Газовый шантаж, ядерная угроза и новая атака на Харьков. Почему ломаются планы Путина
Впервые за все годы российско-украинской войны Вашингтон поставил Москву перед угрозой своего прямого вмешательства в эту войну
После 21 сентября, когда Путин объявил о мобилизации в России, ход событий заметно ускорился. И уже сейчас, по прошествии всего лишь недели, мы видим, что планы Кремля ломаются. На 30 сентября было запланировано решение совета федерации о включении Луганской, Донецкой, Запорожской и Херсонской областей Украины в состав РФ, а также послание Путина федеральному собранию. Но 27 сентября стало известно, что внеочередного заседания совета федерации 30 сентября не будет. По последней информации, оно состоится 3 октября.
Конечно, нельзя исключать, что кремлевские планы изменятся еще раз. Но в любом случае можно констатировать, что Путин сейчас мечется в поисках какого-то чудодейственного решения — и никак не может его найти.
Хаотические движения Кремля уже породили множество конспирологических версий, в том числе и таких, которые полностью противоречат друг другу. Мы отметим три ключевых момента, в которых планы Путина проваливаются. Это газовый шантаж, ядерная угроза и новые атаки на Харьков, Киев и Одессу.
Провал газового шантажа?
Какой газовый шантаж планировал Путин, стало ясно 27 сентября, когда "Газпром" объявил, что Россия может наложить на "Нафтогаз Украины" санкции. В результате санкций, сообщила российская компания, будут запрещены любые сделки с "Нафтогазом". Сейчас у "Газпрома" с "Нафтогазом" действует транзитный контракт, который предполагает прокачку в Европу из России 40 млрд кубометров газа в год. "На практике это будет означать запрет для "Газпрома" исполнять перед санкционными лицами обязательства по совершенным сделкам, включая осуществление финансовых операций", — подчеркивается в сообщении российской компании.
Следующим шагом Кремля после отключения украинского транзита, очевидно, стало бы предложение запустить прокачку газа по "Северным потокам" — например, в обмен на отмену Евросоюзом санкций, затрагивающих российскую газовую отрасль. Или на обещание Германии не поставлять Украине танки. Кстати, после телефонных переговоров Путина и канцлера Германии Олафа Шольца 13 сентября возникли слухи, что Путин и Шольц договорились именно об этом: Германия не даст Украине танков, а Россия даст Германии газ, когда прекратит украинский транзит.
Но теперь эта возможность почти аннулирована. Компания-оператор "Северного потока" заявила о резком падении давления в обеих нитках газопровода в ночь на 26 сентября. То же самое произошло с одной из двух ниток газопровода "Северный поток-2". По словам директора Шведской национальной сейсмической сети (SNSN) Бьорна Лунда, измерительные станции зарегистрировали два четких взрыва. Первый взрыв произошел в 2:03 в ночь на 26 сентября, а второй — в 19:04 вечером 26 сентября.
Отраслевые специалисты говорят, что отремонтировать взорванные газопроводы вряд ли получится. Западные подрядчики не согласятся ни за какие деньги, ибо боятся нарушить санкционный режим и не хотят сами подпасть под санкции. А у России нет технологий для подобного ремонта. Более того, морская вода, которая попала внутрь труб, уже начала их разъедать, и это ставит под сомнение возможность эксплуатации газопроводов даже после починки их в местах аварии.
В немецких медиа появились сообщения, что следствие рассматривает две версии: по одной, взрывы организовала Россия, чтобы обвинить в этой диверсии своих врагов; по другой, за атакой стоят "проукраинские силы". Однако важно понимать, что обе эти версии играют против Путина, поскольку свидетельствуют о крахе его планов.
Если верна первая версия, то получается, что у Кремля рушатся планы по мобилизации. Рушатся они настолько, что Путину пришлось принести в жертву два магистральных газопровода, которые он 20 лет прокладывал по дну Балтийского моря, а с ними — и возможность газового шантажа Европы. И все эти жертвы понадобились для того, чтобы попытаться сплотить россиян ненавистью к "злобному Западу", на которого кремлевская пропаганда возложила ответственность за диверсии в Балтийском море.
Если же верна вторая версия, то получается, что рухнули надежды Путина на безнаказанность. Что таинственные "проукраинские силы" его наказали, и это сигнал, что они будут наказывать его и впредь.
Примечательно, что фронтменом этой версии выступил Радек Сикорский — бывший (в 2005-2015 гг.) министр национальной обороны, министр иностранных дел, маршалок Сейма Польши, а сейчас — депутат Европарламента и глава делегации Европарламента по связям с США. Сикорский — не просто проамериканский, а пробайденовский политик, заглавной картинкой своего Twitter-аккаунта он поставил свое фото с Джо Байденом. Так вот, вечером 27 сентября он поблагодарил США за подорванные "Северные потоки". Он подчеркнул, что произошло это очень кстати, поскольку сейчас нет недостатка в трубопроводных мощностях для доставки газа из России в Западную Европу, в том числе в Германию. "Единственная логика "Северного потока" заключалась в том, чтобы Путин мог безнаказанно шантажировать или вести войну с Восточной Европой. Украина и все страны Балтийского моря уже 20 лет выступают против строительства "Северного потока". Теперь на дне моря лежит металлолом на $20 млрд, что стало еще одной ценой для России за ее преступное решение вторгнуться в Украину", — заявил Сикорский и съязвил: "Кто-то сделал специальную операцию по техническому обслуживанию".
В обоснование своей версии он привел слова Байдена 7 февраля (за полмесяца до полномасштабного российского вторжения в Украину). "Если Россия вторгнется… тогда "Северного потока-2" больше не будет. Мы положим ему конец", — заявил Байден в интервью ABC News. "Но как именно вы это сделаете, если проект находится под контролем Германии?" — спросил репортер. "Я обещаю вам, мы сможем это сделать", — ответил Байден.
Первый заместитель постоянного представителя РФ при ООН Дмитрий Полянский высказал Сикорскому благодарность "за то, что четко высказали, кто стоит за этим террористическим нападением на гражданскую инфраструктуру". "Вы можете распространять мою гипотезу. Мы сказали вам не строить его. Считайте его потерю очередной платой за глупое вторжение в Украину", — спокойно ответил польский друг Байдена.
Подчеркнем, что какая бы версия ни была справедлива, но взорванные "Северные потоки" нанесли сокрушительный удар по имиджу Путина как "геополитического альфа-самца". Сам ли Путин взорвал их, чтобы обвинить в этом Вашингтон, или это действительно сделали "проукраинские силы", но все видят, что Путин ничем не может ответить Байдену, кроме как нагнетать в России антиамериканскую истерию.
Провал ядерной угрозы?
Российский ТГ-канал Volyamedia утром 27 сентября сообщил, что войскам РФ в Херсонской и Запорожской областях Украины выдают йод, костюмы химзащиты и другие препараты от лучевой болезни. Командование доводит до командиров подразделений, что это связано с якобы готовящимся ВСУ обстрелом Запорожской АЭС. На самом деле, считает издание, российская сторона либо готовит диверсию на АЭС, которая приведет к выбросу радиации, либо собирается применить тактическое ядерное оружие. В обоих случаях российские войска должны будут начать наступление через зону радиоактивного поражения. Чтобы не распугать собственных солдат перспективой идти в бой под радиацией, командиры и выдали версию о готовящемся ВСУ обстреле АЭС.
Знающие люди с нашей стороны рассказали в ответ другую историю. Если вкратце, то Пентагон получил данные, что Россия после аннексии украинских территорий планирует от имени ВСУ организовать взрыв на ЗАЭС. Кремль классифицировал бы это как атомную атаку по территории России, что в соответствии с военной доктриной РФ стало бы поводом для применения Россией ядерного оружия. И Кремль в самом деле планировал его применить, потому что не видел другого способа сдержать давление ВСУ. Белый дом сообщил Кремлю, что знает об этих планах и не даст им состояться, включая действия на опережение, такие как, например, удары по бункерам, где любит прятаться руководство РФ. Поэтому у наших выросла уверенность в том, что российской атаки с использованием ядерного оружия не будет, хотя раньше они серьезно готовились к такому развитию событий.
Понятно, что никто официально эту историю не подтвердит — ни с нашей стороны, ни с американской. Но есть факт — рассказ госсекретаря США Энтони Блинкена в интервью CBS 25 сентября. Блинкен подтвердил, что Белый дом имел переговоры с Кремлем конкретно насчет угрозы ядерной войны. "Мы очень четко дали россиянам понять, как публично, так и в частном порядке, чтобы они прекратили пустые разговоры о ядерном оружии… Последствия будут ужасающими, и мы ясно дали это понять", — сказал госсекретарь и уточнил, что любое применение ядерного оружия будет иметь катастрофические последствия для страны, которая его применит.
Эти слова Блинкена вызвали много скепсиса в том плане, что вряд ли Вашингтон решится нанести ядерные удары по российской территории. Однако не это главное. Главное в том, что впервые за все годы российско-украинской войны Вашингтон поставил Москву перед угрозой своего прямого вмешательства в эту войну. Еще раз: Белый дом впервые предупредил Кремль о готовности нанести удары по российским объектам, если Путин решится реализовать свой ядерный блеф. И это та новая реальность, с которой Путин вынужден считаться и которая, несомненно, поломала его планы.
Провал новых атак?
О том, что Путин решил объявить мобилизацию, стало известно за неделю до 21 сентября. Главным мотивом хозяина Кремля было желание отыграться за украинское контрнаступление, в ходе которого ВСУ освободили 9 тыс. кв. км территории и более 400 населенных пунктов (в основном на Харьковщине, а также на Херсонщине). Российские антипутинские ТГ-каналы сообщали, что Путин хочет бросить мобилизованных на прорыв в трех направлениях: на Харьков, на Киев и на Одессу. Смысл этих планов был в том, что украинское командование окажется перед выбором: или оголить нынешнюю линию фронта, чтобы перебросить свои войска на новые участки, или же допустить продвижение российских войск к трем украинским городам-миллионникам. В обоих случаях Путин видел для себя возможность новых побед, которые, в свою очередь, должны были вдохновить новую волну мобилизованных. Ну и так далее: еще новые победы — и еще новые мобилизованные.
Агентство Bloomberg сообщило о надеждах Кремля "перехватить инициативу и продвинуться дальше вглубь Украины, возможно, захватив ключевые города, включая Харьков и Одессу". По данным агентства, российские официальные лица уверены, что их войска смогут вести войну с Украиной до тех пор, пока Кремль не добьется от Киева какого-то урегулирования, которое подтвердит хотя бы некоторые из российских завоеваний.
Не стоит преуменьшать эффективность промывки мозгов кремлевской пропагандой. "Они не остановятся. Они еще раз полезут на Киев. Они еще раз будут собирать ударные кулаки и штурмовать Харьков. Не надо их недооценивать. Миллион орков с пулеметами Максим — это все же миллион орков. С пулеметами Максим", — констатирует журналист Аркадий Бабченко. "Наберут и триста тысяч, и пятьсот, и миллион и полтора. Это надолго", — подчеркивает он и добавляет: "Нет никакого массового бегства от мобилизации. Оно существует только в твиттере. И в головах розовых либералов".
Именно поэтому очень важны нынешние события на фронте. А происходит там новая волна украинского контрнаступления. Две недели назад ключевым успехом стало освобождение Изюма на Харьковщине. Сейчас очень похожим образом наши войска взяли в окружение Лиман на севере Донетчины. И это тоже стало крайне неприятным сюрпризом для Путина.
Теперь ему приходится корректировать свои планы. Одно дело — бросать мобилизованных на прорыв нашей обороны. И другое — затыкать этим пушечным мясом дырки в своих собственных позициях.
Конечно, это не означает, что нас ждут легкие победы. Повторим: ни в коем случае нельзя недооценивать врага. Сейчас можно говорить лишь о том, что мы вместе с западными союзниками вынудили Путина изменить свои планы или отложить их реализацию. С психологической точки зрения самое важное то, что Путин своей мобилизацией никого не напугал — а лишь опять добавил себе имиджа неудачника, чьи планы все время ломаются.