Что заменит исправительные колонии
О целесообразности этих новаций и эффективности грядущей реформы "ДС" рассказал бывший глава Государственной пенитенциарной службы Украины Сергей Старенький
"ДС" В Минюсте говорят, что пенитенциарные учреждения пустуют, поэтому их количество нужно сокращать. Так ли это?
С.С. Утверждая, что у нас на 25% снизилось количество осужденных, Минюст просто жонглирует цифрами. На самом деле из статистики вычеркнули людей, которые находились в колониях в Крыму и Донбассе. По данным на апрель прошлого года, когда была полная статистика по всей Украине, в местах лишения свободы находилось порядка 100 тыс. осужденных. На сегодняшний день, без учета Донбасса и Крыма, их почти 88 тыс. То есть количество осужденных на "квадратный метр" уголовно-исполнительных учреждений осталось таким же, как в 2013 году.
А вот в следственных изоляторах (СИЗО) заключенных действительно стало меньше. К примеру, в Киевском СИЗО в 2009-2010 годах содержалось 4 тыс. человек, сегодня - 2,1 тыс. Сейчас суды чаще применяют меры пресечения, не связанные с содержанием под стражей, - залоги, личные поручительства и т. д. Но в конечном итоге суды все равно выносят приговоры, люди получают сроки и попадают в колонии.
"ДС" В первую очередь планируют ликвидировать Черновицкое, Львовское и Киевское СИЗО. Почему именно эти учреждения?
С.С. Ответ прост - они расположены в центральных частях городов, где дорогая земля и недвижимость. Министр юстиции Павел Петренко уже заявлял, что эти учреждения надо "консервировать", а площадки выставлять на публичный конкурс. Следственные изоляторы действительно нужно переносить на окраины или за пределы города. Но сначала надо построить новые учреждения, а потом переводить туда подследственных. СИЗО нельзя закрывать. Лица, взятые под стражу, должны находиться в том регионе, в котором открыто уголовное производство. Если сейчас закрыть Черновицкий СИЗО, то ближайшие следственные изоляторы окажутся в других областях - Ивано-Франковской, Закарпатской, Львовской. То есть подследственных надо будет возить в Черновцы на следственные действия, в суд. А для этого нужен транспорт, конвой. Ликвидация СИЗО приведет к затягиванию рассмотрения уголовных дел. Говорить о том, что инвесторы, которые выкупят участок с расположенным там зданием, построят новые СИЗО, несерьезно. Это далеко не так просто, как возвести супермаркет из сендвич-панелей. СИЗО - куда более сложное сооружение.
С.С. Учреждения для несовершеннолетних и женские колонии действительно слабо наполнены. К примеру, в шести исправительных колониях для несовершеннолетних содержится менее 400 человек. Что касается женской преступности, она не падает, просто ответственность за преступления, совершенные женщинами, стала мягче. Но я бы не стал говорить, что эти колонии надо закрыть. На их базе можно создать учреждения для исполнения наказаний для лиц, приговоренных к пожизненному заключению. Их количество быстро растет и сейчас превышает 1,5 тыс. Но учреждений для этой категории осужденных катастрофически не хватает, они битком забиты. В одной камере можно содержать только двух людей, но сейчас там сидят по три-четыре человека.
С.С. На питание одного осужденного в день идет около 8 грн. На питание женщин, несовершеннолетних и больных - порядка 20 грн. в день. Как можно качественно накормить человека на эту сумму - непонятно. На коммунальные и бытовые услуги выделяется порядка 300 грн. в месяц на каждого осужденного. Плюс зарплата персонала, а это 38 тыс. человек. В 2014 году на пенитенциарные учреждения было выделено порядка 8 млрд грн. Это очень мало.
Утверждая, что у нас на 25% снизилось количество осужденных, Минюст просто жонглирует цифрами
По нашему законодательству, в колониях на каждого осужденного должно приходиться 4 квадратных метра жилплощади. А на заключенного в СИЗО, согласно старым советским нормам (их до сих пор не поменяли), полагается 2,5 квадратных метра. Получается абсурдная ситуация - у человека, вина которого еще не доказана, бытовые условия хуже, чем у осужденных, которые отбывают наказание за совершенные преступления. В европейских странах официально установлены разные санитарные нормы - вплоть до 7 квадратных метров на человека. То есть по украинским нормам лимит наполняемости СИЗО не превышен. Но если исходить из европейских нормативов, наши следственные изоляторы переполнены.
С.С. Практика передачи управления тюрьмами частным компаниям довольно спорная. Частные тюрьмы существуют в США, Великобритании, Австралии, Канаде и других странах. Например, в Соединенных Штатах функционирует мощный "тюремный" сектор экономики, который контролируют гигантские частные корпорации. Распоряжаясь дешевой рабочей силой, которая к тому же имеет определенные сложности с защитой своих прав, частные инвесторы не заинтересованы в том, чтобы преступник исправился и вышел на свободу. Наоборот, им выгодно, чтобы зэков было больше и сидели они дольше. Американские "тюремные" корпорации имеют мощное политическое лобби, это позволяет им влиять на законодательство и судебную практику.
В Украине могут быть созданы частные колонии. Но система должна быть построена несколько иначе. Скажем, управлять колониями для несовершеннолетних и для женщин могли бы гуманитарные организации. Или, например, у нас есть аграрные колонии открытого типа, без охраны, где отбывают наказание люди, осужденные за нетяжкие преступления. Фермер может взять в аренду сельхозугодия такой колонии, обрабатывать их с помощью осужденных и платить им зарплату. Такие механизмы имеют право на жизнь, но пользоваться ими надо очень аккуратно.
С.С. Государство, как и прежде, будет выделять деньги на содержание учреждений пенитенциарной системы, которые перейдут в частное управление. Например, на колонию тратят из бюджета 10 млн грн. в год. Эти деньги государство будет выделять частной компании, а та возьмет на себя обязательство обеспечивать осужденных как минимум на уровне госстандартов, а также их трудоустроить. Кроме того, часть прибыли от производства она будет обязана направлять на улучшение содержания осужденных - разнообразить их питание, открыть спортзал или библиотеку и т. д.
С.С. Если государство обеспечит пенитенциарные учреждения госзаказами, то по большому счету и смысла в частных тюрьмах не будет. Сейчас колонии находятся в равных условиях с другими субъектами предпринимательской деятельности. Они сами ищут себе заказы, выживают как могут. Загрузка колоний госзаказами будет иметь два позитивных момента. Во-первых, осужденные станут получать зарплату, которую смогут тратить на продукты, предметы личной гигиены, оплачивать телефон, интернет и так далее. Во-вторых, уровень правопорядка в пенитенциарных учреждениях станет намного выше, потому что люди будут работать.
Опубликовано в еженедельнике "Деловая столица" от 29 июня 2015 г. (№ 26/736)