• USD 41.3
  • EUR 43.5
  • GBP 52.2
Спецпроекты

Флот без концепции. Почему ВМС Украины слабо помогут американские катера Mark VI

На фоне смены правительства, в том числе и министра обороны, и, по всей видимости, ближайшей общей смены внешнеполитического курса Украины американцы продолжают демонстрировать полноценную поддержку нашей борьбы с Россией
Реклама на dsnews.ua

Иначе, кроме как такими прагматичными соображениями, нельзя оценивать контролированный вброс, который сделали американские чиновники через СМИ.

Речь идет о телекомпании CNN, которая буквально на днях со ссылкой на свои источники заявила, что в рамках первого транша ежегодной американской помощи на $125 млн для утверждения соответствующих комитетов Конгресса будет представлен список военного оборудования и вооружения, которое может быть поставлено Украине. В их числе радиолокационные системы контрбатарейной борьбы и патрульные катера Mark VI. И если с радарами все более или менее понятно - американцы просто продолжат поставки AN/TPQ-36, которые с 2015 г. состоят на вооружении ВСУ, то с катерами ситуация совершенно непонятная. Особенно на фоне того, что Пентагон эту информацию не подтверждает, но и не опровергает.

Начнем по порядку. Во-первых, если посмотреть оригинал публикации, то можно увидеть, что речь идет об "одном или более катерах". Хотя наши СМИ уже успели заявить, что Вашингтон планирует поставить партию из 12 таких судов, что в принципе невозможно, так как их всего на вооружении американского прибрежного речного флота столько.

Стоит отметить, что катера Mark VI разработаны компанией SAFE BI на базе многоцелевого катера Archangel и поставляются правительству США с 2014 г. Катер имеет длину по ватерлинии почти 24 м, а наибольшую длину 26 м. Силовая Mk VI состоит из двух дизельных двигателей многотопливного типа с водометами и обеспечивает катеру крейсерскую скорость в 30 узлов и максимальную - в 41 узел. Дальность хода нового катера на крейсерской скорости около 600 морских миль.

Вооружение катера состоит из двух 25-мм артустановок с дистанционным управлением от BAE Systems Rafael Mk 38 Mod 2. Кроме того, установлены несколько пулеметов калибра как 7,62, так и 12,7-мм. Катера ныне применяются как патрульные, однако имеют большой запас для модернизации.

То есть для своего класса вполне себе удачная конструкция, причем по совокупности характеристик они больше и мощнее, чем наши бронекатера "Гюрза-М", которые составляют основу нашего "москитного флота".

Однако, говоря о возможных поставках, стоит понимать две вещи. Во-первых, корабли прямо сейчас состоят на вооружении американского флота, не списаны и поэтому особого смысла передавать их Украине, которая даже не имеет статуса союзника в регионе, нет.

Реклама на dsnews.ua

Во-вторых, количество. Для реализации концепции "москитного флота" кораблей такого плана у Украины должно быть как минимум 18-20, причем как на Азовском, так и на Черном море. А мы построили семь "Гюрз", еще два заложены, пытаемся принять на вооружение "Кентавры" - и все. Прибытие даже двух Mark VI совершенно не усилит наш флот. Ведь вполне очевидно, что противником в войне будет только российский Черноморский флот, который имеет гораздо больше возможностей. В том числе универсальные корабли и корветы с ракетным вооружением.

А значит, противостоять эти откровенно речные суда ему полноценно не смогут - они должны быть только частью полноценной системы береговой обороны. А ее основу должны составлять противокорабельные комплексы берегового базирования под прикрытием мощной системы ПВО. И такой комплекс до последнего времени разрабатывался - это широко известный "Нептун".

Стоит напомнить, что его возможностей вполне хватает для полного перекрытия как минимум Азовского моря, а также огневого контроля над большей частью Черного.

Однако, судя по регулярно возникающим скандалам с доводкой комплекса и самое главное - с серийным производством, сейчас возникли большие проблемы. Прежде всего финансового порядка. Не совсем понятно, что будет и с еще одним элементом обороны - проектом ракет для 300-мм тяжелого РСЗО "Смерч", известных как "Вільха". Наиболее продвинутый из трех вариантов - "Вільха-М" с увеличенной дальностью поражения целей - пока тоже не доведен до этапа серийного производства.

Впрочем, возвращаясь к флоту, до сих пор нет внятной концепции развития ВМСУ. А ведь именно военно-морской флот, как и авиация, является тем видом вооруженных сил, куда государственные вложения максимальны и, значит, должны быть разнесены как минимум на 5-10 лет. А у нас с приходом каждого нового президента и министра обороны "разброд и шатания": то мы строим корветы на отечественных верфях, то катерный "москитный флот", то ищем за рубежом списанные корабли для пополнения корабельного состава.

В итоге ситуация близка к критической - единственной более или менее пригодной к войне боевой единицей остается флагман "Гетман Сагайдачный". Даже не так давно полученные выстраданные "Айленды" с их советской пушкой 1950-х годов с ручным наведением сложно назвать полноценными боевыми кораблями.

Но даже со вспомогательным флотом беда. Нет тральщиков, причем никаких - ни рейдовых, ни морских. Нет даже элементарного катера-торпедолова, который мог бы обеспечить подготовку экипажей противолодочных вертолетов Ми-14.

Все, что смогли выдать за последние пару лет наши судостроители, кроме "Гюрз", - средний разведывательный корабль, который еще, судя по всему, не вошел в боевой состав. Все остальное - ремонты той или иной степени устаревшего советского барахла.

А помощи со стороны НАТО нет (и, вероятно, уже не будет) по одной простой причине - наши союзники хотели бы видеть вменяемую концепцию развития флота на как можно более длительный срок. И тогда можно говорить, например, о паре рейдовых тральщиков, как это сделала недавно Болгария, или помощи другими бортами - благо сейчас сразу несколько европейских стран запустили программы модернизации своих ВМС.

И еще один немаловажный момент. Кроме пополнения корабельного состава, во флоте должна появиться каста патриотически настроенных офицеров. Ведь у даже самого современного корабля боевая ценность будет минимальной, если не найдется капитан, который отдаст команду применить оружие по противнику. И это хорошо показали события весны 2014 г. в Крыму или ноября 2018 г. в Керченском проливе.

    Реклама на dsnews.ua