"Геть старих пер...нів!" Как в Украине появилась технология "новых лиц"
О веселых, грустных, поучительных и просто занимательных историях на выборах предлагаем вам вспомнить в нашей рубрике "История украинских выборов" в рамках проекта "Выборы-2019. Какой нам нужен президент".
В 90-х годах на парламентских выборах боролись идеологические партии - "руховцы", коммунисты, социалисты, центристы или партии, созданные по профессиональному или гендерному принципу, - разнообразные "селяне", Партия женских инициатив и т. п. На выборах 1998 г. засияла Партия зеленых Виталия Кононова. Экологической тематикой "зеленые" смогли заинтересовать 5,43% украинцев, получив 19 мандатов. Партия воспринималась как новое веяние, а ее выдвиженцы - как альтернатива нацдемам и левым. Однако уже через четыре года некогда успешный политпроект оказался на 11-м месте, получив всего 1,3% голосов.
На тех выборах появилось сразу несколько участников, которые выстраивали свою кампанию на технологии "новых лиц" и "третьей силы". Самый громкий проект - "Команда озимого поколения", раскрученная с нуля при помощи телевидения. Места в списке получили представители мелких партий, декларировавших в качестве своей идеологии либеральные ценности. Валерий Хорошковский, Инна Богословская, Мыкола Вересень, Ирина Горина воспринимались частью общества как новая элита, которая нужна стране. Но этой части оказалось недостаточно для прохождения "КОПов" в парламент - с 2,1% они остановились на 9-м месте.
Другой схожий, но не столь раскрученный и ресурсный проект "Новая генерация Украины", вел на выборы Юрий Мирошниченко. Тот самый "регионал", который представлял Виктора Януковича в парламенте, а после Революции достоинства извинился и пустил слезу. В 2002-м "Новая генерация" набрала всего 0,77%, в итоге заняв 15-е место из 33 участников выборов. Свою агитационную кампанию партия проводила под лозунгом полного обновления власти, а запомнилась в первую очередь благодаря броскому лозунгу на агитационных плакатах "Геть старих пердунів!".
Технология, несмотря на невиданный для тех времен агитационный креатив, не сработала, и Мирошниченко оказался сначала рядом с вечно молодым и перспективным Сергеем Тигипко, а потом с "регионалами".
В 2006 г. к избирателям со своими "новыми лицами" пошли несколько партий - "Новая сила" во главе с Юрием Збитневым, ПОРА-ПРП, где первым номером был Виталий Кличко, партия "Третья сила", главной "звездой" в ее списке блистал ректор "кулька" Михаил Поплавский. Были еще несколько экологический партий. Однако все эти проекты особой поддержки у избирателей не имели. Выше всех прыгнула ПОРА - 10-е место, 1,47%.
Через год, на внеочередных парламентских выборах, количество партий-участниц серьезно уменьшилось. К тому же у политических акционеров не было времени вкладывать ресурсы в раскрутку "новых лиц". Посему эту технологию никто на вооружение не взял. Да и в выборах 2012 г. со словом "новая" в названии была только одна партия - "Новая политика" во главе с совсем не новым Владимиром Семиноженко. Она заняла 18-е место с 0,10%. Тогда основное противостояние было между Партией регионов и оппозиционными ей силами. Тут не до "новых лиц".
А уже на досрочных выборах 2014-го роль "третьей силы" успешно сыграла "Самопоміч", тем самым актуализировав запрос общества на новых людей у власти. Эту волну на местных выборах успешно использовала партия "Нові обличчя", которой удалось получить множество мандатов в местных советах Киевщины. Очень скоро оказалось, что не такие они и новые, что многие причастны к громким скандалам с дерибаном земельных и прочих ресурсов в Киевской области.
За последние годы количество проектов, участники которых заявляют о необходимости перезагрузки власти за счет молодежи, выросло. "ДемАльянс" Василия Гацько и еврооптимистов, движение "Хвиля" Виктора Чумака, "Рух новых сил" Саакашвили и Деревьянко, "Розумна сила", во главе которой стоит Александр Соловьев, и т. д. Для раскрутки этой технологии телеканал ICTV проводил целый телепроект "Новые лидеры". Схожий проект осуществляет Вадим Рабинович на канале "112 Украина". Партия "За життя" тоже позиционирует себя как "третья сила". В СМИ разнообразные эксперты настаивают на необходимости участия в будущих выборах новых лиц, наших Макронов.
Успех этой технологии в Украине вполне объясним. Во-первых, ключевые политики на виду десятки лет, однако уходить на политическую пенсию не желают. Часть общества просто устала видеть одних и тех же, их ассоциируют с коррупцией и парманетными экономическими кризисами. Правда, чем новые лучше, пока непонятно. Во всяком случае, существенно обновленный парламент образца 2014 г. ответа на этот вопрос не дал.
Во-вторых, "третья сила" - это хорошая возможность спрятать старых политиков, поменяв им стиль и риторику. Акционеров отечественной политики вполне устраивает подобный апгрейд, иначе бы они не подогревали интерес избирателей к "новым лицам".