В поиске козла отпущения. Что Банковой делать со скандалом об украденных из ковидного фонда миллиардах

Банковая готова пожертвовать министром Степановым. Ответственность за то, куда ситуация повернется дальше, сейчас лежит на депутатах Верховной Рады

Игорь Уманский заявил, что на финансирование "Большого строительства" были взяты средства из ковидного спецфонда / Flickr НБУ

Влиятельный скандал

Скандал, поднятый Игорем Уманским, быть может, еще не стал очень громким. Но его уже точно можно назвать влиятельным.

Разница тут вот в чем. Громкий скандал рассчитан прежде всего на то, чтобы взбудоражить общество. А влиятельность скандала определяется тем, насколько сильный переполох он вызвал в истеблишменте. Именно об этом мы и поговорим.

Игорь Уманский дважды руководил Минфином, последние полгода был советником руководителя президентского офиса Андрея Ермака. В апреле сам Ермак сообщил, что Уманский будет заниматься вопросами борьбы с коррупционными схемами. И вот 12 ноября Уманский объявил о своей отставке, а на следующий день рассказал о коррупционных схемах под маркой "Большого строительства" — главного пиар-проекта Владимира Зеленского.

"2020-й запомнится украинцам надолго. Не только из-за пандемии и неуклюжей борьбы с ней, но и из-за беспрецедентного уровня роста коррупции и потери властью адекватного восприятия реальности. Так называемое "Большое строительство" — яркое тому подтверждение", — заявил Уманский. И далее он подробно рассказал о присвоении средств, выделенных на строительство дорог.

По его данным, в 2020 г. финансирование Укравтодора составило 121,8 млрд грн, из которых 35 млрд грн — это деньги фонда борьбы с COVID-19. Суть скандала в том, что, по словам Уманского, "украдено почти 40% освоенных средств" — 36 млрд грн. Это как раз столько, сколько было потрачено из ковидного фонда. "То есть, без этих "шаловливых ручек" можно было бы построить ту же протяженность дорог и (внимание!) не трогать "грязными ручками" ковидный фонд", — подчеркивает экс-советник Ермака.

Эффект домино

Демарш Уманского — это не только скандал о разворованных миллиардах, который бьет по рейтингу Зеленского и "слуг народа". Это еще и сигнал о том, что пришла пора убегать из нынешней власти и сдавать ее с потрохами. А это уже удар по имиджу Зеленского и "слуг народа" в широких чиновничьих кругах, включая судейский корпус, силовиков, местное самоуправление.

Причем это второй такой удар — первым стал фактический отказ парламентских "слуг народа" принимать законопроект Зеленского №4288 о разгоне Конституционного суда. А третьим ударом стали демарши городских властей ряда областных центров против "карантина выходного дня".

И еще очень важно, что демарш Уманского — это сигнал о том, что денег МВФ не будет. "МВФ требует аудита как ковидного фонда, так и Укравтодора. Правительству его делать страшно. Страна приближается к экономическому армагеддону", — прогнозирует экс-советник Ермака.

Если это и вправду так, значит, финансовые проблемы Зе-власти будут все более углубляться. И это тоже аргумент для широких слоев чиновничества против лояльности к нынешней власти. Так что Банковая (или сейчас уже правильнее говорить Феофания, раз там обосновались Зеленский и Ермак) имеет все шансы увидеть в действии эффект домино. Когда вслед за нардепами, Уманским, мэрами начнут сыпаться и другие "костяшки".

Реакция на заявления Уманского

Укравтодор ответил на выпад Уманского пространным опровержением. Сам факт этого публичного реагирования свидетельствует о том, что Банковая понимает, что замолчать тему не удастся. Но опровержение тоже не спасает, ибо оно вряд ли кого-то убедит. В самом деле, кто поверит, например, таким словам Укравтодора: "Направление средств на обновление дорог является одним из способов противодействия последствиям коронакризиса". Более убедительных аргументов Укравтодор, похоже, не нашел.

Между тем скандал уже получил развитие 16 ноября на согласительном совете Верховной Рады. Премьер-министру Денису Шмыгалю предложено 17 ноября выступить в парламенте. И спрашивать с него будут, в частности, о том, как "Большое строительство" превратилось в "Большое грабительство".

"Господин Шмыгаль и правительство должны уже не только отчитываться о растранжиривании средств, а и давать показания правоохранительным органам про "Велике крадівництво". Я обращаюсь к коллегам, что мы уже должны временную следственную комиссию создать по шокирующим заявлениям господина Уманского, а это советник Ермака, я напомню, который рассказал про "Велике крадівництво" и о привлечении к нему самих представителей власти", — заявила сопредседатель фракции "Европейской солидарности" Ирина Геращенко.

Эту тему тут же подхватила Юлия Тимошенко. "Я могу вам сказать и то, что касается ситуации вокруг фонда COVID, коррупции на дорогах. Я абсолютно от имени фракции настаиваю на создании временной следственной комиссии для того, чтобы отследить, как используются деньги, которые взяты из ковидного фонда, на дороги. Если там то, что говорит экс-министр Уманский, что там половина "отмывается" и по сути разворовывается денег, то это преступление такого масштаба, за который надо чтобы отвечали сейчас, а не после того, как закончится пятилетний срок пребывания на должностях этой власти", — подчеркнула лидер "Батьківщини".

Дилемма Банковой

Вопрос в том, какие шаги предпримет Банковая, чтобы ими перебить этот скандал. Например, ходят упорные слухи о том, что еще 13 ноября на Банковой твердо решили отправить в отставку министра здравоохранения Максима Степанова. Эту информацию подтвердили волонтеры, которых пригласили на Банковую для обсуждения борьбы с коронавирусом, а также замглавы парламентской фракции партии "Голос" Ярослав Железняк.

На Степанова можно списать все промахи власти в борьбе с пандемией, включая даже то, что деньги ковидного фонда пошли на дорожное строительство. Дескать, это ж министр Степанов все согласовал. Но Уманский говорит ведь не только о том, что деньги пошли не туда, куда нужно, а еще (и это главное) о том, что деньги украдены. А списать 36 млрд на одного Степанова не получится.

Поэтому Банковой придется идти на какие-то более крупные жертвы. К тому же скандал, поднятый Уманским, будут раздувать разные силы. Одни — чтобы добиться смены правительства, другие — чтобы добиться перевыборов парламента. И Банковая сейчас перед выбором между этими сценариями.

Дилемма парламента

Своя дилемма стоит перед парламентом. 17 ноября депутаты заслушают Шмыгаля о борьбе правительства с коронавирусом и примут постановление, под проектом которого подписались вице-спикер парламента, представительница "Батьківщини" Елена Кондратюк (сейчас она и.о. председателя Верховной Рады, поскольку спикер Дмитрий Разумков и его первый зам Руслан Стефанчук заразились коронавирусом), Ярослав Железняк от "Голоса" и Ирина Геращенко от "Европейской Солидарности", лидеры "слуг народа" Александр Корниенко и Давид Арахамия, сопредседатель ОПЗЖ Юрий Бойко.

Поскольку это согласованный проект от всех фракций, он, скорее всего, будет принят. Суть его в том, чтобы рекомендовать правительству отменить "карантин выходного дня", установленный постановлением Кабмина №1100 от 11 ноября 2020 г.

Если депутаты проголосуют за этот проект, они тем самым фактически выразят недоверие правительству Шмыгаля. Но формально это не будет основанием для отставки Кабмина. И на депутатах будет лежать ответственность за то, куда ситуация повернется дальше.

Хотят того депутаты или нет, но если они заслушают Шмыгаля, отменят постановление Кабмина, но не отправят правительство в отставку, — значит, они возьмут ответственность за дальнейшие его шаги на себя.