• USD 41.3
  • EUR 43
  • GBP 51.7
Спецпроекты

Временный триумф Санду. Почему Путин пока проиграл в Молдове

Тремя словами итоги президентских выборов в Молдове можно сформулировать так: диаспора победила Путина

выборы в Молдове
Реклама на dsnews.ua

Второй тур президентских выборов в Молдове стал вторым поражением Путина. Две недели назад Путин проиграл в Молдове референдум о закреплении в конституции страны курса на вступление в Евросоюз. Референдум проходил вместе с первым туром выборов и фактически являлся частью избирательной кампании президента Майи Санду. Второй тур усилиями команды Санду тоже был превращен в голосование за геополитический вектор Молдовы.

Однако Молдова — парламентско-президентская республика. Президент назначает правительство на основании вотума доверия, выраженного парламентом. Поэтому можно не сомневаться, что Путин постарается взять реванш на парламентских выборах в Молдове, которые ожидаются в июле 2025 года.

Технология Санду

С другой стороны, можно предположить, что Санду на парламентских выборах воспользуется той же технологией, которая успешно себя показала на выборах президента. А именно: превратить выборы в голосование за геополитический вектор, чтобы внутриполитические, экономические, социальные проблемы отошли в глазах избирателей на второй план.

Конечно, это рискованная технология. Тем не менее, для Санду и ее партии "Действие и солидарность" это, похоже, единственный способ остаться у власти.

Четыре года назад Санду победила тогдашнего президента Игоря Додона, который опирается на Партию социалистов. Инаугурация нового президента состоялась 24 декабря 2020 года, а уже через четыре месяца, 28 апреля 2021 года, Санду распустила парламент и назначила на 11 июля досрочные выборы депутатов. Партия "Действие и солидарность" получила 52,8% голосов и 63 места в парламенте из общего числа 101. Остальные места достались блоку коммунистов и социалистов (32) и партии "Шор" пророссийского олигарха Илана Шора (6).

Таким образом, уже более трех лет Санду и ее партия полностью контролируют парламент и правительство. Оборотная сторона этого — полнота ответственности в глазах избирателей.

Реклама на dsnews.ua

Нельзя сказать, что экономическая политика Санду была провальной. Среди достижений можно отметить рост среднемесячной зарплаты на 66,1% — с 8469 леев в первом квартале 2021 года до 14069 леев во втором квартале 2024 года. При этом молдавский лей укрепился по отношению к евро — с 4,61 евро за 100 леев в апреле 2021 года до 5,14 сейчас.

Однако в то же время усилился разрыв между состоятельными и бедными слоями населения, также как и между городом и селом. Кроме того, все скандалы вокруг чиновников в течение этих трех лет связывались именно с президентом и правящей партией. И это не могло не сказаться на их рейтинге.

Объективно говоря, если бы нынешние президентские выборы в Молдове были сфокусированы на внутренних проблемах страны, то Санду имела бы невысокие шансы на выигрыш. Это вполне нормальный политический процесс, электоральный маятник: людям свойственно разочаровываться в своих избранниках, особенно если ожидания были завышенными.

Чтобы избежать такого развития событий, Санду решила перефокусировать внимание избирателей на внешнюю политику. А чтобы максимально поляризовать эту тему, она совместила первый тур выборов с референдумом. В мозги людей закладывалась формула: за или против Санду — это то же самое, что за или против евроинтеграции.

Технология Стояногло

Крупнейшая оппозиционная сила, Партия социалистов, отчаянно сопротивлялась этой технологии. Ее лидер, экс-президент Додон имеет, и вполне заслуженно, устойчивый имидж пророссийского политика. Для Санду он был удобным соперником, и поэтому он отказался от попытки реванша. Вместо него социалисты выдвинули экс-генпрокурора Александра Стояногло, который старался подчеркнуть, что главные различия между ним и Санду — не во внешней, а во внутренней политике. Лозунгом своей избирательной кампании он избрал "Справедливость для всех".

В то же время по вопросам внешней политики он пытался дистанцироваться от Додона и делал заявления, которые практически совпадали с позицией Санду. В частности, он называл российское вторжение в Украину международно признанным актом агрессии, говорил о территориальной целостности Украины в границах 1991 года.

Впрочем, социалисты не решились на главный шаг, который мог бы поломать технологию Санду: призвать народ сказать на референдуме "да" евроинтеграции. Вместо этого они стали продвигать идею бойкота референдума. Стояногло подал личный пример: утром в день голосования он заявил, что отказался участвовать в референдуме по вопросу европейской интеграции. "Я не взял бюллетень для голосования на референдуме. Я не против европейской интеграции, но сделал это в знак протеста против действий нынешней власти", — сказал он на избирательном участке в Кишиневе.

Санду выиграла референдум именно благодаря этой позиции социалистов и Стояногло. Попытка сорвать референдум была обречена на неудачу. Дело в том, что в Молдове порог явки на референдум — не половина (50%), а одна треть (33,33%) от общего числа избирателей. Общее число избирателей — чуть более 3 млн (3 020 814), значит, порог — чуть выше 1 млн. Число действительных бюллетеней на референдуме составило чуть менее 1,5 млн (1 488 874), то есть немного меньше половины общего числа избирателей, но намного выше порога.

Эффект от бойкота референдума легко вычислить. Число действительных бюллетеней в первом туре выборов составило 1 546 031, это на 57 тысяч больше, чем число действительных бюллетеней на референдуме. То есть 57 тысяч избирателей последовали примеру Стояногло и, придя на участки, взяли только бюллетень с фамилиями кандидатов на пост президента, но не взяли бюллетень с вариантами "да" и "нет" евроинтеграции. И эти 57 тысяч оказались решающими. Разница между "да" и "нет" на референдуме составила менее 11 тысяч голосов. Если бы 57 тысяч взяли бюллетень и сказали "нет", Санду проиграла бы референдум. А Путин — выиграл бы.

Итоги битвы технологий

Нужно признать, что технология Стояногло оказалась довольно успешной. На избирательных участках в самой Молдове он получил 51,33% — на 36 тысяч голосов больше, чем Санду. Но в битве за голоса диаспоры выиграла Санду: на заграничных участках она получила 82,83% — на 215 тысяч голосов больше, чем Стояногло. В итоге по всем участкам победила Санду: 55,33%, перевес в 179 тысяч голосов.

Отметим три фактора победы Санду. Во-первых, это мобилизация избирателей. Главный аргумент против Стояногло заключался в том, что его выдвинули и поддержали прокремлевские силы. Страх перед "троянским конем Кремля", как называла Стояногло Санду, был главным мобилизующим фактором для ее избирателей во втором туре, отмечает сайт newsmaker.md.

Во втором туре число действительных бюллетеней составило 1 680 608, или на 134 тысячи больше, чем в первом туре. В самой Молдове прирост составил 46 тысяч (c 1 306 612 до 1 352 757), а в диаспоре — 88 тысяч (с 239 419 до 327 851). Очевидно, что львиная доля этого прироста досталась Санду.

Второй фактор — это Путин и Шор. Хотя Стояногло пытался отмыться от имиджа "троянского коня Кремля", но Путин и Шор постарались доказать, что Стояногло — это действительно кремлевский кандидат.

Как "ДС" уже рассказывала, в первом туре на Стояногло работала "сетка Шора". Для того, чтобы сократить возможность влияния на результат во втором туре сетки шоровских активистов на зарплате из России, как по тревоге были подняты правоохранительные структуры. Две недели почти каждый день молдаване видели новости о новых обысках, задержаниях и штрафах за покупку/продажу голосов. Возможно, если бы полиция с самого начала так активно боролась с незаконным финансированием сетки, то ее возможность незаконного воздействия на первый тур выборов и референдум была бы сведена на нет еще до первого тура.

Недостатки в работе правоохранителей всячески пытались компенсировать сторонники Санду и даже некоторые представители правящей команды. В медиа слили базу сторонников Шора в Молдове, которая тут же разлетелась по соцсетям. Сторонники действующей власти принялись публично позорить людей, попавших в тот список, рассказывает newsmaker.md.

Наверное, эта сетка сумела добавить голосов Стояногло и во втором туре. Но в то же время связь с Шором и его сеткой, несомненно, играла против Стояногло, дискредитируя его в глазах избирателей.

Аналогично Путин своими действиями показал, что ему очень хочется повлиять на результат выборов в Молдове. Полиция Молдовы в день проведения второго тура зафиксировала организованную транспортировку избирателей из России в Молдову разными маршрутами. Большую колонну автобусов, которые направлялись в Молдову через страны Евросоюза, заблокировала Литва. Другой маршрут — до Стамбула самолетами (чартерными рейсами), а оттуда — автобусами (с молдавскими регистрационными номерами) через Болгарию и Румынию.

Советник Санду по национальной безопасности Станислав Секриеру сообщил, что сайт ЦИК был временно недоступен утром 3 ноября из-за DDoS-атаки. По словам Секриеру, доступ к сайту был оперативно восстановлен без потери данных. Позднее он заявил, что "скоординированные кибератаки" продолжаются, нарушая связь между избирательными участками внутри страны и за рубежом.

Секриеру также рассказал, что на избирательных участках в Ливерпуле и Нортгемптоне (Великобритания), а также во Франкфурте и Кайзерслаутерне (Германия) появились сообщения о заложенных бомбах, которые оказались ложными. Сообщения о минировании участков поступали также в Румынии.

Вероятно, Путин пытался таким образом снизить явку избирателей на зарубежных участках. Но он скорее простимулировал молдавскую диаспору активнее участвовать в голосовании.

Третий фактор — это Ренато Усатый, который занял третье место в первом туре. За него проголосовали 213 тысяч избирателей. Он старательно выдерживал промежуточную позицию между Санду и Стояногло. Например, 20 октября он рассказал, что сам он бойкотирует референдум, но его мама взяла оба бюллетеня. После первого тура он не поддержал ни Санду, ни Стояногло. В результате Стояногло во втором туре получил меньше, чем рассчитывал.

Понятно, что Усатый хочет обеспечить "золотую акцию" своей партии "Наша партия" на парламентских выборах в июле. Он надеется, что ни "Действие и солидарность", ни социалисты не получат большинство мандатов, а значит, им придется искать союза с "Нашей партией" — если она выступит удачно. В 2021 году блок "Ренато Усатый" набрал только 4,1% и остался за бортом парламента.

Можно уверенно прогнозировать, что Санду на парламентских выборах опять постарается разыграть геополитическую карту. А Путин опять постарается повлиять. Его целью будет формирование в Молдове пророссийского парламентского большинства. Повторим, это будет решающая битва, а референдум и президентские выборы — это лишь проба сил.

    Реклама на dsnews.ua