Game over. Почему Саакашвили подал в отставку именно сейчас
Чтобы понять сегодняшнего Саакашвили, нужно вспомнить, каким он был в самом начале своей политической карьеры в Украине. 29 мая 2015 г. экс-президент Грузии получил украинское гражданство, а 30 мая – пост председателя Одесской ОГА. На следующий день, выступая на фестивале городских проектов ProМісто, он заявил, что не планирует использовать свою должность как трамплин к посту премьер-министра. "Какая глупость, у меня нет никаких политических амбиций в Украине", – подчеркнул Саакашвили и пояснил, что планирует вернуться на родину: "Когда я хорошо завершу этот проект в Одессе… Ну, как завершу, его невозможно завершить… Когда мы раскрутим его, я с большим удовольствием вернусь обратно в Грузию".
До парламентских выборов в Грузии тогда оставалось больше года, и экс-президент демонстрировал уверенность в грядущей победе его партии Единое национальное движение (ЕНД). Сам заниматься политической борьбой у себя на родине он не мог, поскольку там против него было возбуждено несколько уголовных дел. Получив пост губернатора Одесчины (по численности населения – как пол-Грузии) и несколько крупных должностей для членов его тбилисской команды, перебравшихся вместе с ним, бывший грузинский президент рассчитывал, что его популярность здесь, в Украине, поможет вернуть былую популярность его партии там, в Грузии.
Этапы большого пути
Как завоевывать популярность, Саакашвили прекрасно знал еще с 2002–2003 гг., когда он создал свое ЕНД и затем стал лидером "революции роз", приведшей его в президентское кресло. Нет лучше способа, чем обличение коррупции. Поначалу губернатор Одесчины раскручивал эту тему в пределах вверенной ему области, активно вмешиваясь в политическую борьбу перед местными выборами в октябре 2015 г. А в декабре он начал всеукраинское турне, проводя Антикоррупционные форумы в различных областях Украины.
На том этапе острие его критики было направлено против тогдашнего премьера, лидера "Народного фронта" Арсения Яценюка. Естественно, возникла вражда между НФ и Саакашвили. Самым наглядным образом она проявилась в стакане с водой, которым запустил в одесского губернатора министр внутренних дел Арсен Аваков на заседании Национального совета реформ 10 декабря.
Тогда все пугали друг друга досрочными парламентскими выборами. На Антикоррупционных форумах говорилось о создании движения "За очищение", и оно сразу стало рассматриваться как потенциальный участник парламентской гонки. Социологи быстро объявили о 10–15% голосов избирателей, готовых поддержать "партию Саакашвили". Тот же расчет имели несколько видных членов парламентской фракции БПП из антикоррупционеров и еврооптимистов, которые сопровождали одесского губернатора в антикоррупционном турне.
Критическим месяцем стал апрель: сначала оффшорный скандал, затем вымученная отставка Яценюка и назначение на премьерский пост Владимира Гройсмана. Эти события вызвали раскол среди депутатов и чиновников в Киеве и Одессе, ориентировавшихся на Саакашвили. Одна часть считала необходимым прямой конфликт с Петром Порошенко. Ее настроения выразил тогдашний и.о. замглавы Одесской ОГА по вопросам инвестиций и развития Александр Боровик. 20 апреля он рассказал в интервью, что в команде Саакашвили "время от времени идут дискуссии относительно увольнения, но решение будет принимать каждый лично. Я лично в вертикали президента больше работать не буду… Я чувствую себя в оппозиции к президенту, к его власти, к его вертикали, к его команде. И критиковать их очень трудно, когда ты сам в вертикали". Назвал он и причины своей оппозиционности: "Сейчас ассоциироваться с президентом, который сам замешан в оффшорах, не дает делать реформы, я не хочу". Столь же или еще более резкие комментарии давали близкие к Саакашвили парламентарии.
Однако сам Саакашвили, критикуя НФ и БПП, тщательно избегал критиковать президента лично. Вместо этого он несколько раз встретился с Порошенко. В результате Саакашвили сохранил губернаторский пост – вопреки слухам о том, что контролируемая Игорем Коломойским группа "Відродження" в обмен за поддержку кандидатуры Гройсмана на пост премьера получила бонус в виде снятия Саакашвили и назначения на должность главы Одесской ОГА депутата из "Відродження" Александра Пресмана. А 19 апреля состоялась встреча Порошенко, Гройсмана и Саакашвили – вообще-то уникальное событие, когда президент и премьер вдвоем ведут переговоры с одним губернатором. По словам Саакашвили, разговор шел о вопросах, которые "уже много месяцев саботируются и не решаются".
После этого Саакашвили продолжал делать громкие заявления, но по-прежнему – в достаточно обтекаемой форме, не затрагивающей лично Порошенко. Например, уже 20 апреля он выступил с предупреждением: "События могут развиться так, что скоро сам народ Украины наконец-то захватит власть, чтобы провести настоящие, а не для вида, реформы и изменения, и тогда врагам нашей потрясающей страны мало не покажется".
Саакашвили хотел сберечь губернаторский пост до парламентских выборов в Грузии. 24 апреля в интервью грузинскому телеканалу "Рустави 2" он высказал уверенность в победе ЕНД и заявил, что после этого приедет в Грузию. "Надо провести выборы в Грузии, победить в них, и я приеду, помогу тем людям, той команде, которые победят без потерь, помогу быстро наметить новые перспективы", – подчеркнул одесский губернатор. При этом он отметил, что не собирается совсем покидать Украину. "Я и моя команда не отказываемся от миссии на Украине, так как создание перспективы ее развития означает и перспективу развития Грузии", – заявил Саакашвили и заверил, что может создать в Украине политическую партию, которая победит на любых выборах.
Новая реальность
Однако, уже в июле раскол в созданном Саакашвили движении "За очищение" оформился организационно. Группа, сохранившая верность одесскому губернатору, заявила о планах создать партию "Хвиля". В число инициаторов новой партии вошли, в частности, экс-заместители генпрокурора Давид Сакварелидзе и Виталий Касько, народные депутаты Наталия Новак (БПП) и Виктор Чумак (внефракционный, бывший член фракции БПП). "Саакашвили будет с нами, конечно. И он будет одним из идеологов и драйверов этой новой партии", – заявил тогда Сакварелидзе.
Другая группа, в которую входят народные депутаты из фракции БПП Сергей Лещенко, Мустафа Найем, Светлана Залищук и Виктория Пташник, решила влиться в ряды партии "Демальянс". Лещенко тогда называл причиной разрыва с Саакашвили чрезмерные претензии одесского губернатора: "Мы много общались, как не допустить, чтобы партия дала крен на один борт. Говорили о коллегиальном принятии решений, например, выдвижении по три члена президиума от каждой группы, принимавшей участие в создании партии. Однако наши партнеры настаивали на лидерском типе партии, на том, чтобы Саакашвили стал почетным председателем партии. Такие подходы нас не устраивали".
Новая реальность возникла после 30 октября, когда состоялся второй тур выборов в Грузии, по итогам которых ЕНД получило только 27 мест в 150-местном парламенте, а правящая партия "Грузинская мечта" – 115. Никаких надежд на скорое возвращение в Грузию у Саакашвили теперь нет. И он не сможет баллотироваться на президентских выборах, которые ожидаются в 2018 г. Во-первых, в декабре прошлого года он был лишен грузинского гражданства. Во-вторых, даже если ему будет возвращено грузинское гражданство (в случае отказа от украинского), он все равно не сможет баллотироваться, поскольку, согласно Избирательному кодексу Грузии, кандидатом на пост президента не может быть гражданин, не проживавший в Грузии в течение последних трех лет. А Саакашвили покинул Грузию еще в феврале 2014 г. и с тех пор там не проживает.
В Украине ближайшие очередные выборы предстоят только в 2019 г.: летом – президентские, осенью – парламентские. Президентский пост Саакашвили точно не светит, поскольку кандидат должен проживать в Украине последние 10 лет. Но в парламент этот ценз меньше – пять лет. А Саакашвили перебрался в Украину еще летом 2014 г. Поэтому, если он хочет попасть в Верховную Раду, ему нужны именно очередные выборы, а не досрочные.
7 ноября на брифинге по поводу своего заявления об отставке Саакашвили впервые прямым текстом выступил против Порошенко: "Президент лично поддерживает два клана… Реально всю власть в области отдали этим двум кланам и их товарищам-сепаратистам из "Нашего края" Антона Киссе". Тем самым Саакашвили обозначил себя среди оппозиционеров. И Лещенко уже говорит о своем объединении с ним: "Отдельно партия Саакашвили "Хвиля" и наш "ДемАльянс" – это путь в никуда, если две эти партии будут работать в одиночку. Только путем их объединения мы можем добиться успеха".
Конечно, Саакашвили будет говорить о необходимости скорейших досрочных выборов. Но на самом деле в ближайшие три года ему будет важен процесс, и только потом – результат.