Фискальный пресс. Почему НДС никогда не даст украинской экономике расти быстро

Нужно глобально реформировать налог на добавленную стоимость, а не баловаться с налогом на выведенный капитал
Фото: SHUTTERSTOCK

ГФС опубликовала отчет за 2017 г., в котором проанализировала не только свою непосредственную деятельность на ниве администрирования налогов, но и дала экспресс-анализ состояния всей фискальной системы страны.

Наше внимание привлекла информация относительно ситуации с налогом на добавленную стоимость (НДС), который после внедрения системы электронного администрирования и автоматического возмещения должен был стать белее, чем бороды у ветхозаветных пророков. Но как говаривал товарищ Саахов из старого кинофильма "Кавказская пленница": "Э, нет, торопиться не надо, торопиться не надо...". Несмотря на все усилия в плане администрирования, "налоговые скрутки" продолжают работать, хотя, стоит признать, далеко не в таких масштабах, как ранее.

Как известно, НДС - основной бюджетоообразующий налог, а иначе и быть не может в экономике, где нет моды на выполнение финансовых обязательств перед государством. Вот и приходится наполнять бюджет всевозможными косвенными методами, которые плавно перекладываются на конечного потребителя: НДС, акцизы. Перед нами классическая модель, при которой под фискальный пресс попадает конечное потребление. Быстро развиваться при такой налоговой модели нельзя, равно как и быстро ехать на автомобиле, в котором включен ручной тормоз. 

А что делать, если налог на прибыль корпорации платить не очень-то и спешат.

По состоянию на 1 января 2018 г., по данным Государственной казначейской службы, налоговыми органами собрано в бюджет 519,2 млрд грн, таможенными - 321,9 млрд грн.  При этом НДС, начисленный на импортные товары, ввезенные на территорию Украины, составил 250,5 млрд грн, а НДС, начисленный на товары, произведенные внутри страны (за минусом бюджетного возмещения) - 63,5 млрд грн. То есть суммарно этот налог обеспечил бюджетные поступления в размере 314 млрд грн, или 44% от планового уровня доходной части госбюджета на 2017 г.

С учетом сумм бюджетного возмещения величина собранного ГФС "внутреннего" НДС в 2017 г. составила 183,5 млрд грн, увеличившись по сравнению с 2016-м на 24%, или на 35,1 млрд грн. Казалось бы, столь весомый прирост должен стать основой бюджетного благополучия. Но, как оказалось, система администрирования НДС в нашей стране превратилась в сизифов камень, который ежечасно вытаскивают на гору миллионы конечных потребителей с тем, чтобы ограниченная группа экспортеров могла получить возмещение, которое в прошлом году составило 120 млрд грн, или 65% от всех собранных по данной фискальной росписи средств. Согласитесь, странный получается налог, 65% которого приходится перераспределять. В этих условиях налоговая служба из фискального органа превращается в некий перераспределительный центр наподобие центра выдачи гуманитарной помощи, только за оной приходят не нуждающиеся в ней, а, образно говоря, вполне здоровые и упитанные мужички. Заметим также, что население лишено права получить свою часть возмещения НДС, это прерогатива бизнеса, хотя именно граждане и обеспечивают львиную долю финансового потока, благодаря которому налог уплачивается в бюджет.

Столь высокий уровень бюджетного проникновения такого косвенного налога, как НДС, говорит о том, что наше государство собирает налоги не с экономических агентов за счет роста их производительности, а преимущественно за счет потенциала внутреннего рынка и конечных потребителей, то есть обычного населения. Как говорится, с мира по нитке - голому рубаха. Эта пословица подходит для описания действующей фискальной модели как нельзя кстати. Значительный уровень НДС в системе экономических отношений - это, с одной стороны, постоянная предпосылка к высокой инфляции, а с другой, причина низкой резистентности страны к глобальным кризисам и внешним шокам. Каждый раз, когда происходит очередной кризис, наблюдается резкое падение импортных поступлений и, соответственно, сборов по импортному НДС. В результате чего бюджет садится на мель.

Кроме того, высокий импортный НДС практически блокирует завоз в страну новых технологий и высокотехнологического оборудования (удельный вес этих полезных для экономики позиций не превышает 5-7% от общего объема импорта). Введение рассрочек по уплате налога, равно как и отсрочка приговора, не может комплексно решить данную проблему. Учитывая потребности нашей экономики, импортный НДС на оборудование примерно на 20% сдерживает темпы технического перевооружения основных средств и капитальных инвестиций.

Следовательно, для снижения инфляции и повышения резистентности к внешним шокам необходимо снижать уровень НДС как в части бюджетного проникновения, так и его базовое значение.

Естественно, с поиском соответствующих компенсаторов.

Но вернемся к сумме возмещения. На начало прошлого года сумма заявок на возврат НДС, которая не была удовлетворена, составила 12,2 млрд грн. В течение года поступили новые заявки на возмещение в размере 121 млрд грн, а сумма зависших заявок достигла 15,3 млрд грн. Таким образом, несмотря на рекордную сумму, выплаченную государством, размер неудовлетворенных заявок увеличился. Что говорит о том, что тема возмещения НДС превратилась для некоторой части отечественного бизнеса в некий "крестовый поход", в который устремились практически все, кто хоть что-то смыслит в его механике.

О влиянии импортного НДС на нашу экономическую систему мы уже упомянули. Теперь взглянем на тему возмещения налога. Ежегодно выплачивать порядка 4% ВВП или 17% плановой доходной части госбюджета в качестве возмещения - это та роскошь, которая не позволяет государству проводить политику по общему снижению фискального давления. Кроме того, это именно те ресурсы, которых так не хватает для проведения структурных реформ и новой промышленной политики. Сумма возмещения НДС уже почти сопоставима с государственными дотациями на покрытие дефицита Пенсионного фонда.

С другой стороны, как могут заметить некоторые эксперты, пополнение оборотных средств предприятий с помощью бюджетного возмещения плодотворно влияет на экономический рост. Вот только, как показывает практика, ежемесячные пики выплат подозрительным образом совпадают с аналогичными пиками, но только по покупке валюты. То есть гривня, выплаченная государством, плавно перетекает на валютный рынок и затем - за границу. Среднемесячное возмещение в 2017-м выросло в среднем на 2 млрд грн.

Более того, возмещение НДС крайне неравномерно распределено по сегментам экономики, вследствие чего оказывает весьма ограниченный и противоречивый эффект: в то время как большая часть экономических субъектов еле-еле сводит концы с концами, небольшая группа экспортеров сырья буквально пухнет от избытка оборотных средств.

Как показывает фискальная статистика, 51,7 млрд грн в прошлом году было возмещено предприятиям с иностранным капиталом, причем ГФС с гордостью сообщила, что компаниям с долей капитала из стран ЕС было перечислено из госбюджета 24,5 млрд грн. По сравнению с 2016 г., суммы возмещения, перечисленные в пользу иностранных компаний, выросли на 8,3 млрд грн, или на 19,2%.

Из общей суммы возмещения в 120 млрд грн экспортеры получили более 111 млрд грн, или 93%. Внутренние товаропроизводители практически лишены данного вида фискальной поддержки, что еще раз говорит о том, что с подобной моделью очень проблематично рассчитывать на развитие внутреннего рынка отечественных товаров.
Кроме того, поддерживаются преимущественно экспортеры сырья и полуфабрикатов. Удельный вес высокотехнологических товаров в общей структуре нашего экспорта не превышает 2-3%. 

Таким образом, механизм стимулирования бизнеса в виде возмещения НДС превратился в акселератор вывоза на внешние рынки сырьевых запасов страны.

 
В 2017 г. ГФС выявила 108 "базовых" схем, которые содействовали незаконному уклонению от уплаты НДС. "Базовая" схема - это значит, что кумулятивный негативный эффект каждой из них превышал 10 млн грн. Ниточки всех цепочек по минимизации НДС вели к ограниченному числу конечных "бенефициаров", которые планировали "оптимизировать" свой налоговый поток на сумму 3,7 млрд грн. Наибольшее количество махинаций зафиксировано в сфере сельского хозяйства (970 млн грн в товарном сегменте пшеницы и сои и 430 млн грн - шрот, макуха), в производстве (569 млн грн), строительстве (380 млн грн) и торговле потребительскими товарами (284 млн грн).

Но это только видимая часть айсберга. С помощью косвенных методов оценки налоговики установили, что ежемесячно государство теряет от применения схем с НДС порядка 1 млрд грн, то есть 12 млрд грн в год.

Все указанное выше очень красноречиво говорит о том, что в части фискальных реформ наши чиновники явно взялись не за тот конец. Вместо того чтобы реформировать один из самых важных налогов - НДС, они усиленно ломают копья в ожесточенных спорах относительно налога на выведенный капитал и налога на прибыль. 

Выглядит это примерно, как если бы некий водитель-механик, вместо того чтобы делать капиталку сгоревшему движку, месяцами ремонтировал магнитолу и прикуриватель.

А может, все эти разговоры про налог на выведенный капитал всего лишь ширма для сохранения статус кво по НДС? В последние годы, безусловно, сделано многое, большей частью в системе электронного администрирования. Но сама модель налога сохранена практически без изменений. И причина тому - консенсус основных экономических игроков, которым нравятся игры с налогом на прибыль, но которые очень заинтересованы в том, чтобы любые дискуссии находились как можно дальше от темы НДС.