Геноцид белых. Почему в ЮАР вновь запели "Убей бура"

Поиски исторической справедливости не имеют срока давности и несут угрозу экономике. Наглядный пример ЮАР, которую чернокожие граждане активно превращают в Зимбабве
Фото: EPA/UPG

ЮАР меняет конституцию, чтобы на законных основаниях вернуть коренному населению присвоенные белыми более 100 лет назад сельскохозяйственные земли. "Белое население Южной Африки подвергается в настоящий момент этническим чисткам и преследованию со стороны правительства Африканского Национального Конгресса, Партии Борцов за экономическую свободу и другими группами, нацеленными на ликвидацию белых и экспроприацию их собственности... Многие белые южноафриканцы живут в бедности и нищете, к которой их привела правительственная политика расширения экономических прав чернокожего населения, закрывшая белым доступ к рынку труда", - это выдержки из подписанной 21 тыс. белыми южноафриканцами петиции, адресованной европейским лидерам: президенту Еврокомиссии Жану-Клоду Юнкеру, британскому премьеру Терезе Мэй и ее голландскому коллеге Марку Рютте, а также канцлеру Ангеле Меркель.
Аналогичная петиция, взывающая к Дональду Трампу "...спасти от геноцида белых в Южной Африке и позволить им беспрепятственно вернутся в Соединенные Штаты", собрала на сегодняшний день более 18 тыс. подписей.

В ЮАР проживает 4,4 млн европеоидов, или 8% от всего населения страны, согласно данным южноафриканского статбюро за июнь 2017 г. Большинство поставивших свою подпись под текстом петиций - это отдельная категория белых южноафриканцев - фермеры - у которых в августе правительство экспроприирует без предоставления компенсации все обрабатываемые земли, и, возможно, недвижимость и другую собственность. По данным правительственного аудита от 2017 года, 72% сельскохозяйственных земель Южной Африки находятся в собственности белого населения.

В 1994 году, когда пал режим апартеида, белые владели 84% пахотных земель страны.

До 30 августа текущего года специально созданный парламентский комитет, должен дать окончательную оценку соответствия нормам конституции принятого парламентом закона о безвозмездной экспроприации земель белых фермеров. Закон, имеющий статус поправки к конституции, поддержали 241 депутат (против 83), 27 февраля. Этот радикальный документ стал первым законодательным актом пролоббированным Сирилом Рамафосой, новым президентом ЮАР, сменившим 15 февраля, неожиданно подавшего в отставку Джейкоба Зума. "Первопричинный грех, осквернивший нашу страну колонизацией должен быть искуплен благим для Южной Африки способом", - аргументировал президент Рамафоса необходимость принятия поправок к конституции.

"Мы должны быть уверены, что честь нашего народа восстановлена, а преступники, укравшие наши земли, не заслуживают какой-либо компенсации", - заявлял с парламентской трибуны Джулиус Малема, глава Партии Борцов за экономические свободы (ПБЭС), разработавшей и подавшей на утверждение в Парламент законопроект об экспроприации земель у белых фермеров.

Расцвет марксизма-расизма

Уроженец провинции Лимпопо, марксист-ленинист Джулиус Малема (37 лет) засветился в крупном расистском скандале еще в 2010 году, когда в качестве официального лица спел неформальный гимн чернокожего населения времен апартеида "Убей бура". На то время Малема занимал пост главы "Лиги Молодежи", молодежного крыла правящей партии Африканский Национальный Конгресс (АНК). Белые активисты отреагировали на вокальную провокацию Малемы судовым иском. Впоследствии, суд запретил исполнение песни, по причине того, что она "содержит нецензурную речь". Однако АНК настояло на отмене решения суда, и в 2012 году пообещала не петь "Убей бура" на партийных съездах. Малема был исключен из АНК из-за расхождения его радикальных убеждений с идеологией партии.

В 2013 году Джулиус Малема создает собственную партию - Партию Борцов за экономическую свободу - в манифесте которой, фиксирует свои радикальные идеи. Основная идея: безвозмездная экспроприация земель у белых фермеров. Вторая по значимости - возвращение смертной казни. Эти идеи нашли поддержку у части южноафриканских избирателей, которые отдали молодой партии в 2014 году 6% голосов на всеобщих выборах (49% прологосовавших за ПБЭП - молодые люди до 24 лет, 99% из которых чернокожие, согласно исследованию Ipsos).

Джулиус Малема позиционировал ПБЭС, как оппозиционную партию, отвергающую какие-либо коалиции. Даже 15 февраля, во время назначения Сирила Рамафосы президентом ЮАР, представители Бойцов демонстративно покинули сессионный зал, где проходила церемония, в знак протеста против "незаконного избрания главы государства". Но уже менее, чем через две недели, Малема и Рамафоса обнимались, празднуя принятие парламентом закона об экспроприации. АНК и ПБЭС объединились в неформальную коалицию, которая, как предполагается, получит абсолютное большинство голосов на следующих всеобщих выборах в 2019 году.

Растворение Зума

Принятие закона об экспроприации переключило внимание южноафриканцев от подозрительно "тихого" ухода с политической арены президента Джейкоба Зума. Против Зума возбуждено 783 дела по обвинению в коррупции, инициированных простыми гражданами и общественными организациями. Экс-президент и его близкое окружение обвиняются в хищении $17 млрд государственных средств.

В декабре 2017 года, члены АНК проголосовали за избрание новым лидером партии мультимиллионера Сирила Рамафосу, построившего свою предвыборную агитацию на обещаниях покончить к коррупционным режимом Зума. Но после избрания главой АНК, Рамафоса прекратил нападки на президента. По существующий в ЮАР политической традиции лидер правящей партии становится следующим президентом страны. Президентские выборы в ЮАР должны были состоятся в 2019 году, но в должность главы государства Рамафоса вступил уже на следующий день, после того, как 14 февраля 2018 года, Джейкоб Зума направил в Парламент прошение об отставке.

Надежда белых фермеров

Белым фермерам остается надеяться, что резкий политический взлет радикала Джулиуса Малемы и шумиха вокруг инициируемых им законов на самом деле созданы искусственно ради отвода глаз от отставки Зума. Когда страсти поутихнут, АНФ разорвет свои связи с Бойцами Малема, как это уже случалось раньше, а закон о экспроприации пересмотрят с учетом пожеланий белого населения.

"В противном случае, я даже не знаю, чего следует ждать: ведь согласно новому закону я потеряю не только свои земли, но и активы, дом, технику и пенсионный план", - цитирует The Jerusalem Post опасения фермера-еврея Исаака Йокума. Его семья с 1934 года ведет крупное фермерское хозяйство в южноафриканской провинции Северо-Запад. "В 2006 году правительство уже экспроприировало часть моих земель, но тогда хоть давали компенсацию", - говорит Исаак Йокум.

В 2002 году правительство ЮАР приняло закон о принудительном изъятии фермерских земель, на которых обнаружены залежи полезных ископаемых. Тревор Дентоу, белый фермер из провинции Северная-Капская вспоминает, что у его соседа 16 лет назад экспроприировали 20 тыс. га земель, которые с тех пор не обрабатывались и пребывают в запустении.

"Отбирать землю у белых фермеров - означает сознательно подрывать экономику страны. Зимбабве - ярчайшим тому пример", - сокрушается Исаак Йокум. В Зимбабве, по инициативе Роберта Мугабе, занимавшего в то время должность премьер-министра, в 1992 году экспроприировали у белого населения все сельскохозяйственные земли. Результатом такого шага стало полное прекращение экспорта с/х продукции, рост безработицы до 90%, последующий экономический крах и гиперинфляция. В 2009 году экономист Эдди Кросс подсчитал, что зимбабвийская земельная реформа принесла стране $20 млрд прямого экономического ущерба. После свержения диктатора Мугабе в прошлом году, новое руководство Зимбабве выступило с инициативой вернуть белым отобранные земли.

Прямые убытки от введения закона Малемы-Рамафосы составят как минимум $11 млрд невыплаченных банковских кредитов, которые были выданы фермерам ранее.

Последствия могут быть куда более пагубными, если южноафриканское правительство не найдет способа быстро заменить вытесненных с сельскохозяйственного рынка белых фермеров. Однако, в правительстве считают, что восстановление исторической справедливости, намного важнее краткосрочных экономических трудностей.


Восстановление справедливости

Белое меньшинство закрепило за собой право на владения сельскохозяйственными землями Южной Африки в 1913 году (согласно The Natives" Land Act 87% территории страны отдавалось в собственность выходцам из Европы). На то время в ЮАР проживало 1,27 млн белых (22% населения).

После падения режима апартеида в 1994 году начались систематические вооруженные нападения на фермеров, что спровоцировало массовую эмиграцию белого населения из ЮАР. По данным голландского исследователя Пеета ван Аардта из Южноафриканского института расовых отношений, в период 1995-2005 гг. страну покинули более 1 млн выходцев из Европы. Пик эмиграции пришелся на конец 90-ых.

Те белые фермеры, которые решили остаться в стране, организовывали отряды сопротивления, привлекали для охраны своих территорий частные охранные фирмы и группы профессиональных наемников. В 2003 году президент Табо Мбеки подписал закон о запрете деятельности на территории страны частных вооруженных формирований, что спровоцировало рост числа нападений на фермерские хозяйства в последующие несколько лет.

По официальным данным южноафриканской полиции, за период 1996-2011 гг. было убито 3,811 фермеров, 208 из которых были черными. Независимая организация Transvaal Agricultural Union приводит цифру 1544 убитых фермера за период 1990-2012 гг.

Последний всплеск насилия пришелся на 2016-2017 гг., когда за 11 месяцев было убито 74 человека. В апреле 2017 года на протестный молебен в городке Бломфонтейн собралось около 1 миллиона белых.