечтами. Надо жить в реальности". Он прямо советует власти: "Нам нужно изучить свои ошибки". В частности, необходимо прийти "к мобилизации общества, всей общественной жизни, которая будет ориентироваться на самые важные на сегодняшний день события. Что невозможно без целенаправленной информационной политики", — уверен заместитель командира 3-й ОШБр.
Казалось бы, этот рецепт очевиден: нужно говорить людям правду, а не розовых пони рисовать. Он настолько банален, что было бы смешно записывать его в План усиления, достаточно просто взять и осуществить во всех медиа, включая главное: реальность вместо сказок. И зависит это, конечно, от первого лица, а не от проводников и исполнителей его политики.
Но при всей банальности этого рецепта, Банковая упорно придерживается противоположной стратегии: подменять реальность сказкой. Журналистка "Радио Свобода" Власта Лазур сообщает, что военные получили распоряжение не использовать в беседах с журналистами выражение "отступление".
"Недавно говорила с одним военным с Покровского направления, и он говорит: "Вы понимаете, мы получили распоряжение употреблять в своей риторике, когда мы общаемся с журналистами, слово наступление, слово победа, слово идем вперед, выбиваем противника, а слово отступление, или там, что кто-то как-то вклинился в нашу оборону, я не могу сказать. А я с ними шучу, так что, может мне говорить, что мы наступаем на Днепр?" То есть уже сами военные, которые являются спикерами, шутят от того, какие они получают, я не знаю, темники, нетемники, рекомендации", — рассказала журналистка.
"Единственная правда"
Ту же проблему мы видим в публичных выступлениях самого Зеленского, даже в тех, тексты которых были написаны заранее. Приведем пример сказки, которую пришлось слушать сначала мировому сообществу, а затем украинскому парламенту.
25 сентября, выступая на генеральной ассамблее ООН, Зеленский рассказал о результатах саммита мира в Швейцарии: "Я благодарю почти сто стран и международных организаций, которые поддержали Формулу мира. Это действительно глобальное сообщество: Африка, Азия, Европа, Латинская Америка, Северная Америка, Тихоокеанский регион — все объединены Формулой мира". "Почти сто стран со всех частей света поддержали Формулу мира", — подтвердил он в Верховной Раде 16 октября.
Если перейти от сказки к реальности, то увидим, что в коммюнике саммита в Швейцарии нет слов о поддержке Формулы мира. Формула мира там упоминается лишь как предмет дискуссий: "Этот Саммит был построен на базе предварительных дискуссий, которые состоялись на основе Украинской формулы мира и других мирных предложений, соответствующих международному праву, включая Устав Организации Объединенных Наций".
И Банковая продолжает жить этой сказкой. "В ноябре будем готовы представить финальный документ для второго Саммита мира, — сообщил Зеленский украинцам 25 октября. — Нам удалось объединить представителей всех частей света для реализации Формулы. Провели инаугурационный Саммит мира — очень успешный. Сто стран и международных организаций. Должны сделать все, чтобы состоялся следующий Саммит мира, который поставит точку в войне — справедливую точку".
И что теперь думать украинцам? Что в ноябре второй саммит мира поставит точку в войне? Или все-таки в лучшем случае можно ждать "завершения войны не позднее 2025 года", как он признал 9 октября? Приведем мнение майора Жорина: "Украинцам, которые переживают войну уже 10 лет, верить в мирные переговоры, которые могут остановить Россию, уже как-то странно. Россияне останавливаются только там, где их останавливают. Единственная правда, о которой нам следует помнить".
"Какова логика действий государства"
Из слов Литвина можно понять, что весь План усиления будет составной частью своего первого пункта, то есть он весь будет подчинен задаче сделать деятельность государства понятной народу. То есть это будет как уроборос — мифологический змей, поедающий свой хвост.
"Президент поставил задачу создать документ, который будет определенным планом, во-первых, который будет понятен людям. Во-вторых, реалистичным, — рассказал советник Зеленского. — Люди, когда это увидят в итоге (часть, которая будет публичной), поймут, какова логика действий государства. Это главная задача президента: он хочет, чтобы это было для общества чисто и понятно — государство движется в определенном направлении. Чтобы это было не какими-нибудь слухами, манипуляциями или вбросами, а что есть документ, в котором это зафиксировано".
Литвин, как уже было сказано, ценен тем, что умеет делать правильные намеки. Он анонсировал, чего ждать от этого документа: рассказа о направлении, в котором движется государство. Можно не сомневаться: там будет рассказано, что государство движется к победе Украины, справедливому миру, счастью народа и т.д. А в какой точке государство сейчас и где оно будет через год — этого рассказа Литвин не анонсировал.
В частности, если говорить конкретно об информполитике, то нужно жить в реальности: в этом документе не будет признания реальности, то есть не будет слов о том, что информполитика провалена. И никаких мер для исправления ситуации не будет. Если бы Банковая хотела адекватной информполитики, то она бы ее уже проводила, не дожидаясь Плана усиления.
А что тогда будет в этом пункте? Там будут нарезаны задачи медиа и журналистам: что они должны сделать, чтобы разъяснить народу, что государство успешно движется в правильном направлении.
Так что если кто-то ждет, что в этом Плане усиления в том пункте, который касается информационной сферы, будут какие-то меры для усиления независимости, правдивости, объективности, многоголосья медиа, их финансовой устойчивости в условиях войны, — тому можно посоветовать побыстрее вернуться в реальность, чтобы потом не впасть в печаль и уныние.
Тут будет уместно рассказать одну притчу. Жили себе руководители территориальных громад, заботились, как могли, о жителях громад, а на государство не надеялись. Но вот услышали они, что государство готовит План усиления и что там будет пункт, касающейся региональной работы. И родилась в них надежда, что государство готовит какие-то меры для усиления независимости громад, их финансовой устойчивости в условиях войны. Но затем приехало к ним главное медиа государства и просветило их: "Этот План разрабатывается очень подробно. Конечно, в нем есть работа громад. Вы обязательно получите первый проект этого плана, пункты, где громады должны максимально поддерживать каждого гражданина на своем уровне". И поняли руководители громад, что это пункт не об усилении громад, а об усилении обязанностей громад.
Тем, кто хочет вернуться в реальность, скажем: это не притча.