Европа созрела для того, чтобы простить Москву

Немного о французском русофильстве и плане "Б" для Украины
Фото: promvest.info

Французский Сенат поставил точку в вопросе отношения Парижа к антироссийским санкциям. 28 апреля нижняя палата - Национальное собрание - приняла резолюцию с призывом к власти не продлевать режим санкций в отношении России. Тогда "за" проголосовали 55 депутатов, но немалое количество высказалось против - 44. Голосование в Сенате в среду, 8 июня, показало резкое изменение позиции французских законодателей к этой теме. Внесенную представителем "Союза центристов и Республиканцев", членом ассоциации "Франко-российский диалог" Ивом Поццо ди Борго и членом президентской Социалистической партии Симоном Сутуром резолюцию, согласно данным сайта Сената, поддержал 301 человек, и лишь 16 выступили против.

Если взглянуть детальнее, то за документ голосовали: 133 соратника друга Путина, Николя Саркози (республиканцы), а против - пятеро; однопартийцы Франсуа Олланда отдали 106 голосов "за" и один против; Союз демократов и независимых - 23, против - 7. Против еще выступили Зеленые - 3 человека. Все. Несмотря на то, что данная резолюция с призывом к правительству носит рекомендательный характер, то есть ни к чему его не обязывает, это голосование весьма и весьма показательно в свете надвигающегося голосования Евросоюзом за продление санкций против Москвы.

Еще после голосования в Национальном собрании, которым не могли натешиться в России, у украинцев и наших союзников появилось ощущение, что нам врезали под дых. Естественно, один из участников "нормандской четверки" и лидеров европейской политики на законодательном уровне продемонстрировал желание прекратить давление на Кремль. Спикер Внешней дипломатической службы ЕС Майя Кочьян, комментируя ту резолюцию, заверила, что французский демарш не окажет влияния на санкционное давление, ведь "экономические меры были приняты единогласно всеми государствами-членами и связаны с полным выполнением минских договоренностей. "На данный момент они действуют до конца июля, и решение относительно следующего шага будет принято до этого дня", - говорила Кочьян.

В минские соглашения упираются и сами французы. 20 мая глава МИД Франции Жан-Марк Эро допустил отмену санкций, но только при условии выполнения Москвой "Минска". Он указывал на конкретные изменения в ситуации на Донбассе, хотя и признал, что прогресса нет. Минские и "нормандские" договоренности - краеугольный камень дипломатии в отношении РФ. Перешагнуть, забыть, проигнорировать европейцы о них не могут, ведь это автоматически нивелирует их роль в решении кризиса на востоке нашей страны. То есть, без формального выполнения соглашений Евросоюз признает поражение своей дипломатии и политики в целом.

Поэтому, хотя резолюция, принятая в обеих палатах парламента Франции, красноречиво свидетельствует о том, что Европа в целом созрела для нормализации отношений с россиянами, в то же время это не означает, что нынешним летом санкции не будут автоматически продлены. Еще рано. Постоянная эскалация на Донбассе - главное препятствие.

Но с другой стороны, если уж не удается сломить сопротивление кагэбэшников, узурпировавших власть в России, несмотря на катастрофическое положение экономики, то нужно действовать в другом направлении. Другое направление - это, конечно же, вторая сторона конфликта. Лидеры европейских стран, как уже подчеркивалось, уповают на "Минск", как панацею от всех проблем в Украине. И в Париже, Берлине или Риме считают, что если все же принудить Киев внести изменения в Конституцию, дать сепаратистам особый статус и амнистию, провести выборы и фактически легитимировать боевиков, то минометы стихнут. И плевать, что конфликт просто будет заморожен и из-за этого Украина станет ближе к тем, от кого бежит, а не к ЕС, к которому стремится. Страницу этой главы в истории европейской политики можно будет перевернуть, занявшись более насущными проблемами.

Да, санкции на самом деле могут отменить, допустим, через еще полгода. Пророссийское лобби в Европе окрепло - это Франция, Италия, Кипр, Чехия, Венгрия и, возможно, даже Германия. Во всех странах есть либо пророссийские политики, причем на руководящих постах, либо присутствует стойкая заинтересованность в бизнес-связях с Москвой. За полгода-год эта группа, если брать во внимание энергичное окучивание европейских полей россиянами, вполне может прирасти несколькими новыми участниками. Активно сопротивляться им будет практически некому. Британию лихорадит от Brexit и будет еще некоторое время после референдума 23 июня. Вашингтон приближается к переходному периоду - в 2017 году в Белом доме будет уже сидеть другой президент, да и в одиночку навести порядок в Европейском союзе ему будет не под силу. Потому, да, есть немалый риск, что Брюссель умоет руки.

Однако вопреки озвучиваемым ныне пессимистичным прогнозам, не стоит ждать, что в январе 2017 года начнется полномасштабное вторжение. Это было бы нелогичным и чересчур поспешным решением Кремля. Ведь в таком случае Брюсселю, разочарованному и обозленному, в первую очередь, собственным провалом, придется оперативно реагировать. И реагировать жестко: мы отменили санкции и, извините, обделались по полной.

Следовательно, Кремль будет выжидать, лишь изредка вызывая рябь на донбасской глади. Да и нужды в открытом противостоянии не будет, если в Раду пройдут те, кто еще вчера отдавал приказы поливать огнем позиции ВСУ. Появится отличный политический инструмент для координации государственной деятельности. А лидеры Евросоюза уже убеждены, что соблюли все приличия, выпоров хулигана с Востока. Также они исповедуют принцип "время лечит", поэтому с течением времени проблемы Украины будут поводом лишь выразить обеспокоенность, периодически к чему-нибудь призывая. И - с облеглчением вздохнуть от неизбежного сдвижения сроков украинской евроинтеграции в необозримую перспективу.

И так, к слову, еще не так давно Крым - занимал важное место в повестке дня. Запад четко артикулировал, что без возвращения полуострова Украине не может быть и речи о примирении. Ныне же крымский вопрос отодвинут на задний план, о нем предлагают пока забыть. И есть основания считать, что Киеву пришлось пойти на такое условие. Накануне бывший генсек НАТО, а сейчас советник украинского президента Андерс Фог Расмуссен заявил, что вопрос возвращения Крыма не является "неотложным делом". "Я не рекомендую делать из этого вопроса неотложный приоритет. Конечно он продолжит существовать, но именно сейчас можно сконцентрироваться и на других задачах: на реформах, на имплементации Минска-2", - сказал он, пообещав, что когда-нибудь в будущем развитые государства добьются возвращения полуострова. В пример Расмуссен привел страны Балтии - Латвию, Литву и Эстонию, аннексию которых Советским Союзом Запад так и не признал - но освобождения которых и не требовал.

Не исключено, что нам придется пока забыть об украинском Крыме, но процессы, бурлящие в ЕС сегодня, вынуждают менять политический вектор страны. Готовый план "Б" нужен, как говорится, уже вчера. Во-первых, надо быть готовыми к тому, чтобы остаться один на один с Москвой; во-вторых, к прекращению финансирования, если реформы не начнут проводиться, как их проводили поляки в 90-х; в-третьих, замороженный конфликт не пустит Украину в ЕС. Европа уже откладывает визовую либерализацию. В минувшую среду, например, европейские послы отложили вопрос об отмене виз для Грузии, и Украина на очереди. Причем министр внутренних дел Томас Мезьер сослался на то, что в стране выросло число квартирных краж, которые совершают международные криминальные банды из Грузии. Определенно страшилку и для Украины найти труда не составит. И притянутой за уши отговорки будет достаточно для отказа в открытии границ для украинцев. Что начнут после этого показывать соцопросы, к примеру, об отношении населения к интеграции в Евросоюз или вступлению в Альянс? Разочарование лишь поможет нашему ненасытному соседу.