Фавориты Трампа. Куда поведут США Рубио и Уолтц
Если внешней политикой США будут заведовать Марко Рубио и Майк Уолтц, это станет признаком смены приоритетов: США сфокусируются на китайской проблеме, а за Украину пусть отвечает Европа
Американские медиа обсуждают выбранные Дональдом Трампом кандидатуры на два ключевых внешнеполитических поста. Должность госсекретаря США (аналог министра иностранных дел), как ожидается, займет сенатор Марко Рубио, а советником президента по национальной безопасности — конгрессмен Майк Уолтц.
В первую каденцию Трампа на посту госсекретаря успели побывать четыре республиканца (Томас Шеннон, Рекс Тиллерсон, Джон Салливан, Майк Помпео), и столько же — в должности советника по нацбезопасности (Майкл Флинн, Герберт Макмастер, Джон Болтон, Роберт О’Брайен). Это говорит прежде всего о том, что Трамп легко меняет кадры, невзирая на их былые заслуги. Для него главное, чтобы они проводили тот курс, который он выбрал.
Поэтому, если он доверит свою внешнюю политику Рубио и Уолтцу, это будет означать лишь то, что на данном этапе именно эти двое кажутся ему наиболее подходящими проводниками его курса. И если мы хотим узнать, какой курс выбрал Трамп, нужно внимательней присмотреться к Рубио и Уолтцу.
Приоритеты Марко Рубио
Слегка утрируя, можно сказать, что Рубио — "ястреб" по отношению к Китаю, но "голубь" по отношению к России. И это вполне соответствует приоритетам Трампа.
Перед выборами Трамп активно эксплуатировал китайскую угрозу американским интересам. Например, в сентябре он предупредил избирателей штата Мичиган об угрозе американским автопроизводителям со стороны китайской электромобильной промышленности. Он пообещал, что сохранить главную отрасль штата помогут 200-процентные пошлины на китайские электромобили.
Проводником именно такой политики является 53-летний Марко Рубио, который с 2011 года представляет в Сенате США штат Флорида. Рубио был одним из сенаторов, кто наиболее откровенно говорил о необходимости для США быть более агрессивными в отношении Китая. Во время первой администрации Трампа он начал отстаивать промышленную политику, призванную помочь США лучше конкурировать с китайской экономикой, управляемой государством. В феврале 2017 года Рубио стал сопредседателем двухпартийной законодательно-исполнительной комиссии по Китаю, которая стремилась разработать агрессивную политику в отношении КНР, особенно ввиду нарушений прав человека в этой стране.
Той же линии он следовал и во время президентства Джо Байдена. В мае 2021 года Рубио утверждал в The American Prospect и на своем веб-сайте, что "Уолл-стрит должна прекратить поддерживать коммунистический Китай". "Американцы из всех политических кругов должны почувствовать себя воодушевленными растущим двухпартийным осознанием угрозы, которую КПК [Коммунистическая партия Китая] представляет для американских рабочих, семей и сообществ", — подчеркнул он. Рубио внес и успешно провел через Конгресс законопроект с целью предотвратить импорт китайских товаров, произведенных с использованием принудительного труда уйгурского этнического меньшинства Китая. Президент Байден подписал его в декабре 2021 года.
Можно резюмировать, что если Трамп хочет показать себя "ястребом" по отношению к КНР, то лучшего проводника этого курса, чем Рубио, ему не найти.
Оборотной стороной этого выбора является то, что Украина отходит на второй план. Перед выборами Трамп многократно заявлял, что полномасштабная война России против Украины — это провал Байдена, и обещал быстро ее остановить. Рубио четко следует этому курсу. 6 ноября, на следующий день после выборов, на которых победил Трамп, Рубио в программе NBC Today подтвердил, что Трамп хочет остановить эту войну.
"Он говорил, что хочет закончить войну. Как бизнесмен он не собирается говорить вам о своей переговорной тактике, чтобы довести это до конца. Но я не понимаю, почему мы не хотим, чтобы война закончилась таким путем? Очевидно, вам не нужно быть фанатом Владимира Путина, чтобы хотеть окончить войну, — сказал сенатор. — Я думаю, что украинцы были невероятно храбрыми и сильными, когда противостояли России. Но, в конце концов, то, что мы там финансируем, — это патовая война, и она должна быть завершена".
Как отмечает New York Times, "хотя в прошлом Рубио высказывался в жестких выражениях о России, он, скорее всего, согласится с ожидаемыми планами Трампа оказать давление на Украину, чтобы она нашла способ прийти к соглашению с Россией и остаться вне НАТО".
Это будет означать резкое изменение в официальной позиции Белого дома. Позиция Байдена и его госсекретаря Энтони Блинкена неизменно заключалась в том, что вопросы о переговорах с Россией и завершении войны — это прерогатива Киева, а США должны поддерживать Украину в этой войне "столько, сколько будет нужно". Трамп и Рубио выбрали другой вариант: фактически стать посредником между Москвой и Киевом, чтобы подтолкнуть их к прекращению огня, взаимным уступкам и окончанию войны.
Идеи Майка Уолтца
Функция советника по нацбезопасности — предлагать президенту политические варианты в данной сфере. Уолтц — сторонник такого варианта, когда США фокусируются на китайской проблеме, а европейские проблемы, включая финансирование НАТО, сдерживание России и заботу об Украине, должна взять на себя Европа (прежде всего Евросоюз и Великобритания). Именно на этом варианте настаивает Трамп. В свою первую каденцию он требовал от европейских членов НАТО увеличения расходов на оборону до уровня 2% ВВП, пугая, что иначе США вообще выйдут из НАТО или не будут защищать тех членов Альянса, которые экономят на военных расходах.
Похоже, Трамп подбирал такого советника по нацбезопасности, который был бы способен генерировать идеи для реализации этого курса. Именно в этом проявил себя 50-летний Майк Уолтц, который с 2019 года представляет штат Флорида в нижней палате Конгресса США. Он считается одним из самых ярых антагонистов КНР среди членов Конгресса. В апреле 2021 года он заявил: "Мы находимся в состоянии холодной войны с КПК".
И он специалист по выработке антикитайских решений. В 2020 году Уолтц внес и успешно провел через Конгресс закон об исследованиях и инновациях в области критически важных минералов, чтобы снизить зависимость США от Китая. Также он был пионером в законодательстве, направленном на защиту американских университетов и академий от китайского шпионажа. В 2021 году он был первым членом Конгресса, призвавшим к полному бойкоту зимних Олимпийских игр 2022 года в Пекине из-за геноцида уйгурского населения. В декабре 2021 года администрация Байдена объявила "дипломатический бойкот" этих игр.
Что же касается Европы и Украины, то Уолтц свои идеи сформулировал в сентябре 2023 года в выступлении на Foxnews: "Эпоха чеков без указания даты для Украины от Конгресса закончилась". Вот его ключевые тезисы:
- Администрация Байдена не объяснила ни американских целей в Украине, ни своей стратегии по их достижению. "Столько, сколько потребуется" — это лозунг, а не стратегия".
- В ближайшей перспективе военная помощь США Украине должна зависеть от европейского распределения бремени и равной европейской помощи в будущем.
- Нужно заставить наших союзников выполнить свое обещание тратить не менее 2% своего ВВП на оборону сейчас, сегодня.
- Администрация не может ожидать, что американские налогоплательщики будут платить за европейскую безопасность бесконечно.
- Остановить Россию до того, как она втянет НАТО и, следовательно, США в войну, — это правильное решение. Но бремя не может продолжать лежать исключительно на плечах американского народа, особенно пока Западная Европа получает преимущество. Должно быть политическое пространство между нынешней стратегией Байдена "столько, сколько потребуется" и теми, кто требует "ни одного доллара" Украине.
Последняя фраза очень четко показывает, что Уолтц старается дистанцироваться от откровенно пророссийских и антиукраинских лозунгов и политиков. Он стесняется сказать прямо: давайте предадим Украину и продадим ее Путину. Но и дать Украине столько оружия, сколько нужно для победы, он тоже не хочет. Он предлагает "третий путь": переложить ответственность за Украину с США на Европу.
6 ноября газета The Wall Street Journal рассказала, что советники Трампа по внешней политике предложили ему четыре плана окончания войны. Один из них по своему духу очень близок к философии Уолтца. Согласно этому плану, Украина откажется от вступления в НАТО в ближайшие 20 лет, линия фронта заморозится и обе стороны согласятся на создание демилитаризованной зоны длиной 800 миль (почти 1300 км), где будут размещены европейские миротворческие войска. США не будут участвовать в миротворческой миссии и не будут ее финансировать. "Мы не будем отправлять американских мужчин и женщин поддерживать мир в Украине. И мы не будем платить за это. Заставьте поляков, немцев, британцев и французов делать это", — сказал газете член команды Трампа.
Это не означает, что США совсем "откажутся" от Украины. Нет, они будут вносить свою долю в восстановление экономики и усиление обороноспособности Украины, но потребуют, чтобы доля Европы была существенно больше. А за свою долю они потребуют участия в механизмах контроля за украинской властью, особенно за расходованием западных средств, борьбой с коррупцией и т.п.
Придумать алгоритм, как заставить Украину на это согласиться, — это и есть одна из задач Уолтца.