"Многие иностранные инвесторы говорят, что их бизнес в Украине растет двузначными цифрами"
Международная финансовая корпорация (International Finance Corporation) - международный финансовый институт, входящий в структуру Всемирного банка. Штаб-квартира организации находится в Вашингтоне. Корпорация создана в 1956 г. с целью обеспечить устойчивый приток частных инвестиций в развивающиеся страны. В Украине представительство возглавляет Елена Волошина, которая и рассказала "ДС", чем недовольны инвесторы и как привлечь в Украину.
"ДС" Уже четыре года вся Украина живет "по-новому". Скажите, сейчас проще стало вести бизнес, нежели в годы президентства Виктора Януковича?
Е.В. За последние годы в Украине внедрено намного больше реформ, нежели за 26 лет независимости. Другой вопрос, что всем бы хотелось, чтобы это было быстрее, глубже и наша страна не делала шаг вперед и два назад. Хочется, чтобы реформы позитивно воспринимались населением, а не считалось, что они навязываются международными организациями. Ведь эти реформы нужны в первую очередь Украине.
Конечно, есть определенное сопротивление системы реформам: в частности, долго рассматривался Закон о приватизации и непонятно, как еще долго будет рассматриваться стратегия государственных банков. Кроме того, сегодня увеличилось перераспределение ВВП через государственный бюджет - это вместо того, чтобы снижать долю государственного сектора и увеличивать долю частного.
Тем не менее многие иностранные инвесторы говорят, что их бизнес в Украине растет двузначными цифрами, хотя и с очень низкой базы. И они намерены продолжить инвестировать. Также иностранный бизнес отмечает, что произошли огромные изменения в администрировании НДС (сейчас он возмещается автоматически). А один из моих клиентов недавно отметил, что для предпринимателей, которые работают по-белому, теперь стало жить легче.
Вместе с тем бизнесу очень мешают работать различные силовые структуры.
Но надеемся, что после принятия так называемого закона о "маски-шоу" ситуация кардинально изменится к лучшему.
Е.В. Конечно, не все реформы нравятся бизнесу. Есть реформы, которые необходимы стране, чтобы выжить. Возможно, бизнес сегодня от них не выиграет, но получит бонусы завтра. А для этого нужно выходить из тени.
"ДС" В нашей стране нужно бороться не только с теневой экономикой, но и с рейдерством, с которым бизнес, увы, продолжает сталкиваться и сегодня...
Е.В. Причина этой проблемы в коррупционной украинской судебной системе, которая требует срочного реформирования. Поэтому одно из требований международных организаций - создание антикоррупционного суда и дальнейшая реформа судебной системы Украины.
"ДС" Что сегодня создает бизнесу больше вреда - несовершенство украинской налоговой системы или ее перманентные изменения?
Е.В. Думаю, что налоговые ставки в Украине вполне конкурентные и приемлемые для бизнеса. Другое дело, что бизнес не устраивает администрирование налогов и постоянно изменяющиеся правила игры.
Бизнес хочет стабильности и предсказуемости. К примеру, как я могу привлечь трехлетний кредит, если не знаю, по каким правилам буду играть и как буду его возвращать?
"ДС" Приватизация была одной из ключевых реформ страны, но пока прогресса нет. Зато правительство на 2018 г. запланировало доходы от приватизации на 22 млрд грн - это реально?
Е.В. Если говорить о приватизации, то закон принят, и он неплохой. Более того, получил одобрение всех международных организаций. Но он больше направлен на решение проблем малой и средней приватизации. Относительно знаменитых кейсов, которые могли бы стать историей, - их можно было сделать тогда и можно сейчас. Но надо все делать правильно, не торопясь. Ибо нет ничего хуже, чем то, что несколько приватизаций в Украине не состоялись. На мой взгляд, первый приватизационный кейс нам следует сделать с привлечением международных советников. Важно, чтобы на данном активе не было "токсичности", невыплаченных кредитов и т. д. И тогда такую приватизацию реально провести за шесть месяцев.
Е.В. Да. Но если мы попытаемся продать его таким же способом, как в прошлые два раза, - это будет безуспешно. А ведь к Одесскому припортовому заводу был интерес достойных иностранных инвесторов... Но пока там есть токсичные долги, ни одна из серьезных западных компаний не станет участвовать в конкурсе.
Е.В. Смотря, что ставить перед собой в качестве цели приватизации. Я полагаю, что для первого приватизационного кейса цель должна быть не в деньгах, которое получит государство.
А в том, дабы привлечь прозрачным путем эффективного собственника и доказать всему миру, что Украина - это цивилизованная страна.
Е.В. Не обязательно, чтобы это был иностранец. Но проблема в том, что я не вижу эффективных украинских кандидатов.
"ДС" Много разговоров, что Украине надо улучшить свои позиции в Doing Business (76 место), и тогда в страну придут инвесторы. По-вашему мнению, начала ли Украина двигаться в сторону инвесторов?
Е.В. Конечно, мы движемся в эту сторону, и фундаментально Украина интересна инвесторам.
Ведь наша страна - это достаточно большой рынок между Европой и Азией. К тому же мы обладаем 30% мирового чернозема, у нас есть глубоководные порты и неплохая инфраструктура, которую можно модернизировать, и т. д.
Безусловно, на рейтинг Doing Business смотрят инвесторы, но он не идеален, как и все подобные списки. Кроме того, место в Doing Business определяется и тем, насколько быстро и эффективно проводили реформы другие страны. Тем не менее Украина постепенно поднимается в Doing Business.
Что касается Инвестиционного совета и Офиса по привлечению инвестиций, то мы эффективно работаем с обоими. Подобные институты нужны, ибо одна из проблем Украины - это недостаточно позитивный имидж, который надо улучшать. Более того, нам нужно продвигать страну на мировой арене как объект для привлечения инвестиций. И поэтому я приветствую опыт, например, Украинского дома в Давосе.
"ДС" Почему к нам не идут глобальные инвестиции - как это исправить? И от чего зависит желание инвесторов вкладывать деньги в страну?
Е.В. Увы, много громких бизнес-имен были вынуждены покинуть Украину в связи с длительным отсутствием реформ. А после ухода им крайне сложно возвращаться. Говорят, что у инвестора короткая память, но это вовсе не так. Если большая международная компания однажды обожглась и покинула рынок, то вернуться ей гораздо сложнее, нежели зайти впервые. К примеру, уже много лет я тщетно пытаюсь возвратить в Украину один из европейских банков, который зашел к нам в конце 1990-х годов и сильно обжегся. И таких примеров много. За последнее время, к сожалению, тоже немало инвесторов ушло с Украины.
Чтобы исправить ситуацию, надо как минимум провести удачную приватизацию (поэтому, я предпочитаю, чтобы ОПЗ купила именно международная компания) и работать над рекламой потенциала нашей страны.
"ДС" Есть тенденция, что вместо бизнеса из Европейского Союза и США, в Украину идут инвесторы с Ближнего Востока. Насколько нам это выгодно?
Е.В. Неважно, откуда инвестор. Главное, чтобы он был правильный, и мы должны понимать, чем ему интересны. К примеру, китайским инвесторам интересно участие в развитии украинской инфраструктуры и доступ к нашим продуктам питания. Страны Ближнего Востока могут заинтересоваться продукцией животноводства, а Израилю и Соединенным Штатам интересны наши IT-разработки. Поэтому, Украина сама должна определить, с какими инвесторами и каким образом ей работать. Если говорить об инфраструктуре, то здесь мы можем быть интересны Европе, США, китайцам и корейцам. Поэтому, надо проводить публичные тендеры, структурировать концессию и привлекать инвестора "зеленым тарифом".
"ДС" Сможет ли Украина стать столь привлекательной для инвесторов, как в 2007 г., до начала кризиса и, главное, как скоро?
Е.В. Думаю, что к уровню 2007 г. нам еще потребуется долго идти. Хотя, все зависит от темпов, которыми мы будем двигаться.
Если это 2% ВВП в год, то Украине потребуется много лет, дабы вернуть былую привлекательность для инвесторов. Поэтому, нужно увеличивать темпы роста.
"ДС" В Украине с 2001 г. действует мораторий на куплю-продажу земель сельскохозяйственного назначения. Эксперты и общество разделились во мнениях. Одни считают, что продление моратория создает теневой рынок земли, а другие утверждают, что его отмена тут же приведет к обезземеливанию крестьян и скупке земли иностранными компаниями либо местными олигархами. Каково ваше мнение?
Е.В. IFC считает, что мораторий на продажу земли в Украине надо снимать - это однозначно. И чем скорее, тем лучше. Потому что это та справедливость, о которой спорят люди. Ибо неправильно лишать человека конституционного права распоряжаться своей собственностью. И многие крестьяне - владельцы подобных паев, которые хотели в свое время их продать, увы, не смогли сделать этого. Также отмена моратория нужна, чтобы сельскохозяйственный сектор реализовал свой потенциал и тем самым привлек хорошие масштабные инвестиции в страну. Кстати, по оценкам Всемирного Банка, это принесет Украине $15 млрд дополнительного дохода в год, а ВВП страны вырастет на 1,5%. К тому же отмена моратория крайне необходима для повышения эффективности данного сектора в целом.
"ДС" Если представить, что завтра мораторий отменят: когда будет заметен ощутимый экономический эффект от открытия рынка земли?
Е.В. Естественно, потребуется время, чтобы рынок земли заработал. Нужен какой-то период времени, дабы понять, сколько стоит та или иная земля. Понадобится время, чтобы банковский сектор выработал механизм того, как весь этот процесс будет финансироваться банками. И международные организации сейчас стремятся помочь разработать такие варианты. Естественно, должен пройти какой-то период времени, чтобы инвестор заинтересовался украинскими землями.
Но чем дальше мы оттягиваем снятие моратория, тем дальше оттягивается светлое будущее и наши дивиденды.
Е.В. Бабушка или дедушка, которые хотят продать свой участок земли, деньги получат в день продажи. А для страны потребуется какой-то период времени, чтобы получить свои дивиденды. Но это зависит от множества факторов.
"ДС" По мнению Международной финансовой корпорации, в чем состоит ключевая проблема украинской экономики и ее конкурентное преимущество?
Е.В. Наша основная проблема и преимущество одновременно - это мы сами. Когда я говорю "мы", то подразумеваю всех - политиков, бизнесменов, олигархов, представителей прессы и простых граждан. Потому что лишь люди, живущие в Украине, могут эффективно реализовать все ее преимущества (природные, геополитические, ресурсные, инфраструктурные и т. д.). Только сами украинцы могут сделать правильный и эффективный государственный сектор, а также создать эффективный частный сектор, который будет глобально конкурировать на рынке. Иными словами, мы сами должны построить себе нормальную и достойную жизнь.
Елена Волошина, глава представительства Международной финансовой корпорации в Украине (IFC)
Родилась в апреле 1963 г. в Киеве.
Образование: в 1985 г. окончила факультет иностранных языков Киевского государственного университета им. Т. Г. Шевченко. После окончания аспирантуры в 1990 г. защитила кандидатскую диссертацию по лингвистике.
Этапы карьеры: до прихода в Международную финансовую корпорацию (IFC), занималась преподавательской деятельностью.
Карьеру в IFC начала в 1992 г., с момента осуществления первых операций IFC в Украине. Руководит деятельностью IFC в Украине уже более 20 лет. До своего назначения в 1996 г. руководила консультативной программой IFC "Малая приватизация в Украине" (1994-1996 гг.), направляя деятельность консультантов по малой приватизации в 18 городах Украины и координируя связи IFC с правительством Украины на всех уровнях.
Семейное положение: замужем.
Увлечения: путешествия.